Обогащение речи младших школьников синонимами в 1 классе.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Калитюк Светлана Евгеньевна

Требования к речи младших школьников:

1. Правильность речи.

2. Ясность речи.

3. Чистота речи.

4. Точность речи.

Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_rechi_mladshih_shkolnikov.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение речи младших школьников

синонимами  в 1 классе.

    Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, ученые выделяют следующие признаки:

  1. правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);
  2. ясность речи (доступность для понимания);
  3. чистота речи (отсутствие «паразитических слов»);
  4. точность речи (умение передать свою мысль);
  5. выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи).

     Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Я считаю, что расширение словаря учащихся должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова.

     Сама тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся. Необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными ещё в I, особенно во II классе. Такое обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е. изобразительной.

     Уже в I классе в пропедевтической работе со словом земляника я провела работу с синонимами (не называя самого термина), предложив детям загадку: какое растение может о себе так сказать?

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

     Подбираю к слову родная близкие по смыслу: близкая, любимая. Используя лексический материал данной загадки, дети составляют различные рассказы о землянике, употребляя имена прилагательные:

     Земляника – это лесное растение. Растёт на солнечных полянках. Земляника – это капелька лета на тоненькой ножке. Имя дала ей родная землица.

     Можно спросить детей, какого цвета земляника, почему она красная. Можно предложить детям с помощью учителя подобрать синоним к слову красный (румяный, алый, багряный, пунцовый, кумачовый, рубиновый).

     Я проанализировала учебники начальных классов. На мой взгляд, в учебниках не в полной мере использованы возможности для развития речи детей. Между тем знакомство с синонимичными прилагательными можно начать уже в I классе в процессе выполнения упражнений. Например, в учебнике для I класса есть задания, в которых встречаются антонимы:

Лето жаркое, а зима холодная.

Пух лёгкий, а камень тяжелый. И др.

     Коллективно работая над этими признаковыми словами, с помощью учителя можно подобрать к ним синонимы:

Жаркое (лето) – горячее, знойное.

Холодная (зима) – ледяная, суровая, морозная.

Лёгкий ((пух) – воздушный, невесомый.

Тяжелый (камень) – грузный.

     Более углублённое изучение синонимов прилагательных в процессе выполнения практических заданий я считаю возможным в восьмилетнем возрасте. По моим наблюдениям, дети охотно работают с синонимами, находят такие занятия интересными, удивительными, их занимает и радует процесс подбора точного, выразительного, образного слова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе....

Обогащение речи младших школьников

Описание приёмов обогащения речи младших школьников синтаксическими конструкциями...

Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий....

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...

Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка

Фразеология как один из разделов русского языка имеет большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития к...