Урок русского языка в 3 классе "Местоимение. Употребление местоимений в речи."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Мульдиярова Наталья Николаевна

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Местоимение. Употребление местоимений в речи." в 3 классе. Данный урок является первым по теме "Местоимение" в соответствии с программой "Русский язык" авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. по УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №2»

   

Местоимение. Употребление местоимений в речи.

(Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспектива»).

                                                                            Подготовила:

                                Мульдиярова Наталья Николаевна,

учитель 1 квалификационной категории.

г.Альметьевск, 2017.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, ролью  местоимений в речи.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимения среди других частей речи, заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст).

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Ход урока:

I.Мотивирование к учебной деятельности.

- Встаньте, дети, не ленитесь!

Все мне дружно улыбнитесь!

Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи

- Посмотрите, всё ли у вас есть для успешной работы на уроке?

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?

II.Актуализация знаний.

  1. Словарная работа.

- Какое слово пропущено в предложении?

Слайд 2.

                                   …- Родина моя.

-Что можете сказать об этом слове? (слово Россия- словарное слово. В его записи используется удвоенная буква с )

Запишите слово в тетрадь. Образуйте однокоренное прилагательное, запишите.

- Как называются люди, проживающие на территории России? (россияне). Запишите слово в тетрадь.

-Замените слово «Родина» синонимом. (Отчизна)

-Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

-Готовы ли вы изучать новые?

Слайд 3.

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы (работа в парах с последующей взаимопроверкой)

Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?

-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.

-Как вы думаете, какие слова остались?

- Кто помнит, как называется эта часть речи?(Местоимения)

- Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней?

- Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

IV. «Открытие нового знания».

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В лесу расцвели прекрасные ландыши. Ландыши  охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово ландыши  местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово ландыши словом они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 47.

-Как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

IV. Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет, если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

V. Первичное закрепление.

-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

Слайд 4.

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? (одушевлённость и неодушевлённость; бывают собственными или нарицательными; мужского, женского или среднего рода)

- Как изменяется имя существительное? ( по числам и падежам)

-Давайте понаблюдаем, какие  признаки  имеет местоимение.

Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)

-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)

-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.

-Что не понравилось вам в тексте?

-Какую роль играют местоимения?

Как бы вы изменили текст?

-Сделайте вывод.

Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.

VII.Включение нового знания в систему знаний.

Слайд 5.

-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужные местоимения

Россия- это страна, в которой …живу. …свободная и миролюбивая. В …люди работают и учатся. …занимаются любимым делом, воспитывают детей.

Наша страна занимает огромную территорию. Когда …ездили на Дальний Восток, то проезжали  через всю Россию. …видела много красивых мест.

Хочу, чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и …, ведь … -малая частица своей страны. Все …люди, как цветы и  деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.

-Прочитайте. Какие слова вставили?

-Какой частью речи они являются?

-Для чего мы выполнили это задание?( учились  правильно и точно употреблять местоимение)

VIII. Итог урока.

Слайд 6.

Игра «Закончи предложение»

1.Местоимение- это …  (самостоятельная часть речи)

2.Местоимения отвечают на те же вопросы, …  (что и имена существительные)

3.Личные местоимения …  (я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они)  не называют предметы, а … (только указывают на них).

IX.Рефлексия.

Слайд 7.

Оцените свою работу на уроке, выберите одно из предложений:

 Мне все понятно, я- молодец!

У меня не всё получалось, но я старался.

Мне надо быть внимательнее!


 Домашнее задание.

Слайд 8.

Страница 48 упражнение 85


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Нижнемактаминская СОШ №2 М естоимение. Употребление местоимений в речи . Мульдиярова Наталья Николаевна, учитель начальных классов. г. Альметьевск , 2017г .

Слайд 2

… - Родина моя.

Слайд 3

Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы

Слайд 4

Имя существительное Одушевлённые и неодушевлённые . Собственные или нарицательные Имеют род ( м.р ., ж.р ., ср.р .) Изменяется по числам ( ед.ч. – мн.ч .) Изменяются по падежам.

Слайд 5

РАБОТА В ГРУППАХ. -Вместо пропусков вставьте нужные местоимения Россия- это страна, в которой … живу. … свободная и миролюбивая. В … люди работают и учатся. … занимаются любимым делом, воспитывают детей. Наша страна занимает огромную территорию. Когда … ездили на Дальний Восток, то проезжали через всю Россию. … видела много красивых мест. Хочу , чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и … , ведь … - малая частица своей страны. Все … люди, как цветы и деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.

Слайд 6

Итог урока: Местоимение – это Местоимения отвечают на те же вопросы , Личные местоимения не называют предметы, самостоятельная часть речи что и имена существительные я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они а только указывают на них

Слайд 8

Домашнее задание Упр. 85 , с. 48 . Выучить правило на стр.47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»

План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи....

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Технологическая карта урока русского языка «Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...

Технологическая карта урока русского языка - "Значение и употребление местоимений в речи" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Значение и употребление местоимений в речи»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о местоим...

Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...