Урок русского языка. Тема: "Сочетания жи–ши , написание, употребление".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лапина Елена Анатольевна

"Сочетания  жи–ши , написание, употребление".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochetanie_zhi-shi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

   Сочетания  жи – ши , написание, употребление

Задачи урока:  сформировать навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши.

                                                    Ход урока

  1. Оргмомент.

 

Вот книжка на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж больно важный.

 

И ,как обычно, откройте тетради и запишите число.

  1. Постановка темы урока.

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

                (Мягкие и твердые,

                 звонкие и глухие,

                 всегда мягкие и всегда твердые).

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

                                             ( Берестов)

- А какие особые согласные вы знаете?

( ж, ш, ц, ч, щ, й ).

- Почему они особые?

( ч, щ, й – всегда мягкие ,

  ж, ш, ц – всегда твердые ).

- Да, среди согласных звуков есть такие, которые не имеют пары по мягкости [ж],[ ш ],[ц] и они требуют особого внимания со стороны гласных: с одними гласными они дружат, а других просто никогда не подпускают к себе.

- Давайте понаблюдаем за согласными.

  Прочитайте слоги.

          бы - би        мы – ми

          ны – ни        ды - ди

          сы – си        жи - жи

          ты - ти        ши – ши

- Каждый слог находится на своем месте?

-А последние 2 слога?

- Что вы можете сказать о написании этих слогов?

  1. Сказка «Про шипящие».

- Ребята, а вы хотите узнать, почему жи – ши пишутся с гласной и ?

- Посмотрите сказку « Про шипящие».

Инсценировка сказки.

Жили – были на свете шипящие ж, ш – неразлучные друзья.

Всюду они ходили парой, никогда не расставались.

А неподалеку жили гласные а, е, у, и, ы.

Жили они дружно.  И вот однажды…

«Давайте поиграем в прятки»,  - предложили буквы.

                    Считалка.

          Ежик, ежик чудачок,

          Сшил колючий пиджачок.

          Встал в кружок и ну считать,

          Нам водилку выбирать.

     Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться.  Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать.  Но шипящие во все щели заглянули, хорошо

ищут, шуршат кругом – нашли уже многих.  Вот только никак не могут найти гласную ы.

      Искали – искали до вечера, с ног сбились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать.

     Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего дома и видят, что ы, как ни в чем не бывало, сидит, смеется и пьет чай.

     Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь.

Никогда не стоят вместе.

И с этого времени ж и ш пишется с и.

     - Ребята,  так с какой гласной не дружатся согласные ж и ш ?

                                                   Физкультминутка.

I\/.  Работа по теме.

- Угадать и записать слово:

По полям бегут ручьи,

На дорогах - …      ( лужи ),

Скоро выйдут муравьи

После зимней …    (стужи ).

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут …     (мыши ).

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …     ( машина ).

\/. Вставить пропущенные буквы:

Ж.знь, тиш.на, ш.шки, уж.н, чиж.к

- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков?  ( Жизнь ).

- Какие слова нельзя перенести?   ( Жизнь, ужин ).

                                                   Физкультминутка.

\/I. Работа на компьютерах.

  1. Вставить пропущенную букву.

Душ . стые,  ш . ны,  кувш . н,  ш . шки,  леж . т,  морж . ,   еж . к,  чиж . к,   рыж . й

  1. Выделить орфограмму  жи – ши.

Сне . . нка,   у . . н,  сш . . ть,   у Ната . . ,   у Сере . .

  1. Закрепление.

Приписать справа или слева к слогам        пи   лу   но   ло   ла   пи       сочетания жи или ши.

- Над какими буквосочетаниями наблюдали на уроке?

-  Что интересного узнали?

Д.з. :           с. 122 упр.158


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....

Урок русского языка в 3 классе "Местоимение. Употребление местоимений в речи."

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Местоимение. Употребление местоимений в речи." в 3 классе. Данный урок является первым по теме "Местоимение" в соответствии с программой "Русск...

Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""

Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....

Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...