Конспект урока русского языка "Винительный падеж, Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ларионова Елена Вячеславовна

Конспект урока русского языка "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" (3 класс) с мультимедийной  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russk._yaz._v._p._larionova.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

                              Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Ларионова Е.В.

Тема урока

Винительный падеж имён существительных. Отличие винительного падежа от именительного.

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Формировать умение определять винительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение определять по вопросам и синтаксической роли  винительный падеж имён существительных;
  • сформировать умение различать существительные в именительном и винительном падеже;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения распознавать существительные в именительном  и винительном падеже по вопросам и  синтаксической роли в предложении;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
  • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой .

Основные понятия

Винительный падеж, вопросы винительного падежа, именительный падеж, синтаксическая роль, подлежащее, второстепенные члены предложения.

Межпредметные связи

Русский язык –- развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Винительный падеж имени существительного».

Карточки с названиями падежей.

Карточки с вопросами.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Форма учебного взаимодействия

I.Мотивацион-ный этап

1.1Организационный момент.

1.2.Психологический  настрой.

(2 мин)

Мы уже многое знаем.

В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Будем мы внимательны, активны и старательны! 

Запись даты в тетради.

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

-Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке…

- Вы готовы быть такими на уроке, как вы сейчас прочитали? Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Личностные УУД

(самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные УУД

Фронтальная работа

II. Актуализация знаний

(7 мин)

Отвечают на вопросы учителя

Слайд  №1

Есть ….падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

Слайд №2

А я – падеж….
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.

Слайд №3

Я называюсь …,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

Читают загадки на слайдах

Работают в парах .

Некоторые пары по сигналу учителя зачитывают тексты и  называют  падежи

выделенных слов.

 

На слайде портрет А.С.Пушкина

Минутка чистописания

-Сегодня  нам с вами предстоит сделать новые открытия в стране русского языка.

- Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  (О падежах).

-Сколько падежей в русском языке?

- Назовите по порядку все падежи и вопросы к ним. 

• Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

- Посмотрим на «Лестницу знаний». С какими падежами мы с вами познакомились подробно?

«Лестница знаний»

?

?

  ?

Д.п.

Кому?

Чему?

  Р.п.

Кого? Чего?

    И.п.

Кто? Что?

-Сегодня мы с вами поднимемся еще на одну ступеньку нашей лестницы, но до этого мы пройдемся еще раз по лестнице снизу вверх по первым трем ступенькам.

Загадки о падежах (по рядам)

- Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?

- А теперь вы получите карточки с предложениями и будете работать в парах. Ваша задача: определить падеж выделенных имен существительных.

Карточка № 1

«И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом»

                      Карточка № 2

«Мы отныне ежеденно

Вместе будем непременно

У высоких СТЕН твоих

Выходить из ВОД морских».

                       Карточка № 3

«Вот пошёл он к синему морю.

(Помутилося синее море

- Мы прочитали тексты. Как вы думаете, что объединяет их? (Это фрагменты сказок А.С.Пушкина)

-Какие это сказки (народные или  литературные)?

- Что такое «литературная сказка»?

- Давайте красиво запишем имя нашего замечательного поэта в тетрадях. На что нужно обратить внимание при написании? Какая орфограмма нам встретилась?(Имя собственное. Прописная буква в именах собственных).

Александр Сергеевич Пушкин – со..нце  ру..кой  поэзии. 

(Рус.кий  язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый прич.л рус.кого языка)    

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Фронтальная работа

Групповая работа

Работа в парах

III. Постановка учебной задачи.

(Целеполагание).

 (5 мин)

На слайде 2 фрагмента

Высказывают предположения  о проблеме,  теме урока и его задачах.

Слайды

Прочитаем следующие  фрагменты сказки А.С.Пушкина.

И д.вясь, перед собой
Видит город он б.льшой.

А теперь ст.ит на нём

Новый город со дв.рцом.

- Аня с Ваней поспорили. Они определяли падеж существительного город.

- Один из них рассуждал так: «Кто? Что? – город. Значит это существительное в именительном падеже». Другой доказывал так: «Кого? Что?- город. Значит это существительное в винительном падеже».

 - Как называется ступенька,  на которую мы поднимемся по нашей лестнице? (В.п.)

- Посмотрите на таблицу и  найдите В.п. Что мы можем о нем сказать?

-- Каковы тема и  цели  урока? (Познакомиться с В.п. Научиться отличать В.п. от И.; думать, мыслить)  

IV.  Поисково-исследователь-ский этап

(8-9 мин)

1.Разработка проекта по выходу из затруднения

2. Открытие нового знания

Работают по таблице падежей

.

Находят сходство и различие между падежами.

Работа с «лестницей знаний». Прикрепляют В.п., вопросы и предлоги

На слайде 2 фрагмента с выделенной грамматической основой.

Работа по слайдам.

На слайде

 алгоритм.

(Составляют алгоритм, расставляя в правильном порядке предложения)

Учебник стр.49

Читают вывод в учебнике.

- Найдите сходство между им. и вин. падежами (у неодуш. сущ. одинаковый вопрос ЧТО?

- Найдите отличия между им. и вин. падежами (вопрос у одуш. сущ.,  предлоги у В.п.). Поделитесь друг с другом. Работа в парах.

- Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? (- Название связано со словом «винить»).

-Правильно. Обвинить кого? Обвинить что?

-Давайте выясним, в чём возникло затруднение у Ани и Вани при определении И. и В. падежей.

- Запишем  эти два предложения в тетрадь.

Какие орфограммы нам встретились?

  Найдем главные члены предложения в первом предложении.(   )

 Найдем главные члены предложения во втором.

( )

Что мы можем сказать о слове город как о члене предложения в первом отрывке и во втором?

- Какой падеж у этих существительных? Какой вывод мы можем сделать? (Существительное город – в именительном падеже в первом предложении, т.к. является подлежащим ; существительное город   во втором предложении  в винительном падеже, т.к. отвечает на вопрос ЧТО,  не является подлежащим, а второстепенным членом предложения.).

- Сформулируем правило распознавания И. и В. п  в тексте.

Работа в группах

- Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п..

    1. Читаю предложение.

    2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое.

    3. Слово-подлежащее стоит в И.п..

    4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п.

Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Работа в группах

Физкультминутка

(2 мин)

«Верно – неверно»

V.  Практический этап

(Использование способа действия)

1.Первичное закрепление нового знания

(5 мин)

2. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону(3 мин)

Просмотр  фрагмента из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Упр. 87 стр.48

Устно определяют падеж слова «Море» в 1 -2 предложениях.

Выписывают  то предложение, в котором  слово «море» в В.п.

Самостоятельно работают с предложениями № 3,4

-С произведениями  какого  автора мы работаем сегодня на уроке?

-Из какого произведения этот фрагмент?

- И упражнение 87 тоже составлено на основе сюжета этой  сказки Пушкина.

-Прочитаем задание к упр.

-Определим падеж сущ море в 1 предложении, во 2  предложении.

-Выпишем предложение, в котором слово море употреблено в В. п. и подчеркнем грамматическую основу.

Синтаксический разбор предл. № 1.

Старик смотрел на море. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)

Схема предложения

Кто?     Что делал?

               На что? (Куда?)

Просклоняем слово море по изуч. падеж.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Фронтальная работа

Фронтальная работа

1 ученик у доски

Самостоятельная работа

3. Включение в систему знаний и умений.(5 мин)

Резерв

Упр. 89 стр.49.(Предложение № 4)

1.Устно определяют падеж выделенных имен сущ.

2.Лексическая работа со словом из словаря.

3. Фонетический  разбор слова ВЁЗ

Соломы воз возница вез.

Солома – «стебли злаков, остающиеся после обмолота» (из словаря С. Ожегова)

           ,

Вёз [в о с] – 2 слога;

в- [в]-согл., зв. парн., мягк. парн.;

о-[о]-гласн., ударн.;

з – [с]-согл., глух. парн., тв. парн.

3 б., 3 зв.

Чем  с точки зрения фонетики различаются слова  ВЁЗ и ВОЗ?

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

 Домашнее задание

Игра «Именительный или винительный?»

Слайды № 26-29

 Определить падеж слова «    ». Поднять сигнальную карточку. Работают с сигнальными карточками.

Я буду читать фрагменты сказок А. С. Пушкина, а вам нужно определить падеж  выделенных слов. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…

(по слайду)

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.

 -Вы готовы самостоятельно определять падежи имён существительных?

Вывод с.49  повторить, для закрепления выполнить упр. 88 (синтаксический разбор предложения по выбору учащегося)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Фронтальная (ИГРА)

VI. Рефлексия

Высказывают своё мнение. Анализируют..

Работают с сигнальными карточками.

Какое открытие мы сделали  на уроке? Чему научились?

 - Вы с удовольствием поработали на уроке? (смайлики). У вас получилось быть внимательными, активными и старательными?  Я всех благодарю за хорошую работу.

И завершить наш урок мне хотелось бы словами нашего литературного гения:

 «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Презентация к уроку "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс

Презентация к уроку "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс...

Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.

Конспект урока по  русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....

Конспект урока русского языка по теме: «Винительный падеж имен существительных»

Конспект урока русского языка по теме:«Винительный падеж имен существительных»В данной работе предоставлен материал для детей с ОВЗ, а так же используются интерактивные задания...