Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кравцова Галина Алексеевна

План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия №18»

Города Краснодара краснодарского края

Открытый урок русского языка по теме:

«Употребление синонимов в речи»

подготовила

учитель начальных классов

Кравцова Галина Алексеевна

Г. Краснодар

2013

Тема:  Употребление синонимов в речи.

Цель: 1. Систематизировать знания детей о синонимах, красоте,   напевности звучащей речи.

2. Формировать умение правильно употреблять слова в речи.

3. Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: Опорные таблицы, карточки, толковый словарь.

Этапы

Ход урока

Примечания

1


2




























3






















4












5





6









































7




8

Организация к уроку

Проверить готовность детей к уроку.

Тема урока

У. Ребята, каким может быть слово?

(Ласковым, метким, убедительным, волнующим, трогательным.)

У. Сегодня у нас в гостях Его Величество Слово. Как вы думаете, почему я так представляю слово?

( Оно главный знак языка.)

У. Сегодня на уроке мы будем  учиться всматриваться в слово. А зачем нам нужно знать буквенную и звуковую “одежду” слова?

( Чтобы правильно писать слова и правильно произносить их.)

У. Запишите в тетрадях слова:

Ковёр, красный, крыльцо.

Сравните буквенные и звуковые “одежды” этих слов. В каком слове они совпадают?

( В слове красный.)

У. Мы знаем, что слово как главный знак языка имеет форму (звуковую и буквенную) и значение. Что обозначает слово красный?

( Цвет.)

У. – Возьмите карточки №1.

Придумайте свои синонимы к словам: красный, жёлтый. (алый, багряный; лимонный, золотой)

- Придумайте предложение с одним из слов.  ( Жёлтый  цыплёнок щипал травку.  По дороге ехала красная машина.)


Наблюдение над словами.

У. Запишите строчку из стихотворения Марины Цветаевой.

Красной кистью рябина зажглась.

Какое слово привлекло ваше внимание?

( Зажглась - оно употреблено в переносном значении.)

У. А какие близкие по значению слова можно подобрать?

( Запылала, загорелась, заалела.)

У.  Какое из них самое меткое?

Давайте, поставим ваши слова в предложение.

(Зажглась – слово автора.)

У. Ребята, а меня привлекло слово кистью. Произнесите его.

- Какой звук третий вы услышали?

( [c’].)

У. Наверное, мы не писали Ь?

Как узнать, правильно ли мы написали?

(Нужно  изменить слово : кисточка. Звук [c] твёрдый , значит  мягкий знак  не нужен.)

Самостоятельная работа со словом.

Дети выполняют работу на карточке №2.

Правильно записывают предложения с нужным словом.

Молодая берёзка покрыта …. (липкими, клейкими) листочками.

В подводном мире царит (безмолвие, тишина).

Царевич остановился возле (древней, ветхой) избушки.

Проверяются правильность выполнения работы фронтально с объяснением.

Орфографический футбол.

Учитель читает слова орфоэпически, а дети орфографически.

Карандаш, вагон, рябина, сорока, иней, канава.

Физминутка.

Работа со словом.

На доске стихотворение:

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красный угол прибрала.

Да на стол собрала.

У. Что вы заметили интересного?

( Слово “красный” обозначает не только цвет- оно многозначное.)

У. Выпишите словосочетания со словом красный и подберите к ним словосочетания, близкие по значению.

Красное крыльцо – главное крыльцо

Красна девица – красивая девица.

- Сравните записи на доске.

Красна девица – красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улицу.


У. - Что заметили ?

( Ударение с первого слога перешло на второй.)

У. Изменилась ли эмоциональная окраска слова ?

( Да, девица – красавица, девица – с пренебрежительным оттенком.)

У. Сравните записи на доске.

Красный угол – почётный угол.

Дети находят в словаре объяснение красный угол.

У. Какие ещё словосочетания со словом красный вы знаете ?

( Красная строка.)

У . Почему её называют красной тоже узнаем по словарю.

Дети находят по словарю:

Красная цена – высокая цена

Красное дерево – ценное дерево

Красная книга – охранная книга

Красное словцо – меткое слово.

Домашнее задание.

У. Дома вы работаете с пословицей.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Итоги урока:

Ребята, какая тема красной нитью проходила через весь урок?

( Учились подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.)

У. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом.

Напутствуют, и славят, и чтят.



























По вариантам записывать в тетрадь


























































На доске

Список литературы.

1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка - М.: «Просвещение », 1999.

2.Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1999.

3. В.Волина Занимательная азбука - М.: «Весть ТДА», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Употребление глаголов в речи"

Закрепить знания детей о глаголе. Развивать интерес у детей к предмету....