Использование инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ на уроках в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Соколова Татьяна Степановна

Мастер-класс на городском конкурсе "Учитель года". Статья и презентация к ней содержит описание применения технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc162.5 КБ
Файл otsm-triz_informatsionnye_modeli.pptx589.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира»

          (Г.С. Альтшуллер, автор ТРИЗ)

Известный психолог Джон Равен младший в своей книге «Педагогическое тестирование» очень точно определяет проблемы современного образования: «Показано, что 50% информации, запоминаемой учащимися, забывается уже через год, до 80% – через два года. Элементарные знания, достаточные для успешного прохождения школьного тестирования, являются устаревшими уже на момент их усвоения. Они не накапливаются и даже при прочном запоминании вряд ли понадобятся когда-нибудь в будущем. Когда людям требуется какое-то знание, им, как правило, нужна специальная и современная информация, которая по большей части еще отсутствовала, когда они учились в школе».

Главное отличие современной образовательной ситуации в необходимости готовить учеников к жизни в чрезвычайно динамичном, стремительно меняющемся мире. Если еще в первой половине прошлого века человеку на всю жизнь могло хватить полученного им в школе среднего образования, то сегодняшняя ситуация требует постоянной переподготовки и переквалификации специалистов, учиться приходится практически в течение всей жизни

Итак, мы будем изучать инструменты, позволяющие работать с проблемами. Вероятно, каждому из вас приходилось в жизни иметь дело в различными наборами инструментов. У каждой женщины есть набор расчесок и насадок для фена, позволяющий сделать прическу на все случаи жизни. У каждого мужчины – наборы отверток, сверл и прочих необходимых в быту вещей. У каждого школьника есть набор учебников, печатных тетрадей, задачников – это инструменты для обучения.

         Но мы будем говорить об особых инструментах. Во-первых, инструменты, о которых идет речь, – это модели. Но не те модели, что копируют в миниатюре корабли и самолеты. Это информационные модели. Они отражают в объектах и ситуациях те стороны и  свойства, которые важны человеку для решения его проблемы. Эти «отражения» строятся и хранятся в сознании человека (идеально), но могут быть представлены в материальном мире разными способами: словами, схемой, рисунком...

Теперь посмотрим, из чего строятся информационные модели. Маленький мальчик в задумчивости стоит возле письменного стола, под который только что закатилась его любимая игрушка. Игрушку надо достать. Для этого есть разные способы. Во-первых, можно громко зарыдать в расчете на то, что игрушку достанут заботливые родственники.  Представим себе, что мальчик у нас, хоть и маленький, но самостоятельный. Тогда он, вероятно, попробует достать игрушку рукой. Допустим, рука под стол не пролезает или по длине не достает. Мальчик начинает оглядываться в поисках чего? Подходящего предмета. Он ищет что-то длинное и тонкое. Как только он понял, какими признаками должен обладать необходимый ему предмет – считайте, что он решил свою нехитрую проблему. Неважно, что он использует – линейку, листок картона, проволочку или ножку от сломанной игрушки. Важно, что он нашел решение, и это решение сложилось в его голове из признаков.

Маленькие дети не случайно любят экспериментировать с различными предметами. Сломать и посмотреть, что внутри, а заодно выяснить: хрупкое оно или не очень; намочить и обнаружить, что оно стало тяжелее и изменило цвет; постучать и послушать, как звучит. Они накапливают информацию о признаках объектов окружающего мира. Кстати, с самими собой они тоже любят экспериментировать – накапливают информацию о собственных признаках. Если ребенок в дошкольном возрасте не наигрался с признаками, не стоит рассчитывать, что в школе он сумеет анализировать и обобщать предложенный ему материал. Лучше дать ему возможность компенсировать то, что не удалось получить в дошкольном детстве.

ПЕРВАЯ НАША ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ЭТИХ МОДЕЛЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТОВ.

Чтобы правильно определить и назвать  признаки, надо правильно задать вопросы. Исследование объектов  начинается со сбора копилок данных объектов. Информационная копилка – неструктурированное множество собранных по определенному признаку объектов или их описаний, предназначенное для исследований объектов данного типа. Функция копилки – обеспечить мотив к деятельности и опыт работы с объектами определенного типа. На основе таких копилок можно провести исследование от копилки к закономерности. Наблюдая за объектами копилки, дети выявляют закономерности, из них получают правила, а в итоге научаются решать новые классы типовых задач

Итак, начинаем в 4 классе изучать тему «Наречие».

Ребята, сегодня у нас тема «Наречие». Как вы думаете, какую цель можно поставить на этом уроке перед всеми ребятами?

Были разные варианты, выбрали такую: «Научиться грамотно писать наречия».

Далее стали составлять задачи, вытекающие из этой цели. Получилось так:

- собрать информацию о наречиях;

- сделать копилку наречий;

- проанализировать копилку;

-вывести правило написания наречий  и сделать модель.

1. Обсудим первую задачу, откуда можно узнать информацию.  (Первый источник, который называют дети, интернет, потом книги (учебник, словари, специальная литература).

2. на протяжении 2-х недель в класс ребята приносили наречия на карточках, которые вывешивались в классе. Правописание обязательно проверяется. На этом этапе с копилками проводились игры (Мои друзья – мои друзья те, у кого наречие с ударение на конце слова, с приставками, с буквой а на конце)

3. При входе в тему «правописание наречий» дети делятся на группы и получают копилку наречий для группировки. Выясняем, что есть наречия с приставками и без. В группе наречий без приставок выясняем, что на конце наречий после шипящих под ударением пишем  о, без ударения - е. (т.е. переводим копилку в картотеку)

Разбираем группу наречий с приставками и обнаружили такую закономерность: наречия с приставками с-. Из-,, до-,  на конце пишется а, в наречиях с приставками в-. На-, за- на конце пишется о

Строим модель:                     Ш +е                   Ш +О

                                      С-     ….. + а         В-     …. + О  

                                     ИЗ-    … +а           на-   … + О

                                    ДО-    … + а          за-  …. + О

4. Правило проговорили в группах и произнесли вслух

Подводя итог урока, я попросила открыть учебники и прочитать правило. Оно оказалось таким же. Ребятам было приятно, что они сами вывели правило. Но в конце урока я спросила, как вы думаете, все ли вы узнали о наречиях. Конечно, не все. Есть еще много нового, что можно узнать по этой теме.

Ребята интересно было правило вывести таким способом? И запомниться оно лучше, т.к. информация вами была добыта самостоятельно от начала и до конца.

Желаю вам успешной учебы!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ на уроках в начальных классах Учитель начальных классов МАОУ лицея № 17 Соколова Татьяна Степановна

Слайд 2

«Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира» (Г.С. Альтшуллер , автор ТРИЗ)

Слайд 4

Работа с копилками – основа для освоения признаков объектов Примеры копилок Виды копилок, способы сбора Исследование на копилках

Слайд 5

ЧТО СОБИРАЕМ? Виды копилок по составу КОПИЛКА МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ настоящих объектов (копилки слов, уравнений, минералов, пуговиц, задач, пословиц, народных примет, ...); копий объектов , например, фотографий (копилка фотографий бабочек, листьев, причесок, чашек, географических объектов); описаний объектов , чаще всего - сопровождаемых рисунками и фотографиями (примеры таких копилок - коллекции открыток с изображениями растений, животный, блюд национальной кухни, где наряду с фотографией или рисунком обязательно присутствует их краткое описание); текстовых или магнитофонных записей высказываний разных людей по какому-то вопросу; описаний состояний одного объекта (например, если собираем результаты наблюдений над одним объектом - животным или растением).

Слайд 6

КАКИЕ БЫВАЮТ КОПИЛКИ? Готовая копилка; Экспресс-копилка как результат опроса Копилка из конструктора (строится на уроке); Копилка от определения (на уроке); Копилка как результат наблюдения; Копилка как результат опроса Копилка из сети Интернет (как результат поиска) ДАЕТ УЧИТЕЛЬ В ГОТОВОМ ВИДЕ СОБИРАЮТ ДЕТИ НА УРОКИ СОБИРАЮТ ДЕТИ ДОМА

Слайд 7

Примеры копилок Копилка ежиков Копилка состояний снега

Слайд 8

Примеры копилок Копилка однокоренных слов ученик учение обучение учительница разучить неуч ученый учебник Прибежать Примерить Пригласить Признание Приморозить Прикарманить Приставка Прикорм Приколоть Приукрасить Приталенный Преуменьшить Преувеличить Пресвятой Преданный Пресветлый Превеликий Преуспеть Пресмелый Прекрасный Премилый Предел Слова на при-, пре -

Слайд 9

Технологические особенности сбора копилки СЮДА ВПИСЫВАЕТСЯ ТЕКСТ Задайте детям на карточках линию размера букв Карточка для записи элемента копилки ¼ альбомного листа

Слайд 10

От копилки к закономерности

Слайд 11

Сбор копилки хорошо справа свежо влево издалека заново хорошо певуче справа засветло докрасна наглухо досуха неуклюже близко далеко вправо сначала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.

В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уров...

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...

Использование технологии проблемного обучения на разных этапах урока в начальных классах (из опыта работы)

Что такое технология проблемного обучения. Как эффективно использовать её на уроках в начальной школе....

Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....