Конспект урока русского языка "Изменение существительных по падежам" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushch._po_padezham.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: Долгодеревенская                                                                        Студентка: Карцева Дарья

Класс: 3б                                                                                                  Методист: Галиуллина Н. К.

Дата: 01.03.2017.                                                                                                        

Учитель: Митусова Н.П.

Тема урока: «Изменение существительных по падежам» (Школа России)

Цель: познакомить с падежами, закрепить отработанные навыки.

Планируемые результаты:

1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;

2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

3. развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

4. вырабатывать внимательность и наблюдательность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Т.Г. Рамзаева "Русский язык" 3класс. 2часть, презентация.

Этапы урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный метод;

Слово учителя.

2 мин

Приготовимся к уроку русского языка, проверим, чтобы на партах было всё необходимое. Сначала тихо сядут мальчики, теперь ещё тише сядут девочки.

Проверяют готовность рабочего места.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Мотивационный этап

Словесный метод;

Слово учителя;

Беседа, упражнение.

12 мин

Сначала давайте вспомним: что такое окончание? (часть слова, которая находится на конце слова и изменяется) Какие окончания могут быть у существительных женского, мужского, среднего рода?

Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом найдите в этой сказке одно и то же существительное, но с разными окончаниями.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель — легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

Какие два слова здесь часто встречаются? (ромашка и мотылёк)

Давайте сейчас мы выпишем эти слова в два столбика и зададим к ним вопросы:

ромашка         мотылёк

о ромашке     мотыльком

ромашку         о мотыльке

ромашке         мотылька

ромашкой       мотыльку

для ромашки мотылька

Ребята, что вы заметили, что происходит с этими словами? (изменяется форма слова)

А почему вы уверены, что это форма слова, а не родственные слова? (изменяется только окончание)

А для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами. А на какие две группы делятся имена существительные? (одушевлённые и неодушевлённые) Какие и.сущ. Относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым? (одуш-ми и.сущ. мы называем те, которые обозначают людей, животных, и отвечают на вопрос «кто?»,  а неодуш-ми и.сущ. мы называем те, которые обозначают предметы и явления, и отвечают на вопрос «что?»)

Верно. Так вот, к одушевлённым  и.сущ. можно поставить следующие вопросы: (на слайде)

Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?

К неодуш. и.сущ. можно  поставить следующие вопросы:

Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Вспоминают понятие окончания, так же тему прошлого урока.

Воспринимают учебный материал.

Внимательно слушают, находя нужные слова.

Делают предположения, выписывают слова в столбики под руководством учителя, задают к ним вопросы.

Делают открытие.

Доказывают правильность своих суждений.

Воспринимают учебный материал.

Актуализируют знания о имени существительном.

Воспринимают информацию.

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи, строить высказывания.

Личностные: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: формирование обобщенных знаний, осуществление анализа объекта с выделением конкретных признаков.

Постановка учебной задачи

Словесный метод.

Слово учителя;

Беседа;

2 мин

Ребята, какой вид работы мы с вами выполняли? (изменяли и.сущ. по вопросам) Кто из вас знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу? Изменение и.сущ. По вопросам называется склонением или изменением по падежам.

Какую учебную задачу мы можем перед собой поставить? (научиться склонять существительные, узнать о том, какие есть падежи).

Делают предположения, определяют тему, учебную задачу урока.

Познавательные: Осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения,  формуллировка собственного мнения, планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Решение учебной задачи

Словесный метод.

Беседа;

Упражнение, самостоятельная работа.

24 мин

Сейчас мы откроем учебники на с.31 и прочитаем определение понятия «склонение».

(слайд) Всего в русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

В И.п. стоят сущ, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (ромашка, мотылёк), в Р.п. - сущ., отвечающие на вопросы «Кого?», «Чего?» (ромашки, мотылька), в Д.п. - сущ., отвечающие на вопросы «Кому?», «Чему?» (ромашке, мотыльку), в В.п. - сущ., отвечающие на вопросы «Кого?», «Что?» (ромашку, мотылька), в Т.п. - сущ., отвечающие на вопросы «Кем?», «Чем?» (ромашкой, мотыльком), в П.п.- сущ., отвечающие на вопросы «О ком?», «О чём?» (о ромашке, о мотыльке).

Но знаете ли вы, почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать легенду:

«Откуда пошли падежи» (Е.Мережинская)

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — Именительный, от слова имя.

Родился — стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела, и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили, и назвали теперь Предложным.

У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды) и так далее.

А сейчас мы с вами запишем в столбики по порядку названия падежей и вопросы к ним, которые получились при склонении слов мотылёк и ромашка.

Чтобы узнать падеж существительного (если оно не является подлежащим), надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному. Например, нести (кому?) бабушке, помнить (о ком?) о щенке, висели (на чём?) на стене. (таблица на слайде)

Ребята, очень многие люди, чтобы легче было просклонять слово, применяют слова-помощники. Эти помощники дружат с падежами. Давайте занесём их в нашу таблицу. (нет, дали/дать, вижу, горжусь/творю, говорю/думаю).

Ребята, а кто помнит опору, по которой можно быстро вспомнить порядок цветов в радуге? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Так же, для того, чтобы легко и быстро вспомнить порядок падежей, тоже есть небольшая шуточная опора (Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку). Её вам тоже стоит запомнить, она станет вашим хорошим помощником.

Теперь, чтобы закрепить то, что мы с вами узнали, я предлагаю сделать самостоятельную работу и составить таблицу:

название падежа, вопрос к одуш. предмету, слово, вопрос к неодуш. предмету, слово.

Читают правило в учебнике.

Воспринимают информацию.

Высказывают предположения, прослушивают легенду.

Записывают начало опорной таблицы.

Вносят дополнения в опорную таблицу.

Вспоминают опору.

Воспринимают информацию.

Самостоятельно заполняют таблицу, придумывая собственные примеры слов.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, договариваться и приходить к общему решению совместными действиями, правильно выражать свои мысли в речи.

Итог урока. Рефлексия

Словесный метод.

Слово учителя.

Беседа.

Итог урока.

5 мин

Пользуясь таблицами, которые мы сегодня составили, давайте подведём итог:

Что мы называем склонением? Сколько падежей в русском языке? К какому падежу относятся сущ. в нач. форме? На какие вопросы отвечают косвенные падежи (т. е. все, кроме именительного)? В каком числе можно склонять существительные? У кого были затруднения в склонении имён существительных при самостоятельной работе?

Запишем домашнее задание: упр. 96, выучить определение понятия «склонение», вопросы падежей (с.90)

Подводят итог, пользуясь опорными таблицами. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои затруднения.

Записывают домашнее задание.

Личностные: самооценка.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. "Устная и письменная речь." 1 класс

Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.Уметь различать речь устную и письменную...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...