Главные вкладки

    Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Кравцова Галина Алексеевна

    План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «гимназия №18»

    Города Краснодара краснодарского края

    Открытый урок русского языка по теме:

    «Употребление синонимов в речи»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Кравцова Галина Алексеевна

    Г. Краснодар

    2013

    Тема:  Употребление синонимов в речи.

    Цель: 1. Систематизировать знания детей о синонимах, красоте,   напевности звучащей речи.

    2. Формировать умение правильно употреблять слова в речи.

    3. Развивать орфографическую зоркость.

    Оборудование: Опорные таблицы, карточки, толковый словарь.

    Этапы

    Ход урока

    Примечания

    1


    2




























    3






















    4












    5





    6









































    7




    8

    Организация к уроку

    Проверить готовность детей к уроку.

    Тема урока

    У. Ребята, каким может быть слово?

    (Ласковым, метким, убедительным, волнующим, трогательным.)

    У. Сегодня у нас в гостях Его Величество Слово. Как вы думаете, почему я так представляю слово?

    ( Оно главный знак языка.)

    У. Сегодня на уроке мы будем  учиться всматриваться в слово. А зачем нам нужно знать буквенную и звуковую “одежду” слова?

    ( Чтобы правильно писать слова и правильно произносить их.)

    У. Запишите в тетрадях слова:

    Ковёр, красный, крыльцо.

    Сравните буквенные и звуковые “одежды” этих слов. В каком слове они совпадают?

    ( В слове красный.)

    У. Мы знаем, что слово как главный знак языка имеет форму (звуковую и буквенную) и значение. Что обозначает слово красный?

    ( Цвет.)

    У. – Возьмите карточки №1.

    Придумайте свои синонимы к словам: красный, жёлтый. (алый, багряный; лимонный, золотой)

    - Придумайте предложение с одним из слов.  ( Жёлтый  цыплёнок щипал травку.  По дороге ехала красная машина.)


    Наблюдение над словами.

    У. Запишите строчку из стихотворения Марины Цветаевой.

    Красной кистью рябина зажглась.

    Какое слово привлекло ваше внимание?

    ( Зажглась - оно употреблено в переносном значении.)

    У. А какие близкие по значению слова можно подобрать?

    ( Запылала, загорелась, заалела.)

    У.  Какое из них самое меткое?

    Давайте, поставим ваши слова в предложение.

    (Зажглась – слово автора.)

    У. Ребята, а меня привлекло слово кистью. Произнесите его.

    - Какой звук третий вы услышали?

    ( [c’].)

    У. Наверное, мы не писали Ь?

    Как узнать, правильно ли мы написали?

    (Нужно  изменить слово : кисточка. Звук [c] твёрдый , значит  мягкий знак  не нужен.)

    Самостоятельная работа со словом.

    Дети выполняют работу на карточке №2.

    Правильно записывают предложения с нужным словом.

    Молодая берёзка покрыта …. (липкими, клейкими) листочками.

    В подводном мире царит (безмолвие, тишина).

    Царевич остановился возле (древней, ветхой) избушки.

    Проверяются правильность выполнения работы фронтально с объяснением.

    Орфографический футбол.

    Учитель читает слова орфоэпически, а дети орфографически.

    Карандаш, вагон, рябина, сорока, иней, канава.

    Физминутка.

    Работа со словом.

    На доске стихотворение:

    В терем с красного крыльца

    Красна девица вошла.

    Красный угол прибрала.

    Да на стол собрала.

    У. Что вы заметили интересного?

    ( Слово “красный” обозначает не только цвет- оно многозначное.)

    У. Выпишите словосочетания со словом красный и подберите к ним словосочетания, близкие по значению.

    Красное крыльцо – главное крыльцо

    Красна девица – красивая девица.

    - Сравните записи на доске.

    Красна девица – красна девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улицу.


    У. - Что заметили ?

    ( Ударение с первого слога перешло на второй.)

    У. Изменилась ли эмоциональная окраска слова ?

    ( Да, девица – красавица, девица – с пренебрежительным оттенком.)

    У. Сравните записи на доске.

    Красный угол – почётный угол.

    Дети находят в словаре объяснение красный угол.

    У. Какие ещё словосочетания со словом красный вы знаете ?

    ( Красная строка.)

    У . Почему её называют красной тоже узнаем по словарю.

    Дети находят по словарю:

    Красная цена – высокая цена

    Красное дерево – ценное дерево

    Красная книга – охранная книга

    Красное словцо – меткое слово.

    Домашнее задание.

    У. Дома вы работаете с пословицей.

    Не красна изба углами,

    А красна пирогами.

    Итоги урока:

    Ребята, какая тема красной нитью проходила через весь урок?

    ( Учились подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.)

    У. Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать.

    И словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушно холодом дышать.

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом.

    Напутствуют, и славят, и чтят.



























    По вариантам записывать в тетрадь


























































    На доске

    Список литературы.

    1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка - М.: «Просвещение », 1999.

    2.Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1999.

    3. В.Волина Занимательная азбука - М.: «Весть ТДА», 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

    Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

    Открытый урок русского языка по теме "Повторение изученного в течение года" 2 класс УМК "Перспектива"

    Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Повторение изученного в течение года" 2 класс УМК "Перспектива"...

    Разработка урока русского языка по теме " Роль прилагательных в речи"

    Тема урока:      Роль прилагательных в речиЦель: планируется, что к концу урока учащиеся будутзнать:·        какую роль выполняют имена прил...

    Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

    Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

    Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

    Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...