Рабочая программа по русскому языку 3класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
1 четверть (45ч)
№ | Тема | Дата | ||
Повторение изученного во 2 классе (16ч) | ||||
1. | Обобщение знаний о речи и предложении | |||
2. | Обобщение знаний о главных членах предложения | |||
3. | Текст- единица речи и языка | |||
4. | Слова – называющие предметы, признаки предметов и их действия | |||
5. | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении | |||
6. | Имена собственные. Заглавная буква | |||
7. | Однокоренные слова | |||
8. | Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я | |||
9. | Слово и слог Словарный диктант №1 | |||
10. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | |||
11. | Слова с сочетаниями ча, ща, жи,.ши. чу, щу, чк, чн | |||
12. | Разделительный ь-знак | |||
13. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами | |||
14. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами | |||
15. | Диктант №1 | |||
16. | Работа над ошибками | |||
Предложение и словосочетание (10 ч) | ||||
17. | Типы предложений по цели высказывания | |||
18. | Восклицательные предложения | |||
19. | Р/ р №1 Обучающее изложение | |||
20. | Работа над ошибками | |||
21. | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме | |||
22. | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений Словарный диктант №2 | |||
23. | Главные и второстепенные члены предложения Связь слов в предложении | |||
24. | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения | |||
25. | Словосочетание | |||
26. | Предложение и словосочетание | |||
Текст (3 ч) | ||||
27. | Текст. Тема текста | |||
28. | Основная мысль текста | |||
29. | Заголовок текста | |||
Состав слова (16ч) | ||||
30. | Однокоренные слова | |||
31. | Корень слова | |||
32. | Р/ р №2 Обучающее сочинение | |||
33. | Работа над ошибками | |||
34. | Понятие об окончании | |||
35. | Окончание и его роль в предложении Словарный диктант №3 | |||
36. | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов | |||
37. | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова | |||
38. | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффикса | |||
39. | Приставка – значимая часть слова | |||
40. | Суффикс и приставка | |||
41. | Сложные слова. Упражнение в разборе слов по составу | |||
42. | Диктант № 2 | |||
43. | Работа над ошибками. Совершенствование знаний о суффиксе и приставке | |||
44. | Р/ р №3 Обучающее изложение | |||
45. | Работа над ошибками |
2 четверть (35 ч)
Тема | Дата | |
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (10ч) | ||
1. | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне | |
2. | Проверка слов с парными согласными в корне Словарный диктант №4 | |
3. | Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова | |
4. | Проверка слов с парными согласными в корне | |
5. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными | |
6. | Упражнение в правописании слов с парными согласными в корне | |
7. | Упражнение в правописании слов с парными согласными в корне | |
8. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными | |
9. | Диктант № 3 | |
10. | Работа над ошибками | |
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова (16 ч) | ||
11. | Безударные гласные в корне слова | |
12. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова | |
13. | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки | |
14. | Р/р №4 Обучающее изложение | |
15. | Работа над ошибками | |
16. | Упражнение в проверке безударных гласных Словарный диктант №5 | |
17. | Отработка умения делить текст на части | |
18. | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё | |
19. | Контрольное списывание | |
20. | Работа над ошибками | |
21. | Правописание слов с двумя безударными гласными | |
22. | Правописание слов с двумя безударными гласными | |
23. | Слова, сходные по звучанию | |
24. | Правописание слов с безударными гласными. | |
25. | Диктант № 4 | |
26. | Работа над ошибками | |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (9 ч) | ||
27. | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными Словарный диктант №6 | |
28. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
29. | Р/ р №5 Обучающее изложение | |
30. | Работа над ошибками | |
31. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
32. | Правописание слов типа чудесный, опасный | |
33. | Диктант № 5 | |
34. | Работа над ошибками | |
35. | Обобщение правил о правописании корня |
3 четверть (50ч)
№ | Тема | Дата |
Правописание предлогов и приставок (7 ч) | ||
1. | Приставка | |
2. | Правописание приставок | |
3. | Правописание безударных гласных в приставках | |
4. | Предлоги и приставки Словарный диктант №7 | |
5. | Упражнения в распознавании предлогов и приставок | |
6. | Р/ р №6 Обучающее сочинение | |
7. | Работа над ошибками | |
Разделительный ъ - знак (5ч) | ||
8. | Разделительный твёрдый знак | |
9. | Разделительные ъ и ь | |
10. | Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь | |
11. | Диктант № 6 | |
12. | Работа над ошибками | |
Части речи. Имя существительное (24ч) | ||
13. | Понятие о частях речи | |
14. | Местоимение (общее понятие) | |
15. | Упражнения в распознавании частей речи Словарный диктант №8 | |
16. | Изменение имён существительных, имён прилагательных, глаголов по числам | |
17. | Части речи и их правильное употребление | |
18. | Имя существительное и его роль в речи | |
19. | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные отвечающие на вопрос что? | |
20. | Р/ р №7 Обучающее изложение | |
21. | Работа над ошибками | |
22. | Род имён существительных | |
23. | Род имён существительных во множественном числе | |
24. | Определение рода имён существительных в тексте | |
25. | Родовые окончания имён существительных | |
26. | Изменение имён существительных по числам Словарный диктант №9 | |
27. | Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словом | |
28. | Общее понятие о склонении имён существительных. Падежи | |
29. | Упражнения в определении падежей | |
30. | Упражнения в определении падежей имён существительных | |
31. | Р/ р №8 Обучающее изложение | |
32. | Работа над ошибками | |
33. | Мягкий знак на конце существительных после шипящих | |
34. | Упражнения в написании слов с шипящими на конце | |
35. | Диктант № 7 | |
36. | Работа над ошибками | |
Имя прилагательное (14 ч) | ||
37. | Общее понятие об имени прилагательном | |
38. | Употребление в речи имён прилагательных Словарный диктант №10 | |
39. | Прилагательные – антонимы. Прилагательные – синонимы | |
40. | Закрепление знаний о прилагательном | |
41. | Изменение имён прилагательных по родам | |
42. | Р/ р №9 Обучающее изложение | |
43. | Работа над ошибками | |
44. | Родовые окончания имён прилагательных | |
45. | Изменение имён прилагательных по числам | |
46. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных | |
47. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных | |
48. | Диктант № 8 | |
49. | Работа над ошибками | |
50. | Обобщение знаний об имени прилагательном |
4 четверть (40ч)
№ | Тема | Дата | |
Глагол (24 ч) | |||
1. | Глагол, его роль в языке | ||
2. | Роль глагола в предложении Словарный диктант №11 | ||
3. | Глаголы- синонимы. Глаголы-антонимы | ||
4. | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле | ||
5. | Изменение глаголов по числам | ||
6. | Р/ р №10 Обучающее сочинение | ||
7. | Работа над ошибками | ||
8. | Понятие о временных формах глагола | ||
9. | Упражнение в распознавании времени глаголов | ||
10. | Неопределённая форма глагола | ||
11. | Неопределённая форма глагола | ||
12. | Изменение глаголов по временам | ||
13. | Глаголы прошедшего времени | ||
14. | Употребление глаголов прошедшего времени | ||
15. | Правописание частицы не с глаголами Словарный диктант №12 | ||
16. | Правописание частицы не с глаголами | ||
17. | Правописание частицы не с глаголами | ||
18. | Повторение правил о написании корня и окончаний | ||
19. | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи | ||
20. | Диктант № 9 | ||
21. | Работа над ошибками | ||
22. | Р/ р №11 Обучающее изложение | ||
23. | Работа над ошибками | ||
24. | Обобщение знаний о словах, предложениях | ||
Повторение изученного в течение года (16ч) | |||
25. | Обобщение знаний о предложении и тексте | ||
26. | Повторение различных текстов. Уточнение представлений об особенностях текста | ||
27. | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний | ||
28. | Состав слова | ||
29. | Правописание слов с приставками, с разделительными ъ и ь знаками | ||
30. | Словарный диктант №13 Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной | ||
31. | Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых гласных корня | ||
32. | Диктант № 10 | ||
33. | Работа над ошибками | ||
34. | Повторение сведений о частях речи | ||
35. | Р/ р №12 Обучающее изложение | ||
36. | Работа над ошибками | ||
37. | Части речи. Имя существительное | ||
38. | Части речи. Имя прилагательное | ||
39. | Части речи. Глагол. | ||
40. | Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, авторской программы Т.Г.Рамзаевой, а также учебника «Русский язык. 3 класс» (автор Т.Г.Рамзаева).
Создание рабочей программы обусловлено тем, что раздел «Состав слова» дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; увеличено количество часов на повторение в конце года Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова», так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи. Перераспределение часов между разделами программы обусловлено уровнем подготовки детей данного класса.
Рабочая программа по русскому языку соответствует базисному учебному плану МБОУ «Нахабинская гимназия № 4».
Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. На уроках русского языка дети овладевают общеучебными навыками, умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст, передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями.
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология
и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,
речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7-10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи.
Поскольку все стороны языка — фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая - взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к русскому языку и познавательных умений: поставить задачу и найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнить, обобщить, точно сформулировать вывод, применить правило в условиях той или иной степени сложности). Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических и речевых задач.
Примерное количество слов для словарных диктантов: во 2-м классе - 8-10; в 3-м классе - 10-12; в 4-м классе -12-15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 1-й класс в конце учебного года - 15-17; 2-й класс в конце первого полугодия - 25-30, 2-й класс в конце учебного года - 35-45; 3-й класс в конце учебного года - 55-65; 4-й класс в конце первого полугодия - 65-70; 4-й класс в конце учебного года - 75-80.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются на 15-20 слов.
Общая структура рабочей программы в сравнении с авторской программой
№ | Тема | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Повторение | 16ч | 16ч |
2. | Предложение. Словосочетание | 11ч | 10ч |
3. | Текст | 3ч | 3ч |
4. | Состав слова | 15ч | 16ч |
5. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | 10ч | 10ч |
6. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 18ч | 16ч |
7. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 7ч | 9ч |
8. | Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками | 7ч | 7ч |
9. | Разделительный « Ъ » | 5ч | 5ч |
10. | Части речи. Имя существительное | 24ч | 24ч |
11. | Имя прилагательное | 14ч | 14ч |
12. | Глагол | 24ч | 24ч |
13. | Повторение в конце учебного года | 12ч | 16ч |
Итог: | 170ч. | 170ч |
Контроль за выполнением практической части программы по русскому языку
№ | Название работы | Количество за год | |
1. | Диктант | 10 | |
2. | Словарный диктант | 12 | |
3. | Контрольное списывание | 1 | |
4. | Проверочная работа | - | |
5. | Изложение | 9 | |
6. | Сочинение | 3 |
Содержание рабочей программы по русскому языку
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Повторение | Предложение, текст, слово - единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв «Е», «Ё», «Ю», «Я». Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный «Ь» и «Ь» - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | 16ч |
2. | Предложение. Словосочетание | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные). Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 10ч |
3. |
Текст | Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений и союзов И, А, НО, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте. | 3ч |
4. | Состав слова | Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах. Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках О-, ОБ-(ОБО-), ОТ-(ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД-, ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, В-(ВО-), С-(СО-), ВЫ-, ПЕРЕ-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. | 16ч |
5. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова. | 10ч |
6. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Е. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 16ч |
7. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. Способы проверки орфограмм в корнях слов. | 9ч |
8. | Правописание приставок и безударных гласных в корнях | Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. | 7ч |
9. | Разделительный «Ъ» | Разделительный «Ъ» в словах с приставками. Сопоставление разделительных «Ъ» и «Ь». | 5ч |
10. | Части речи. Имя существительное | Общее знакомство с частями речи (имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; местоимения, наречия, числительные, союзы). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе. | 24ч |
11. | Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных – антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ИЙ, -ЫЙ, -ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, -ИЕ, -ЫЕ. | 14ч |
12. | Глагол | Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее и будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 24ч |
13. |
Повторение в конце учебного года | Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные «Ъ» и «Ь». Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол | 16ч |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
производить разбор слов по составу;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки;
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ – рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.3класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-442455-1549819445.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-234479-1517511643.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842730-1478187267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. 3класс.
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"....