таблицы для начальной школы по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку на тему

пособие для работы по основным правилам русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravila_po_russkomu_yazyku_1.pps455 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все правила По русскому языку для начальных классов

Слайд 2

Количество букв и звуков Гласные буквы Йотированные буквы Согласные звуки Проверяем парные согласные Удвоенные согласные Непроизносимые согласные Фонетический разбор Правописание жи-ши , ча-ща Правописание цы-ци Мягкий знак Твердый знак Правописание чк , чн , нч , нщ Состав слова Разбор слова по составу Безударная гласная в корне Приставка и предлог Предложение Виды предложений Словосочетание Текст Части речи Имя существительное Собственные и нарицательные Род существительных Мягкий знак после шипящих Число существительных Падеж существительных Склонение существительных Имя прилагательное Род и число прилагательных Глагол Виды глагола Глаголы на – тся , - ться Не с глаголами Времена глагола Число и лицо глагола Спряжение глагола Местоимение Разряды местоимений Лицо местоимения Числительное Разряды числительных Наречие Правописание наречий Союз СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 3

[б] [б'] [п] [п'] [в] [в'] [ф] [ф'] [г] [г'] [к] [к'] [д] [д'] [т] [т'] [ж] [ш] [з] [з'] [с] [с'] [л] [л'] [м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [й'] [х] [х'] [ц] [ч'] [щ'] [а] [о] [у] [э] [ы] Ъ, Ь а, о, у, э, ы, я, е, ю, е, и 33 буквы 10 гласных букв 21 согласных букв 2 знака 42 звука 6 гласных звуков 36 согласных звуков В русском языке: б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с, л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ

Слайд 4

делают согласный твердым смягчают согласный А О У Ы Э Я Е Ю И Е

Слайд 5

Я Е Ë Ю Йотированные гласные В начале слова (юла) После гласной (маяк) После Ь и Ъ (листья, подъезд) обозначают 2 звука [й'a] [й'у] [й'э] [й'о]

Слайд 6

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ парные по звонкости-глухости по твердости-мягкости непарные звонкие глухие всегда звонкие всегда глухие всегда твердые всегда мягкие твердые мягкие парные непарные

Слайд 7

Бб Вв Гг Дд Зз Жж Парные звонкие глухие Пп Фф Кк Тт Сс Шш

Слайд 8

Парные согласные в конце слов надо пр оверять . Надо изменить слово так, чтобы после них стояла гласная. зу б – зу б ы , гла з -гла з а , рука в -рука в а Парные согласные в середине слова надо проверять– для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный тру б ка-тру б а , гла з ки-гла з а , кру ж ка-кру ж е чка) Проверка парных согласных

Слайд 9

Хх Цц Чч Щщ Лл Мм Нн Йй Рр всегда звонкие всегда глухие Непарные

Слайд 10

[б] [б'] - [п] [п'] - [в] [в'] - [ф] [ф'] - [г] [г'] - [к] [к'] - [д] [д'] [т] [т'] - [з] [з'] - [с] [с'] - [л] [л'] - [м] [м'] - [н] [н'] - [р] [р'] - [х] [х'] [ж] Жж [ш] Шш [ц] Цц [ч'] Чч [щ'] Щщ [й'] Йй всегда твердые всегда мягкие Остальные могут быть и твердыми и мягкими

Слайд 11

кк аккуратный аккорд хоккей лл аллея интеллигент иллюстрация коллекция коллектив миллион троллейбус сс бассейн класс комиссия касса масса пресса профессор искусство шоссе нн ванна тонна мошенник пп аппликация группа мм грамм килограмм жж дрожжи жужжат бб суббота рр терраса УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ При переносе слов двойные согласные разделяются : (ка С-С а, гру П-П а)

Слайд 12

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд, то в, д, т, л могут не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный оказался бы перед гласным ( че стн ый - честен ) или в конце слова ( хру стн уть - хруст ). СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО ЗВЕЗНЫЙ - ЗВЕЗДА МЕСТНОСТЬ - МЕСТО ЗДРАВТСВУЙТЕ - ЗДРАВИЕ РАДОСТНЫЙ - РАДОСТЬ ПРЕЛЕСТНО - ПРЕЛЕСТЬ

Слайд 13

Алгоритм фонетического разбора 2. Определить гласный или согласный 3. Если гласный, то ударный или безударный 1. Определить в слове количество слогов, поставить ударение 4. Если согласный, то а) твердый или мягкий б) звонкий или глухой (парный или непарный) 5. Определить в слове количество букв и звуков Яма - [й'ама] – 2 слога [й']-согласный, мягкий, непарный, звонкий [а]-гласный ударный [м]-согласный, твердый, непарный, звонкий [а]-гласный, безударный ________________________________ 3 буквы, 4 звука

Слайд 14

ЖИ – ШИ пиши с буквой И мыш и уж и лыж и ш и на ЧА – ЩА пиши с буквой А дач а туч а свеч а саранч а ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щ у ка ч у лок ч у деса ч у довище

Слайд 15

ЦИ пиши с буквой и кроме ц ы ган, ц ы почки, ц ы пленок, ц ы ц цы пишется в окончаниях (огурц ы , куриц ы ) и в суффиксах (сестриц ы н)

Слайд 16

Если после мягкого знака стоят е, ë, ю, я, и то мягкий знак называется разделительным. (вь Ю га, плать Е , воробь И) В других случаях он показатель мягкости . (кон ь , мал ь чик)

Слайд 17

Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ë, ю, я с ъ езд, под ъ ëм, об ъ явил

Слайд 18

В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется но чк а каме нщ ик спо рщ ик

Слайд 19

СОСТАВ СЛОВА Корень – это общая часть родственных слов. гриб, грибок, грибной Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. написал, записал, списал, подписал Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. лес - лесок, лесник, лесной Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. ученица – ученице - ученицей основа КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ

Слайд 20

Алгоритм разбора слова по составу 1 2 3 4

Слайд 21

Безударные гласные в корне слова надо проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным. (п и сьмо – пúсьма, отв е тил – отвėт) ЧТО ГДЕ КАК ЧЕМ НАДО ПРОВЕРЯТЬ а, о, и, е, я в корне подбирать однокоренные слова ударением БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ

Слайд 22

Приставку надо отличать от предлога. Приставка это часть слова , она пишется слитно со словом . Предлог – это слово , он пишется отдельно. Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГА добежал до реки, сбежал с горы

Слайд 23

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Подлежащее –это главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? Подчеркивается одной чертой Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Подчеркивается двумя чертами. Другие члены предложения называются второстепенными.

Слайд 24

По цели высказывания предложения бывают: Повествовательное Вопросительное Побудительное - предложение, которое о чем-либо сообщает. В конце него ставится точка. В класс вошла учительница . - предложение, которое содержит вопрос . В конце него вопросительный знак . ( Кто сегодня дежурный?) - предложение, которое содержит побуждение к действию (приказ, просьбу) Не говори не умею, а говори научусь. 2) По интонации предложения бывают: Восклицательное (!) и Невосклицательное

Слайд 25

Словосочетание это два слова, связанных между собой по смыслу. В словосочетании есть главное и зависимое слово. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Какая? красная лента Подлежащее и сказуемое словосочетания не образуют – они образуют предложение.

Слайд 26

Текст – группа предложений, связанных между собой по смыслу. У текста есть: тема, название, начало, основная часть, конец . Тексты бывают: Повествовательный – рассказывают, что произошло (к нему мы можем задать вопрос Что произошло? ) Текст-описание – описывает какой-либо Предмет (к нему мы можем задать вопрос Какой предмет? ) Текст-рассуждение – рассуждает на какую-либо тему (к нему мы можем задать вопрос Почему? )

Слайд 27

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ существительное прилагательное глагол местоимение числительное наречие предлог союз

Слайд 28

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (для одушевленных) или что? (для неодушевленных)

Слайд 29

Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет, книг, фильмов и др. Все остальные сущ. – нарицательные .

Слайд 30

Существительные, к которым можно подставить слова он мой , относятся к мужскому роду (он мой папа). Существительные, к которым можно подставить слова она моя , относятся к женскому роду (она моя мама). Существительные, к которым можно подставить слова оно моë , относятся к среднему роду (оно моë дитя). РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 31

В конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. (рожь, ночь, мышь, вещь) На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. (нож, кирпич, шалаш, плащ) МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Слайд 32

Существительные в единственном числе обозначают один предмет (береза, арбуз, парта) Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов (березы, арбузы, парты) ЧИЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 33

Падеж Слова Вопросы Предлоги Именительный есть кто? что? Родительный нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Дательный дать кому? чему? к, по Винительный вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Творительный доволен кем? чем? за, между, над, под, с Предложный говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при ПАДЕЖИ

Слайд 34

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД - А, - Я ЮНОШ А ДЯД Я ПТИЦ А ЗЕМЛ Я ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД - - О, - Е ОТЕЦ ДЕН Ь ЗЕРН О СЧАСТЬ Е ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ ЖЕНСКИЙ РОД - Ь ДОЧ Ь РОЖ Ь 3 СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 35

Прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слайд 36

РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Род и число имён прилагательных определяется по роду и числу имени существительного, с которым оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спел ый плод высок ий потолок спел ые плоды высок ие потолки Женский род газов ая плита син яя блузка газов ые плиты син ие блузки Средний род коротк ое расстояние летн ее платье коротк ие расстояния летн ие платья

Слайд 37

Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделают? и другие …

Слайд 38

Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. Неопределенная форма глагола – это те глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ? На конце они имеют –ть или – ти ( быть, идти, рисовать ) Неопределенная форма не указывает на время и не изменяется по временам.

Слайд 39

Кто в глаголах пишет ЦА, - настоящая овца. (одеваться, стараться, умываться) ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО ГЛАГОЛЫ НА - ТСЯ, - ТЬСЯ

Слайд 40

НЕ с глаголами пишется раздельно : не знаю, не знать. Слитно пишется, когда без НЕ глагол не употребляется : ненавидеть, негодовать, невзлюбить. НЕ с глаголами

Слайд 41

Настоящее время Что делает? смотрит пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? смотрел пилил рисовал Будущее время Что будет делать? Что сделал? будет смотреть посмотрит будет рисовать нарисует ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

Слайд 42

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ Лицо Число 1 – е лицо 2 – е лицо 3 – е лицо Единственное Я Работ аю отдыха  Ты Работа ешь отдыха  Он, она,оно работа ет отдыха  Множественное Мы Работа ем отдыха  Вы Работа ете отдыха  Они Работа ют отдыха 

Слайд 43

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение Все глаголы на – еть, -ать, оть, -уть, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить : брить, зиждиться, стелить Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.

Слайд 44

Местоимения самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.

Слайд 45

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

Слайд 46

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам: ОН – мужской род; ОНА – женский род; ОНО – средний род. ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЛИЦАМ

Слайд 47

Имя числительное часть речи, которая называет количество предметов (один, пять), число предметов ( пятеро, трое ) или порядок предметов при счёте ( первый, десятый ).

Слайд 48

Разряды числительных Количественные Порядковые (пять книг ) (пятый этаж ) Простые Сложные Составные Дробные (семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)

Слайд 49

Наречие это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или качество и отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Когда? (далеко, хорошо, сгоряча)

Слайд 50

Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками: в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а в прав о на лев о из давн а до тл а МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ На конце наречий после шипящих пишется Ь : настеж ь , проч ь . Исключения уж, замуж, невтерпеж

Слайд 51

СОЮЗ это служебные части речи, которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...

Теоретический материал за курс начальной школы по русскому языку.

Это справочный материал по русскому языку. В него включен весь теоретический материал за курс начальной школы. Если научить учащегося начальных классов пользоваться им, то при переходе в среднее звено...

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Тест за курс начальной школы по русскому языку (Flash)

Flash-тест для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку за курс начальной школы.Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использова...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Карточки для начальной школы по русскому языку по программе "Школа России"

Данные карточки составлены мною для индивидуальной работы на уроках русского языка в начальной школе.Очень удобно применять их на уроке, когда необходимо индивидуально проверить знания отдельных учени...