Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Дательный падеж".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кудрявцева Галина Александровна

Урок русского языка в 3 кл. УМК "Школа России". Авторы учебника:Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Презентация по русскому языку в 3 классе "Дательный падеж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon datelnyy_padezh_imyon_sushch-h.doc50 КБ
Office presentation icon 103.datelnyy_padezh.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 кл.  

Тема: «Дательный падеж».

Цель: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

  1. Актуализация знаний. Орфографическая минутка со взаимопроверкой.

-Прочитайте пословицу.

–Как вы её понимаете?

  Грамоте учиться – всегда      пригодится.

( В старину человека, умеющего читать и писать, называли  грамотным. Если в старину его так называли, значит, нас с вами можно назвать грамотными людьми.)

-Давайте проверим, насколько вы грамотные.

-Проведём орфографическую минутку.

Ул..ца, расска..,  п..сьмо, с..стра, луч(?), гн..здо

-Что объединяет все эти слова? (им.сущ-е)

-На какие группы можно их разделить?(по родам)

-Что такое имя сущ-е? –Как изменяются имена сущ-е? (слайд)

III. Самоопределение к деятельности

-  Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.

Плыл по реке, пришёл к бабушке, обрадовался другу.

-  Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже.)

-  Сформулируйте тему урока и цель.

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название падежа

Предлоги

Вспомогательное слово

Каким членом предложения бывает

Вопросы падежа

Как определить падеж имён сущ-х

IV. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

Упр.82 (с. 46).

—  Прочитайте словосочетания.

—  Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.

—  Какие вопросы вы поставили?

—  К каким существительным поставили вопрос кому?, а к каким — чему?

—  Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

2.-Сделаем вывод:

-По каким признакам можно определить Дательный падеж имён сущ-х?

3.Работа в парах

Задание: Составьте и запишите словосочетания с существительными в Д.п., используя предлоги  к,по  (Проверка)

ползти, земля

ехать, шоссе

отойти,  машине

бежать, речка

4. Упр. 83 (с. 46).

—  Прочитайте.

—  Из каких басен эти строки? («Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».)

—  Найдите имена существительные в дательном падеже. Как это сделать?

- Назовите алгоритм, как определить падеж им.сущ-го

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

—  Назовите вопросы дательного падежа.

—  С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?

-Каким членом предложения являются сущ-е в Д.п.?

5. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа с пословицей, которая была озвучена вначале урока: Грамоте учиться – вперёд пригодится.

-Определить падеж имени сущ-го. (грамоте-Д.п.)

2. Игра «Кто первый?»

Задание: выписать из ряда словосочетаний только те, где сущ-е стоят в Д.п.

Жить в Москве,

угощать земляникой,

подарить другу,

принести из магазина,

ехать по дороге,

пришёл с работы,

подошёл к девочке,

написать  бабушке

     Проверка.

VI. Рефлексия

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название падежа

Предлоги

К,по

Вспомогательное слово

Каким членом предложения бывает

Второстепенным

Вопросы падежа

Как определить падеж имён сущ-х

По вопросу, по предлогу

VII .Творческая работа: подписать конверт (отправитель –в Р.п., получатель – в Д.п.)

VII. Подведение итога урока

-  Какие тайны открыл для вас дательный падеж?

-С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?

-Какое задание вам понравилась на уроке?

- Какое-то задание вызвало затруднение?

- Кто легко справился со всеми заданиями?

VIII. Домашнее задание:

Упр. 84 (с. 47).,написать 2 пословицы с именами сущ-ми в Д.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Слайд 3

Ул..ца, расска.., п..сьмо, реч(?)ка, гн..здо, луч(?)

Слайд 4

Имя существительное обозначает имеет изменяется предмет род по числам по падежам

Слайд 5

Прочитайте словосочетания. Чем они похожи? Плыл по реке, пришёл к бабушке, обрадовался другу. Сформулируйте тему урока.

Слайд 6

Тема урока: Дательный падеж . Падеж дательный – добрый и внимательный. Все что есть у него раздает. Так и спрашивает: « Кому дать? Чему дать? »

Слайд 7

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги член предложения как определить падеж имен существительных

Слайд 10

Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Слайд 11

Используйте предлоги: к, по Составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже . ползти, земля ехать, шоссе отойти, машине бежать, речка

Слайд 12

Алгоритм в определении падежа имени существительного. 1. Найдите имя существительное. 2. Найдите слово, к которому относится имя существительное. 3.Поставьте от этого слова к существительному падежный вопрос. 4. По вопросу определите падеж.

Слайд 13

Упр. 83

Слайд 14

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Слайд 15

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал Название падежа Вспомогательное слово Вопросы падежа Предлоги Каким членом предложения бывает Как определить падеж имен существительных к, по Второстепенным По вопросу, по предлогу

Слайд 16

Игра « Кто первый?» Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехать по дороге, пришёл с работы, подошёл к девочке,

Слайд 17

Проверь себя Подарить другу, ехать по дороге, подошёл к девочке,

Слайд 19

Это яблоко, скажите, Я отдам КОМУ? ЧЕМУ? Может, Лене? Или Вите? Нет, пожалуй, никому…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Презентация к уроку. Русский язык 3 класс. Тема. Винительный падеж.

Предмет: русский язык .УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, часть IIТип урока. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...

Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...

Презентация к уроку русского языка 3 класс. Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Презентация к открытому урокупо русскому языку 3  класс Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...

26/01/22 Русский язык, 4 класс Тема: Дательный падеж имен прилагательных

учебник Русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862870","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mo...