Рабочая программа по русскому языку. 3класс.
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Цыкунова Елена Николаевна

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина по русскому языку, рабочие программы 1-4классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2015г.  

 В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и о корне слова, формирование представлений об основе и окончании, о суффиксе и приставке, об их существенных признаках. Школьники знакоятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне, правилами правописания безударных гласных (проверяемых и не проверяемых ударением), парных по глухости-звонкости

согласных в корне (на конце слова и перед согласным), непроизносимых согласных, правописанием наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанием разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе

орфограммами.

Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, родам в единственном числе, падежам),глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам).

В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь врач), на-

выки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее,-ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами.

Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными сред-

ствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план,озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме

и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговор-

ный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

Программа реализуется через использование элементов личностно- ориентированного образования, информационно- коммуникативных и элементов здоровьесберегающих технологий.  Учитывая психологические особенности детей, в обучении используются следующие методы: наглядно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.

   Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная система:

- фронтальная,

- парная,

- групповая,

- индивидуальные формы учебной деятельности

Технологии обучения:

- технология проблемного диалога;

- проектная технология;

- ИКТ-технологии;

  - технология уровневой дифференциации

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в 3 классе  выделяется 170 ч (34 учебные недели), но по уставу школы в 3 классе 35 рабочих недель, поэтому на резерв отводится 5 часов, итого175 часов.

 Содержание курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных  универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Учебная неделя

ЯЗЫК И РЕЧЬ   /(2 ч)

1/1

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

1

1

2/2

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как

основе национального самосознания. 

Р/р.Составление текста по рисунку.  

1

1

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  (14 ч) 

3\1

Признаки текста: смысловая часть предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная

часть, заключение.

1

1

4\2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

1

5\3

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

1

6\4

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,

побудительные)

1

2

7\5

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные)

1

2

8\6

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные)

2

9\7

Знаки препинания в конце предложений

1

2

10\8

Предложения с обращением (общее представление). Составление предложений

по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

1

2

11\9

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).

1

3

12\10

Распространённые и нераспространённые

предложения. 

1

3

13\11

Простое и сложное предложения (общее

представление)

1

3

14\12

Запятая внутри сложного предложения.

1

3

15\13

Связь слов в словосочетании. Определение

в словосочетании главного и зависимого

слов при помощи вопроса.

1

3

16\14

Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». 

1

4

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ(17 ч)

17/1

Лексическое значение слова (повторение

и углубление представлений о слове). Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

1

4

18/2

Синонимы. Антонимы. Работа со словарями.

1

4

19/3

Омонимы. Использование омонимов в речи.

1

4

20/4

Слово и словосочетание

1

4

21/5

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. 

1

5

22/6

Подробное изложение с

языковым анализом текста.

1

5

23/7

Обобщение и уточнение представлений

об изученных частях речи (имени существи-

тельном, имени прилагательном, глаголе,

местоимении) и их признаках 

1

5

24/8

Обобщение и уточнение представлений

об изученных частях речи (имени существи-

тельном, имени прилагательном, глаголе,

местоимении) и их признаках 

1

5

25/9

Составление предложений

и текста по репродукции картины И. Т. Хруц-

кого «Цветы и плоды». 

1

5

26/10

Имя числительное (общее представление). Проверочная работа№2 «Слово в языке и речи»

1

6

27/11

Обобщение и уточнение представлений

об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1

6

28/12

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы

для их обозначения.

1

6

29/13

Правописание слов с ударными (сочетания

жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными

гласными в корне.

6

30/14

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце  слова  и  перед  согласными  в корне.

1

6

31/15

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проект «Рассказ о слове»

1

7

32/16

Проверочный диктант №1 « Слово в языке и речи».

1

7

33/17

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно

составленному плану.

1

7

СОСТАВ СЛОВА (47 ч)

34\1

Корень слова. Однокоренные слова.

1

7

35\2

Чередование согласных в корне.

1

7

36\3

Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

1

8

37\4

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове

1

8

38\5

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове

1

8

39\6

Формы слова. Окончание.  

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

8

40\7

Формы слова. Окончание.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

8

41\8

Приставка. Значение этих значимых частей в слове. 

Формулировать определения приставки . Объяснять значение приставок  в слове. Выделять в словах приставки

1

9

42\9

Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

Формулировать определения приставки. Объяснять значение приставок  в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

1

9

43\10

Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

Формулировать определения приставки. Объяснять значение приставок  в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

1

9

44\11

Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

1

9

45\12

Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

1

9

46\13

 Сочинение по репродукции

картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

10

47\14

Основа слова

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

1

10

48\15

Изменяемые и неизменяемые слова, их

употребление в речи. Разбор слова по составу.  

1

10

49\16

Формирование навыка моделирования слов. Проект «Семья слов».

10

50\17

Проверочная работа № 3 « Состав слова»

1

10

51\18

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. 

1

11

52\19

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

11

53\20

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Определять  наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы

1

11

54\21

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Определять  наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы

1

11

55\22

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Подбирать  несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

1

11

56\23

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

1

12

57\24

Правописание слов  с парными по глухости- звонкости согласными  на конце слов и перед согласными в корне.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

12

58\25

Правописание слов  с парными по глухости- звонкости согласными  на конце слов и перед согласными в корне.

 Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

12

59\26

Правописание слов  с парными по глухости- звонкости согласными  на конце слов и перед согласными в корне.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

12

60\27

Правописание слов  с парными по глухости- звонкости согласными  на конце слов и перед согласными в корне.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

12

61\28

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

13

62\29

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

13

63\30

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

13

64\31

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

13

65\32

Правописание слов с удвоенными согласными.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

13

66\33

Правописание слов с удвоенными согласными.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

1

14

67\34

Правописание слов с удвоенными согласными.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

1

14

68\35

Правописание суффиксов и приставок.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

14

69\36

Правописание суффиксов и приставок.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

14

70\37

Правописание суффиксов и приставок.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

14

71\38

Правописание суффиксов и приставок.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

15

72\39

Правописание приставок и предлогов.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

15

73\40

Правописание приставок и предлогов.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

1

15

74\41

Правописание приставок и предлогов.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

1

15

75\42

Правописание слов  с разделительным твёрдым знаком.

1

15

76\43

Правописание слов  с разделительным твёрдым знаком.

1

16

77\44

Контрольный диктант № 2 «Правописание частей слова»

1

16

78\45

Составление текста по репродукции картины В М Васнецова «Снегурочка»

1

16

79\46

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

1

16

80\47

Составление объявления

1

16

ЧАСТИ РЕЧИ(75 ч)

81/1

Части речи: имя существительное, имя при-

лагательное, имя числительное, местоиме-

ние, глагол, предлог, частица не, союз (об-

щее представление).

17

82\2

Части речи: имя существительное, имя при-

лагательное, имя числительное, местоиме-

ние, глагол, предлог, частица не, союз (об-

щее представление).

17

83/3

Значение и употребление имен существительных в речи.

1

17

84/4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

17

85/5

Представление об устаревших слова в русском языке.

1

17

86/6

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

18

87/7

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

18

88/8

 Проект «Тайна имени»

1

18

89/9

Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

18

90/10

Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

18

91/11

Род имен существительных : мужской,

женский, средний

1

19

92/12

Имена существительные общего рода (первое представление).

1

19

93/13

Имена существительные общего рода (первое представление).

1

19

94/14

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

1

19

95/15

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

1

19

96/16

Подробное изложение повествовательного текста.

1

20

97/17

Проверочный диктант № 3 «Части речи»            

1

20

98/18

Изменение имен существительных по падежам.  

1

20

99/19

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

20

100/20

Неизменяемые имена существительные.

1

20

101/21

Составление рассказа по репродукции картины И Я Билибина «Иван  - царевич и лягушка – квакушка»

1

21

102/22

Именительный падеж.

1

21

103/23

Родительный падеж.

1

21

104/24

Дательный падеж.

1

21

105/25

Винительный падеж.

1

21

106/26

Творительный падеж.

1

22

107/27

Предложный падеж.

22

108/28

Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

22

109/29

Все падежи (обобщение знаний об имени

существительном)Начальная форма имени существительного.  

1

22

110/30

Морфологический разбор имени существительного.

22

111/31

Составление сочинения по

репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

23

112/32

Проверочный диктант №4 «Падеж имен существительных» . Проект «„Зимняя“ страничка».

1

23

113/33

Лексическое значение имен прилагательных.  .

1

23

114/34

Обогащение словарного запаса именами

прилагательными

1

23

115/35

Связь имени прилагательного с именем су-

ществительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

1

23

116/36

Сложные имена прилагательные, обозна-

чающие цвета и оттенки цвета.

1

24

117/37

Синтаксическая функция имени прилага-

тельного в предложении.

1

24

118/38

Художественное и научное описания. Ис-

пользование имён прилагательных в тексте-

описании.

Развитие речи. Составление текста-описа-

ния растения в научном стиле.

1

24

119/39

Сопоставления содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М А Врубеля «Царевна – Лебедь»

1

24

120/40

Изменение имён прилагательных по родам

в единственном числе.

1

24

121/41

Зависимость рода

имени прилагательного от формы рода име-

ни существительного.

1

25

122/42

Родовые окончания имён прилагательных

(-ый, -ой, -ая, -яя).

1

25

123/43

Изменение имён прилагательных по числам.

1

25

124/44

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

1

25

125/45

Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам.

1

25

126/46

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

1

26

127/47

Обобщение знаний о имени прилагательном.

1

26

128/48

Морфологический разбор имени прилагательного.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

26

129/49

Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А А Серова «Девочка с персиками»

1

26

 

1

130/50

Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное»

1

26

131/51

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица..

1

27

132/52

Личные местоимения единственного и множественного числа

1

27

133/53

Род местоимений 3 –го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.

1

27

134/54

Проверочная работа №  4 «Местоимение». Р.р. Составление письма.

1

27

135/55

Значение и употребление глагола в речи.

1

27

136/56

Число глагола.

1

28

137/57

Изменение глаголов по числам.

1

28

138/58

Составление текста по сюжетным рисункам.

1

28

139/59

Начальная (неопределенная) форма глагола.

1

28

140/60

Глагольные вопросы что делать? и что

сделать?

1

28

141/61

Изменение глаголов по числам.

1

29

142/62

Составление предложений

(с нарушенным порядком слов), их запись.

1

29

143/63

Времена глаголов.

1

29

144/64

Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

1

29

145/65

Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

1

29

146/66

Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

1

30

147/67

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельному плану.

1

30

148/68

 Родовые окончания глаголов (-а, -о)

1

30

149/69

Составление предложений

и текста.

1

30

150/70

Правописание частицы не с глаголами.

1

30

151/71

Правописание частицы не с глаголами.

1

31

152/72

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

31

153/73

Проверочная работа №5 «Глагол».

1

31

154/74

Контрольный диктант № 6 «Части речи»

1

31

155/75

Проведение  «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

1

31

ПОВТОРЕНИЕ(15 ч)

156/1

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

32

157/2

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

32

158/3

Предложения с обращением

1

32

159/4

Распространённые и нераспространённыепредложения. 

1

32

160/5

Разбор предложения по членам предложения.

1

32

161/6

Простое и сложное предложения

1

33

162/7

Корень слова. Однокоренные слова.

1

33

163/8

Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове.

1

33

164/9

Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

1

33

165/10

Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

1

33

166/11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

34

167/12

Части речи

1

34

168/13

Части речи

1

34

169/14

Части речи

1

34

170/15

Части речи

1

34

Планируемые результаты освоения учебного предмета , курса.

Личностные  результаты

Освоение  данного  раздела  распределяется  по  всем  разделам  курса.

•Представление  о  своей  гражданской  идентичности  в  форме  осознания  «Я»  как  гражданина  России;

 •развитие  чувства  любви  и  уважения  к  русскому  языку  как великому  ценностному  достоянию  русского  народа;  осознание  себя  носителем  этого  языка;

•становление  внутренней позиции школьника  на уровне положительного  отношения  к  школе,  изучению  русского  языка,  понимания  необходимости  учения;

•становление   элементов   коммуникативного,   социального   и учебно-познавательного  мотивов  изучения  русского  языка;

•развитие  интереса  к  познанию  русского  языка,  языковой  деятельности;  интереса  к  чтению  и  читательской  деятельности;

•формирование  мотивации  к  творческому  труду  (в  проектной  деятельности,   к   созданию   собственных   информационных объектов  и  др.);

•развитие    способности    к    самооценке    на    основе    критерия успешности  учебной  деятельности;  ориентация  на  понимание причин  успеха  и  неуспеха  в  учебной  деятельности  по  языку;

•ориентация   на   развитие   целостного,   социально   ориентированного  взгляда  на  мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы,  народов,  культур,  религий;

• развитие  этических  чувств  (доброжелательность,  сочувствие, сопереживание,   отзывчивость,   совесть   и   др.);   понимание чувств   одноклассников,   собеседников;   сочувствие   другим людям,  сопереживание  (в  радости,  горе  и  др.);

•понимание  нравственного  содержания  собственных  поступков  и  поступков  окружающих  людей;  ориентация  в  поведении на  принятые  моральные  и этические  нормы;

•осознание   ответственности   за   свои   поступки,   ответственности  за  произнесённую  в  общении  речь;

•осознание  своих  эмоций  и  чувств,  их  контроль;  определение

эмоций  собеседников,  сочувствие  другим  людям,  сопереживание  чувствам  радости  и  горя;

•развитие  чувства  прекрасного  и  эстетических  чувств  через выразительные   возможности   языка,   анализ   пейзажных   за-рисовок  и  репродукций  картин  и  др.;

•ориентация  на  развитие  навыков  сотрудничества  с  учителем, взрослыми,  сверстниками  в  процессе  выполнения  совместной  деятельности  на  уроке  и  вне  урока;

•представление  о  здоровом  образе  жизни, бережном  отношении к материальным ценностям.

Метапредметные   результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

•Принимать  и  сохранять  цель  и  учебную  задачу;  в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  учебные  задачи;

•овладевать   способами   решения   учебной   задачи,   выбирать один  из  них  для  решения  учебной  задачи,  представленной на  наглядно-образном,  словесно-образном  и  словесно-логическом  уровнях;  проявлять  познавательную  инициативу;

•планировать  (в  сотрудничестве  с учителем и  самостоятель-но)  свои  действия  для  решения  задачи;

•учитывать   правило   (алгоритм)   в   планировании   и   контроле

способа  решения;

•выполнять  действия  по  намеченному  плану ,  а  также  по  инструкциям,  содержащимся  в  источниках  информации  (в  заданиях  учебника,  справочном  материале  учебника  —  в  памятках);

•выполнять  учебные  действия  в  материализованной,  громко-речевой  и  умственной  форме;

•контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности  с

учебным  материалом,  вносить  необходимые  коррективы;

•оценивать    свои    достижения,    определять    трудности,    осо-знавать  причины  успеха  и  неуспеха  и  способы  преодоления

трудностей;

•адекватно   воспринимать   оценку   своей   работы   учителями,

товарищами,  другими  лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   УУД

•Осознавать  познавательную  задачу ,  решать  её  (под  руковод-ством  учителя  или  самостоятельно);

•самостоятельно   находить   в   учебнике,   учебных   пособиях   и

учебной  справочной  литературе  (с  использованием  ресурсов библиотек  и  Интернета)  необходимую  информацию  и  использовать  её  для  выполнения  учебных  заданий;

•понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной, графической  форме;  переводить  её  в  словесную  форму;

•использовать  такие  виды  чтения,  как  ознакомительное,  изучающее,  поисковое;  осознавать  цель  чтения;

•воспринимать  смысл  читаемых  текстов,  выделять  существенную информацию из  текстов  разных видов (художественного и  познавательного);  передавать  устно  или  письменно  содержание  текста;

•анализировать   и   оценивать   содержание,   языковые   особенности  и  структуру  текста,  определять  место  и  роль  иллюстративного  ряда  в  тексте;

•осознанно  строить  речевое  высказывание  в  устной  и  письменной  форме;  выступать  перед  аудиторией  одноклассников с  небольшими  сообщениями,  используя  иллюстративный материал  (плакаты,  презентацию);

•ориентироваться  на  возможность  решения  отдельных  линг-вистических  задач  разными  способами;  выбирать  наиболее

эффективный  способ  решения  лингвистической  задачи;

•находить   языковые   примеры   для   иллюстрации   изучаемых языковых   понятий;

•осуществлять   анализ,   синтез,   сравнение,   сопоставление, классификацию,  обобщение  языкового  материала  как  по заданным  критериям,  так  и  по  самостоятельно  выделенным основаниям;

•осуществлять  подведение  фактов  языка  под  понятие  на  основе выделения  комплекса  существенных  признаков  и  их  синтеза;

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным  опытом;

•составлять   простейшие   инструкции,   определяющие   последовательность действий при  решении лингвистической  задачи;

•строить   несложные   рассуждения,   устанавливать   причинно-следственные  связи,  делать  выводы,  формулировать  их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ   УУД

•Выражать   свои   мысли   и   чувства   в   устной   и   письменной

форме,   ориентируясь   на   задачи   и   ситуацию   общения,   соблюдая  нормы  литературного  языка  и  нормы  «хорошей»

речи  (ясность,  точность,  содержательность,  последовательность  выражения  мысли  и  др.);

•ориентироваться  на  позицию  партнёра  в  общении  и  взаимодействии;

•адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач;  понимать  зависимость  характера  речи  от  задач  и  ситуации  общения;

•участвовать   в   диалоге,   общей   беседе,   совместной   деятельности  (в  парах  и  группах),  договариваться  с  партнёрами  о способах  решения  учебной  задачи,  приходить  к  общему  решению,  осуществлять  взаимоконтроль;

•задавать  вопросы, необходимые для организации  собственной  деятельности  и  сотрудничества  с  партнёром;

•контролировать  действия  партнёра,  оказывать  в  сотрудничестве  необходимую  помощь;

•учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   высказывать   своё

собственное  мнение  (позицию),  аргументировать  его;

•оценивать  мысли,  советы,  предложения  других  людей,  принимать  их  во  внимание  и  пытаться  учитывать  в  своей  деятельности;

•строить  монологическое  высказывание  с  учётом  поставленной  коммуникативной  задачи;

•применять  приобретённые  коммуникативные  умения  в практике  свободного  общения.

Предметные   результаты

ОБЩИЕ   ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ   ПРОГРАММЫ

•Осознание  значимости  русского  языка  как  государственного языка  нашей  страны  Российской  Федерации,  языка  межнационального   общения;

•представление  о  языке  как  об  основном  средстве  человеческого  общения  и  явлении  национальной  культуры,  о  роли родного  языка  в  жизни  человека  и  общества;

•формирование  позитивного  эмоционально-оценочного  отношения  к  русскому  языку ,  понимание  значимости  хорошего  владения  русским  языком,  стремления  к  его  грамотному использованию;

•понимание   значимости   правильной   и   «хорошей»   устной   и письменной  речи  как  показателя  общей  культуры  человека; проявление  собственного  уровня  культуры;

•приобретение  опыта  ориентироваться  в  целях,  задачах,  сред-ствах  и  условиях  общения,  выбирать  адекватные  языковые средства  для  решения  коммуникативных  задач;

•овладение  изучаемыми  нормами  русского  языка  (орфоэпические,  лексические,  грамматические,  орфографические,  пунктуационные),  правилами  культуры  речевого  поведения  (в  объёме  курса);  использование  этих  норм  для  успешного  решения коммуникативных  задач  в  ситуациях  учебной  языковой  деятельности  и  бытового  общения;  формирование  сознательного отношения  к  качеству  своей  речи,  контроля  за  ней;

•овладение  основными  понятиями  и  правилами  (в  объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики,  грамматики,  орфографии,  а  также  умениями находить,  опознавать,  характеризовать,  сравнивать,  класси-фицировать  основные  единицы  языка  (звуки,  буквы,  слова, предложения,  тексты);  использовать  эти  знания  и    умения для  решения  познавательных,  практических  и  коммуникативных  задач;

•овладение  основами  грамотного  письма  (в  объёме  изучаемого   курса),   основными   орфографическими   и   пунктуационными  умениями;  применение  правил  орфографии  и  пунктуации  в  процессе  выполнения  письменных  работ .

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОСНОВНЫХ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ    ЛИНИЙ    ПРОГРАММЫ

Развитие   речи

Освоение  данного  раздела  распределяется  по  всем  разделам  курса.

Обучающийся  научится:

•участвовать  в  устном  общении  на  уроке  (слушать  собеседников,  говорить  на  обсуждаемую  тему ,  соблюдать  основные правила  речевого  поведения);  выражать  собственное  мнение,  обосновывать  его  с  учётом  ситуации  общения;

 •применять  речевой  этикет  в  ситуациях  учебного  и  речевого общения,  в  том  числе  при  обращении  с  помощью  средств ИКТ;  соблюдать  правила  вежливости  при  общении  с  людьми,  плохо  владеющими  русским  языком;

•анализировать  свою  и  чужую  речь  при  слушании  себя  и  речи  товарищей  (при  ответах  на  поставленный  учителем  вопрос, при  устном  или  письменном  высказывании)  с  точки  зрения правильности,  точности,  ясности  содержания;

•строить   предложения   для   решения   определённой   речевой задачи,  для  завершения  текста,  для  передачи  основной  мысли  текста,  для  выражения  своего  отношения  к  чему-либо;

•понимать  содержание  читаемого  текста,  замечать  в  нём  незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для  решения  познавательной  или  коммуникативной  задачи;

•понимать  тему  и  главную  мысль  текста,  подбирать  к  тексту  заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

•восстанавливать   последовательность   частей   или   последовательность  предложений в тексте повествовательного характера;

•распознавать   тексты   разных   типов:   описание,   повествование,  рассуждение;

•замечать  в  художественном  тексте  языковые  средства,  создающие  его  выразительность;

•знакомиться  с  жанрами  объявления,  письма;

•строить  монологическое  высказывание  на  определённую  тему ,по  результатам  наблюдений  за  фактами  и  явлениями  языка.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•определять    последовательность    частей    текста,    составлять план  текста,  составлять  собственные  тексты  по  предложенным  и  самостоятельно  составленным  планам;

•пользоваться  самостоятельно  памяткой  для  подготовки  и  написания  письменного  изложения  учеником;

•письменно   (после   коллективной   подготовки)   подробно   или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного  на  основе  зрительного  восприятия;  сохранять основные  особенности  текста-образца;  грамотно  записывать текст;  соблюдать  требование  каллиграфии  при  письме;

•составлять  под  руководством  учителя  небольшие  повествовательный  и  описательный  тексты  на  близкую  жизненному опыту  детей  тему ,  по  рисунку ,  репродукциям  картин  художников  (в  «Картинной  галерее»  учебника)  и  опорным  словам, на  тему  выбранной  учениками  пословицы  или  поговорки;

•использовать  в  монологическом  высказывании  разные  типы речи:  описание,  рассуждение,  повествование;

•пользоваться   специальной,   справочной   литературой,   словарями,   журналами,   Интернетом   при   создании   собственных речевых  произведений  на  заданную  или  самостоятельно  выбранную  тему;

•находить  и  исправлять  в  предъявленных  предложениях,  текстах  нарушения  правильности,  точности,  богатства  речи;

•проверять  правильность  своей  письменной  речи,  исправлять допущенные  орфографические  и  пунктуационные  ошибки.

Система языка

Фонетика,  орфоэпия, графика

Обучающийся  научится:

•характеризовать  звуки  русского  языка: (в  объёме  изученного);

•определять   функцию   разделительного   твёрдого   знака   (ъ)   в словах;

•устанавливать  соотношение  звукового  и  буквенного  составав  словах  типа  мороз, ключ, коньки,  в словах  с йотированны-ми  гласными  е,  ё,  ю,  я  (ёлка,  поют),  в  словах  с  разделительными  ь,  ъ  (вьюга,  съел),  в  словах  с  непроизносимыми согласными;

•осуществлять  звуко-буквенный  анализ  доступных  по  составу слов;

•произносить  звуки  и  сочетания  звуков  в  соответствии  с  нормами  литературного  языка  (круг  слов  определён  словарём произношения  в  учебнике);

•использовать   знание   алфавита   для   упорядочивания   слов   и при  работе  со  словарями  и  справочниками;

•применять  знания  фонетического  материала  при  использовании  правил  правописания;

•пользоваться  при  письме  небуквенными  графическими  средствами:  пробелом  между  словами,  знаком  переноса,  абзаца.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•осуществлять  звуко-буквенный  разбор  слова  самостоятельно по  предложенному  в  учебнике  алгоритму;

•оценивать   правильность   проведения   звуко-буквенного   анализа  слова;

•соблюдать   нормы   русского   языка   в   собственной   речи   и  оценивать   соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников (в  объёме  орфоэпического  словаря  учебника);

•пользоваться   орфоэпическим   словарём   при   определении правильного  произношения  слова  (или  обращаться  за  помощью  к  другим  орфоэпическим  словарям  русского  языка или  к  учителю,  родителям  и  др.).

Лексика

Освоение  данного  раздела  распределяется  по  всем  разделам  курса.

Обучающийся  научится:

•находить  в  предложении  и  тексте  незнакомое  слово,  определять  его  значение  по  тексту  или  толковому  словарю;  спрашивать  о  значении  слова  учителя;

•наблюдать    за   употреблением   синонимов   и   антонимов    в речи,   подбирать   синонимы   и   антонимы   к   словам   разных частей  речи,  уточнять  их  значение;

•иметь   представление   об   омонимах;   приобретать   опыт   различения  в  предложениях  и  текстах  омонимов;

•иметь  представление  о  фразеологизмах  (устойчивых  сочетаниях  слов);  приобретать  опыт  различения  в  предложениях  и текстах  фразеологизмов;

•наблюдать  за  использованием  фразеологизмов  в  упражнениях  учебника,  осознавать  их  значение  в  тексте  и  разговорной речи;

•распознавать  слова,  употреблённые  в  прямом  и  переносном значении  (простые  случаи);

•иметь   представление   о   некоторых   устаревших   словах   и их  использовании  в  речи;

•пользоваться   словарями  при   решении  языковых  и   речевых задач.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•осознавать,  что  понимание  значения  слова  —  одно  из  условий  умелого  его  использования  в  устной  и  письменной  речи;

•замечать   в   художественном   тексте   слова,   употреблённые   в переносном   значении,   а   также   эмоционально-оценочные слова,  сравнения,  олицетворения  (без  терминологии);

•оценивать  уместность  использования  слов  в  тексте;

•подбирать  синонимы  для  устранения  повторов  в  тексте;

•выбирать  слова  из  ряда  предложенных  для  успешного  решения  коммуникативных  задач;

•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•приобретать   опыт   редактирования   употреблённых   в   предложении  (тексте)  слов.

Состав   слова  (морфемика)

Обучающийся  научится:

•владеть   опознавательными  признаками   однокоренных  слов;

•различать  однокоренные  слова  и  различные  формы  одного и  того  же  слова;

•различать  однокоренные  слова  и  слова  с  омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•находить   в   словах   с   однозначно   выделяемыми   морфемами окончание,   основу   (простые   случаи),   корень,   приставку , суффикс;

•выделять  нулевое  окончание;

•подбирать  слова  с  заданной  морфемой;

•образовывать  слова  с  помощью  приставки  (или  суффикса),  осознавать  значение  новых  слов.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•находить  корень  в  однокоренных  словах  с  чередованием  согласных  в  корне;

•различать  изменяемые  и  неизменяемые  слова;

•узнавать  сложные  слова  (типа  вездеход,  вертолёт  и  др.), выделять   в   них   корни;   находить   соединительные   гласные (интерфиксы)  в  сложных  словах;

•сравнивать,  классифицировать  слова  по  их  составу;

•соотносить  слова  с  предъявляемыми  к  ним  моделям,  выбирать  из  предложенных  слов  слово,  соответствующее  заданной  модели,  составлять  модель  заданного  слова;

•осознавать  значения,  вносимые  в  слово  суффиксами  и  приставками  (простые  случаи);

•наблюдать  за  способами  образования  слов  при  помощи  приставки  (или  суффикса);

•разбирать  по  составу  слова  с  однозначно  выделяемыми  морфемами  в  соответствии  с  предложенным  в  учебнике  алгоритмом,  оценивать  правильность  проведения  разбора  по  составу;

•подбирать  однокоренные  слова  и  формы  одного  и  того  же слова  с  целью  проверки  изучаемых  орфограмм  в  корне  сло-ва,  использовать  графический  образ  изучаемых  приставок  и суффиксов  для  правописания  слов  с  этими  приставками  и суффиксами.

Морфология

Обучающийся  научится:

•распознавать   части   речи   на   основе   усвоенных   признаков (в  объёме  программы);

•распознавать   имена   существительные;   находить   начальную форму  имени  существительного;  определять  грамматическиепризнаки  (род,  число,  падеж);  изменять  имена  существительные  по  числам  и  падежам;

•распознавать  имена  прилагательные;  определять  зависимость имени  прилагательного  от  формы  имени  существительного; находить  начальную  форму  имени  прилагательного;  опреде-лять  грамматические  признаки  (род,  число,  падеж);  изменять  имена  прилагательные  по  числам,  родам  (в  единственном  числе),  падежам  (первое  представление);

•распознавать    глаголы;    определять    начальную    (неопределённую)  форму  глаголов  (первое  представление),  различать глаголы,  отвечающие  на  вопросы  «что  делать?»  и  «что  сделать?»;  определять  грамматические  признаки  глагола — форму  времени,  число,  род  (в  прошедшем  времени);

•распознавать   личные   местоимения   (в   начальной    форме), определять    грамматические    признаки:    лицо,    число,    род (у  местоимений  3-го  лица);  использовать  личные  местоимения  для  устранения  неоправданных  повторов;

•узнавать  имена  числительные  (общее  представление);  распознавать  количественные  и  порядковые  имена  числительные;

•устанавливать  отличие  предлогов  от  приставок,  значение  частицы  не;

•узнавать  союзы  и,  а,  но  и  понимать  их  роль  в  предложении;

•подбирать  примеры  слов  и  форм  разных  частей  речи;  наблюдать  их  употребление  в  тексте  и  устной  речи,  правильно употреблять  в  речи  части  речи  и  их  формы.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•производить  морфологический  разбор  изучаемых  самостоятельных  частей  речи  (в  объёме  программы),  пользуясь  алгоритмом  разбора  в  учебнике;

•наблюдать  за  словообразованием  частей  речи;

•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты  в  употреблении  изучаемых  форм  частей  речи.

Синтаксис

Обучающийся  научится:

•различать  предложение,  словосочетание  и  слово;

•выделять  предложения  из  потока  устной  и  письменной  речи, оформлять  их  границы;

•определять   вид   предложений   по   цели   высказывания   (повествовательные,  вопросительные,  побудительные)  и  по  интонации  (восклицательные  и  невосклицательные),  правильно  интонировать  эти  предложения;  составлять  такие  предложения;

•различать  понятия  «члены  предложения»  и  «части  речи»;

•находить  главные  (подлежащее  и  сказуемое)  и  второстепенные  члены  предложения  (без  деления  на  виды);

•устанавливать  при  помощи вопросов  связь  между словами  в предложении;  отражать  её  в  схеме;

•соотносить   предложения   со   схемами,   выбирать   предложение,  соответствующее  схеме;

•различать   распространённые   и   нераспространённые   предложения,  составлять  такие  предложения;

•отличать  основу  предложения  от  словосочетания;  выделять  в предложении  словосочетания;

•разбирать  предложение  по  членам  предложения:  находить  грамматическую  основу  (подлежащее  и  сказуемое),  ставить  вопросы  к  второстепенным  членам  предложения,  определять,  какие

из  них  поясняют  подлежащее  или  сказуемое,  или  другие  второстепенные  члены,  выделять  из  предложения  словосочетания.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

•устанавливать  в  словосочетании  связь  главного  слова  с  зависимым  при  помощи  вопросов;

•выделять  в  предложении  основу  и  словосочетания;

•находить  в  предложении   обращение  (в  начале,  в   середине,в  конце);

•опознавать  простое  и  сложное  предложения,  определять  части  сложного  предложения;

•выполнять  в  соответствии  с  предложенным  в  учебнике  алго-ритмом  разбор  простого  предложения  (по  членам,  синтакси-ческий),  оценивать  правильность  разбора.

Орфография   и  пунктуация

Обучающийся  научится:

а) применять    ранее    изученные    правила    правописания, а  также:

 б)  подбирать  примеры  с  определённой  орфограммой;

в)  обнаруживать  орфограммы  по  освоенным  опознавательным  признакам  в  указанных  учителем  словах  (в  объёме  изучаемого  курса);

г)  определять  разновидности  орфограмм  и  соотносить  их  с  изученными  правилами;

д)  применять  разные  способы  проверки  правописания  слов:

изменение  формы  слова,  подбор  однокоренных  слов,  использование  орфографического  словаря;

е)  безошибочно  списывать  текст  с  доски  и  учебника  (объёмом 65—70 слов);

ж)  писать  под  диктовку  текст  (объёмом  55—60  слов)  в  соответствии  с  изученными  правилами  правописания;

з)  проверять  собственный  и  предложенный  текст ,  находить

и  исправлять  орфографические  и  пунктуационные  ошибки.

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

а)   применять  правила  правописания:

•соединительные  о и  е в сложных словах  (самолёт, вездеход);

•е  и и в суффиксах имён существительных (ключик  —  ключика,  замочек — замочка);

•запятая  при  обращении;

•запятая  между  частями  в  сложном  предложении;

•безударные  родовые  окончания  имён  прилагательных,  глаголов  в  прошедшем  времени;

б)  при  составлении  собственных  текстов  использовать  помощь  взрослого  или  словарь,  пропуск  орфограммы  или  пунктограммы  (чтобы  избежать  орфографической  ошибки).

 



Предварительный просмотр:

Конспект  классного часа                                                

Предмет:      классный час                                                                                                              

Класс:2

  Тема:  День Победы.
Цели:

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение    к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам  стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях.

 В подготовке данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода;
 Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности:  презентация);
- методы стимулирования и мотивации.
Принципы: самоорганизации, развития личности, коллективизма, ответственности.
Форма организации работы на занятии: групповая.

Этапы  

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 -читают стихи

1 чтец:      

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается                    

2 чтец: 

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою. 

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(слайд 2)

  1. Мотивационный этап.

(2 мин)

Актуализировать  знания о празднике Победы.

- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?

 - Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый . (слайд 1 )

Сообщение темы   кл.часа

- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

-Что необходимо узнать, вспомнить?

-Для чего нужно помнить подвиг наших прадедов?

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

 -слушают учителя

-читают стихи

3 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,                

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец:

Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец: 

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной ,

Всего, каких – то 5 минут осталось.          (слайд 3)

 

 Работа по теме  кл.часа

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 4)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные  силы.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!               (слайд 5-10)     

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те  дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет. 

-отвечают на вопросы

-составляют слова

-ответы уч-ся

 

-читают воспоминания

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"(Т.С. Ивлева, полиграфист.)

 

Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл….. (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик)  Рассказы учеников о пионерах-героях.

(слайд 11-14) 

Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (слайд15)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

 

 

 

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой

 

 .

Учитель: Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 16, 17)

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

(слайд 18)

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.                        

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 19)

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20)  на Сапун- гору  в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха  в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд 21)

И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!   (слайд 22-24)

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.(слайд 2)

-читают стихи

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

 

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

 Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда. 
Вспомним!

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу – герою! 

Слава Армии славной его!

 

И в Берлине , в праздничную дату,

Был воздвигнут , чтоб стоять в веках,

Памятник-  Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит , как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют! (слайд 25)

 Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.

 

Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

(слайд 27)

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Итог  кл часа

Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-Удалось ли вам достичь целей, поставленных в начале урока?

-Для чего нужно помнить подвиг наших прадедов?

 

 

-исполняют песню

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.3класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...

Рабочая программа по русскому языку. 3класс

УМК "Гармония".Автор Соловейчик...

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...

Рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Школа России"...