Рабочая программа по русскому языку 3класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Чернышова Юлия Андреевна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3klass_fgos.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», утверждённой  Минобрнауки РФ (Просвещение 2015г.),  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования  

Используемый учебник: «Русский язык», 3 класс, авторы В.П.Канакина, В Г. Горецкий.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Количество часов в неделю – 4ч.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.

Задачи:

- развитие речи, мышления воображения школьников;

- формирование первоначальных представлений о структуре русского языка;

- формирование умений правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.

Цели обучения:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

                          В 3 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.

Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках. Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.

                                                         

Содержание курса

Тема 1.   Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание (10часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема №3.Слово в языке и речи (17 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                   

Тема №4. Состав слова (34часа).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Тема №5. Части речи (64часа).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.

Имя существительное.

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные  имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных. Падежи имён существительных.

Имя прилагательное. 

Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число, род, падеж имени прилагательного. Связь имени прилагательного и имени существительного. Текст-описание.

Местоимение.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Число местоимений. Род местоимений 3 лица.

Глагол. 

Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголом.

Тема №6. Повторение изученного за год (9 часов).

Закрепление изученного о словах, предложениях.

Правописание окончаний имен прилагательных

Правописание приставок и предлогов.

Контрольный словарный диктант.

Правописание безударных гласных

Итоговая контрольная работа.

Правописание значимых частей слова.

Формы  уроков: уроки ознакомления с новым материалом, уроки закрепления и уроки применения знаний и умений.

Виды контроля: текущий, индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку:

Ученик  научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями ,владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе

на 2016-2017 учебный год.

№ урок

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1четверть  (33)

Язык и речь (2ч)

1

Наша речь. Виды речи.

1

2

Наш  язык.

1

Текст. Предложение. Словосочетание ( 10ч)

3

Текст. Типы текстов.

1

4

Текст.

1

5

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

6

Виды предложений по интонации.

1

7

Предложение с обращением.

1

8

Обучающее изложение.

1

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

Простое и сложное предложения

1

11

Словосочетание. Словарный диктант.

1

12

Контрольный диктант №1

 по теме «Предложение»

1

Слово в языке и речи (17ч)

13

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Работа над ошибками.

1

14

Синонимы и антонимы. Словарный диктант.

1

15

Омонимы.

1

16

Слово и словосочетание

1

17

 Фразеологизмы.

1

18

Контрольное списывание

1

19

Части речи.

1

20

Имя существительное.

Словарный диктант.

1

21

Имя прилагательное

1

22

Глагол

1

23

Что такое имя числительное?

1

24

Однокоренные слова.

1

25

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

26

Звуки и буквы. Согласные звуки. Контрольный словарный диктант.

1

27

Звонкие и глухие согласные  звуки. Разделительный мягкий знак

1

28

 Закрепление изученного. Творческая работа.(с.23)

1

29

Контрольный диктант №2  по теме «Слово в языке и речи»

1

Состав слова (34ч)

 30

Работа над ошибками. Корень слова

1

31

Как найти в слове корень?

1

32

Сложные слова.

1

2четверть (31)

33

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

7-11.11

34

Окончание слова.

Словарный диктант.

1

7-11.11

35

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

7-11.11

36

Значение приставок.

1

7-11.11

37

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

14-18.11

38

Значение суффиксов.

1

14-18.11

39

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

14-18.11

40

Что такое основа слова?

1

14-18.11

41

Наши проекты. Рассказ о слове. Закрепление знаний о составе слова.

1

21-25.11

42

Контрольный диктант № 3

 по теме «Состав слова»

1

21-25.11

43

Состав слова. Работа над ошибками.

1

21-25.11

44

Обучающее изложение.

1

21-25.11

45

 В каких значимых частях слова есть орфограммы? Словарный диктант.

1

28.11-2.12

46

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

28.11-2.12

47

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1

28.11-2.12

48

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

28.11-2.12

49

Правописание слов с парными согласными в корне.

1

5-9.12

50

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

5-9.12

51

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

5-9.12

52-53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Словарный диктант.

2

5-9.12

12-16.12

54-55

Правописание слов с удвоенными согласными.

Проверочная работа ( с.47)

2

12-16.12

56

Контрольный диктант № 4

по теме «Правописание корней слова»

1

12-16.12

57-58

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Контрольный словарный диктант.

2

12-16.12

19-23.12

59-60

Правописание приставок и предлогов.

2

19-23.12

19-23.12

61

Контрольное списывание.

1

62

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

26-28.12

63

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

26-28.12

3четверть (45)

Части речи ( 64ч)

64

Имя существительное.

1

10-13.01

65

Имя существительное и его роль в речи.

1

10-13.01

66

Контрольный диктант №5

 по теме  «Правописание частей слова»

1

10-13.01

67

Части речи. Работа над ошибками.

1

10-13.01

68

Значение и употребление имён существительных в речи.

1

16-20.01

69

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

16-20.01

70

Обучающее изложение.

1

16-20.01

71

Собственные и нарицательные имена сущ. Словарный диктант.

1

16-20.01

72

Число имён существительных.

1

23-27.01

73

Род имен существительных.

1

23-27.01

74-75

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Словарный диктант.

2

23-27.01

23-27.01

76

Контрольный диктант №6

 по теме «Имя существительное»

1

30.01-03.02

77

Склонение имен существительных

1

30.01-03.02

78

Падеж имен существительных. Словарный диктант.

1

30.01-03.02

79

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

30.01-03.02

80

Именительный падеж имен существительных

1

30.01-03.02

81

Родительный падеж имен существит.

1

06-10.02

82

Дательный падеж имен существит.

1

06-10.02

83

Винительный падеж имен существительных.

  Словарный диктант.

1

06-10.02

84

Творительный падеж  имен  существительных

1

06-10.02

85

Предложный падеж имен существительных.

1

13-17.02

86

Обучающее изложение.

1

13-17.02

87-88

Все падежи. Закрепление знаний  о  падежах имен существительных.

Словарный диктант.

2

13-17.02

13-17.02

89

Контрольный диктант  по теме №7 «Правописание падежных окончаний им.сущ.»

1

20-24.02

90

Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

20-24.02

91

Текст- описание. Словарный диктант.

1

20-24.02

92

Род имён прилагательных

1

27.02-03.03

93

Изменение имен прилагательных по родам.

1

27.02-03.03

94

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

27.02-03.03

95

Число имён прилагательных

1

27.02-03.03

96

Изменение имен прилагательных по числам

1

97-98

Изменение имен прилагательным по падежам Словарный диктант.

2

06.03-10.03

06.03-10.03

99

Упражнение в определении падежа имен прилагательных

1

06.03-10.03

100

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи .

1

13 -17.03

101-102

Закрепление знаний об имени прилагательном.

2

13 -17.03

103

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

1

13 -17.03

104

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Закрепление знаний об имени прилагательном

1

13 -17.03

105

Личные местоимения

1

20-24.03

106

Изменение личных местоимений по родам.

Контрольный словарный диктант.

1

20-24.03

107-108

Местоимение.

2

20-24.03

20-24.03

4четверть    (28)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

109

Закрепление знаний о местоимении

1

03-07.04

110

Контрольное списывание.

1

03-07.04

111

Значение и употребление глаголов в речи.

1

03-07.04

112

Неопределенная форма глагола.

1

10-14.04

113-114

Число глаголов. Словарный диктант.

2

115-116

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

2

117-118

Изменение глаголов по временам. Тренировочный тест (с.85)

2

119-120

Род глаголов в прошедшем времени

2

121-122

Правописание частицы не с глаголами. Словарный диктант.

2

123-124

Закрепление знаний о глаголе. Проверочная работа (с.86)

2

125

Контрольный диктант № 9   по теме «Глагол»

1

126

Работа над ошибками. Закрепление и систематизация изученного о частях речи.

1

127

Контрольная работа №4

1

Повторение изученного за год (9ч)

128-129

Закрепление изученного о словах, предложениях.

Правописание окончаний имен прилагательных

2

130-131

Правописание приставок и предлогов. Контрольный словарный диктант.

2

132-134

Правописание безударных гласных

Итоговая контрольная работа.(91)

3

135-136

Правописание значимых частей слова.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.3класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...

Рабочая программа по русскому языку. 3класс

УМК "Гармония".Автор Соловейчик...

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...

Рабочая программа по английскому языку 3класс(ФГОС)

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе- федерального государственного образовательного стандарта нового поколения,- авторской п...