Воспитание у уч -ся интереса к изучению русского языка
статья по русскому языку на тему

Дронова Надежда Николаевна

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода  к содержанию и организации изучения предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_r.ya_.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка

По отношению каждого человека к своему языку

Можно совершенно точно судить не только о                                       его                                                                                                              культурном уровне, но и о гражданской ценности.

К. Паустовский

Успешное осуществление огромных задач по всестороннему воспитанию учащихся – патриотическому, трудовому, умственному, нравственному, эстетическому связано с повышением интереса учащихся к учению. Решая проблему воспитания у учащихся интереса к изучению русского языка,(своего родного)  следует учитывать, что русский язык предмет огромного мировозренческого потенциала, большой функциальной значимости.Развитие диалектического мышления у учащихся при изучении русского языка предполагает формирование у них представлений о всеобщих связях и взаимодействии явлений действительности и языка.

Русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Отсюда следует, что воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности.


Предмет, «русский язык» который в школе  часто называется ребятами , к сожалению, в числе самых трудных. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.

Уже несколько лет я работаю над темой «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка». В результате поиска на волнующий нас вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Стремясь обучить своих учеников русскому языку, я пытаюсь заинтересовать их своим предметом, а для этого ищем новые приемы, методы и способы подачи нового материала.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода  к содержанию и организации изучения предмета. Нестардатность работы помогает возбуждению эмоций у выпоолняющих ее –удивление перед необычным, нередко радостного чувсва в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата. В реализации указанного подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий. Понятие»Нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е.ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого надо искать творчески.Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка.

 Все нестандартные задания  могут быть разделены на два типа: учебно – поисковые и исследовательские.

Учебно – поисковые задания расссчитаны на «открытие учащимися уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельно новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи  естесственно посильных для школьника)

Учебно – поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса в первую очередь на два ряда:  а) задания, возникновение интереса к которым создается за счет  специфических языковых, лингвистических факторов, - проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Компоненты занимательности, рассчитанные на особое привлечение внимания к нему, «заинтересование» учащихся.

Ипользование многообразия нестандартных заданий (как известных, так и вновь создаваемых) в учебном процессе требует от  учителя постоянного совершенствования собственных знаний, творческого подхода к предмету, умения органически включать соответствующие материалы в занятия по русскому языку.

Учителю при подготовке к уроку русского языка всегда необходимо представлять себе  педагогическую ценность задания:

1) воспитательное значение задания,

2) учебную цель,

3) необходимо ли это задание,

4) почему выбрано содержание этого задания, интересно ли оно,

5) сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь читель.(в чем ?)

6)  место задания в учебном процессе (изучение нового материала,повторение, обобщение,контроль знаний)

7) соотношение задания со школьным учебником,

8 )что дает работа над заданием, циклоом заданийдля совершенствование практической подготовкиучащихся. Нестандартные задания напавлены на умственное развитие ребенка.Но одновременно они решают и воспитательные задачи.

Я считаю, что нестандартные задания - один из способов решения данной проблемы, они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это результат моих поисков и размышлений. Этот материал, который помогает делать обучение более радостным и интересным.

Литература

  1. И.М.Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». М., «Просвещение», 1985 г.
  2. Е.А. Евлампиева «Занимательные задания на уроках русского языка». Чебоксары, 1997 г.
  3. Занимательное азбуковедение. М.,1980 г.
  4. Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика». М., 1964 г.
  5. В.А. Иванова, Э.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке». Л., «Просвещение№, 1990 

Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией.

1.Совпадает ли количество глассных звуков и букв?

Записать ряд слов, в которых:

а)больше букв, чем звуков

б)звуков больше,чем звуков

в)звуков в два раза больше, чем букв

2.Найти слова включающие:

а) три звука[j] и три, четыре буквы я. Вчастях какой части речи вы бы начали их искать?

3.Установите количество звуков

а) [з ] – Зина обратилась с просьбой к Лизе;

б ) [ш ] –Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

4. 1)  Установите звук(звуки), который является общей в каждой группе слов:

а) книжка. Нож. Шар.

б) двором. Улов.  Все.

в)сено, саломка

 2)Какие орфораммы здесь проявляются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

Развитие интереса к изучению русского языка.

Предоставлены самые разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставьте ударение......

Развитие интереса к изучению русского языка.

Представлены разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставить ударение......

"Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению немецкого языка в начальной школе"

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн...

Активизация интереса к изучению коми языка посредством игры

Активизация интереса к изучению коми языка посредством игры...

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.Тема: « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка»...