Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"
статья по русскому языку

Новикова Анна Евгеньевна

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Большую роль в этом играет синонимия. Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Поэтому данная тема важна для современной начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarya_mladshih_shkolnikov_sinonimami.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря младших школьников синонимами

как средство развития речи.

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. В программе записано: «Основной целью, которая определяет направление процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».

При развитии речи важнейшей предпосылкой является богатый словарный запас ребенка, также при развитии словарного запаса создаются условия для усвоения других разделов науки о языке и формирования орфографических и стилистических навыков.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словами сложна и многообразна. Очень важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом. Большую роль в этом играет синонимия. Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Поэтому данная тема важна для современной начальной школы.

В младшем школьном возрасте дети особенно хорошо «впитывают» информацию и имеют хорошие предпосылки к овладению связной речи, но ещё не могут отделить лексическое значение слова от предмета, который обозначен этим словом. Учитель должен внимательно следить за тем, чтобы ребёнок умел анализировать свои наблюдения, обобщать, классифицировать, объяснять и доказывать правильность своих выводов. М.Р.Львов пишет о том, что успешное развитие речи учащихся возможно, если: на уроках создаются речевые ситуации, используется богатый по содержанию материал, который познакомит младших школьников с различными языковыми средствами, только в этом случае речь учащихся будет проявляться активно и они смогут создать своё высказывание.

Работа с синонимами в начальной школе необходима, так как она способствует обогащению речи детей, овладению нормами литературного языка, развитию мышления ребенка. Эта работа занимает важное место в системе развития связной речи, так как яркость и выразительность речи во многом определяется богатым и активным словарем синонимов. При формировании у младших школьников понятия «синонимы» необходимо соблюдать следующие методические требования:

-работа должна вестись целенаправленно и осознанно, в основе которой должны лежать принципы системности и последовательности;

-необходим учёт характера изучаемого материала;

-учет возрастных, индивидуальных особенностей учеников, уровня их развития.

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь, и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

Работа над синонимами начинается с первого класса уже на страницах «Азбуки».

В сущности, в большей части рассказов и стихотворений, присутствующих в книгах для чтения, есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: большой и огромный, хорошо и прекрасно, и т.д. Целесообразно также работать над синонимами из разных произведений.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

И как раз, период обучения грамоте, является первым и самым необходимым этапом в работе над развитием речи. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Детям нужно привить умение раскрыть смысл непонятных слов, учить подбирать группы слов, близких по смыслу. Но развитие значений слов – это лишь малая часть решения проблемы развития речи. Необходимо закрепить их в активном словаре, научить использовать в речевой практике. С этой целью учитель создает условия и потребность у детей употреблять синонимы не только на всех этапах, но и вне него.

В начальной школе должно происходить обогащение и активизации словаря. У детей необходимо развивать умения видеть, наблюдать, думать, читать и передавать мысли словом.

В работе по активизации словаря у ребенка появляется понимание как, почему и какое слов он должен изменить. Происходит знакомство с синонимами через анализ произведений, при этом расширяется понимание учащимся значений слов и способов их употребления. Перед учащимися раскрываются богатство русского языка, эмоциональная выразительность и поэтичность слова.

Теоретических сведений о синонимах в начальной школе либо не дается, либо дается небольшое количество, поэтому вся работа основывается на практической работе и наблюдении над изменениями синонимов, в ходе нее.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

  1. Умение обнаружить синонимы в тексте, объяснить значение и оттенки значений, найти различия между словами – синонимами;
  2. Умение подбирать синонимы, которые могут служить заменой данному, и выяснять оттенки значений, различий употребления;
  3. Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и др.);
  4. использование синонимов в речи, т.е. их активизация;
  5. Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другими, синонимичными ему и более уместными в данном тексте.

Синонимичный ряд – один из видов лексической пирамиды. Слова в нем связаны ассоциативно-семантической связью. Синонимический ряд представляет собой два или более слов и является незамкнутым рядом слов. В него входят нейтральные, разговорные, просторечные, диалектные, устаревшие и другие слова, т.е. все слова, кроме необщеупотребительных.

Методика работы над синонимическими рядами включает в себя выяснение:

  • общего значения слов-синонимов в том или ином синонимическом ряду, обоснование синонимичности слов;
  • отличий синонимов того или иного синонимического ряда друг от друга;
  • сферы употребления слов-синонимов в зависимости от оттенков значений, эмоциональной и стилистической окрашенности слов, входящих в синонимический ряд.

В большей части рассказов и стихотворений книг для чтения есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: маленький – крошечный – мелкий, хороший – замечательный – лучший, сказать – молвить – проговорить; и др.

При обогащении речи детей синонимами можно следовать двум направлениям:

  • при чтении текста, учащиеся находят в нем, небольшие синонимические ряды с уместным их использованием;
  • подбор синонимов самими детьми, который направлен на обучение детей точному употреблению слов. Обобщается внимание на оттенки синонимов.

Также обращается внимание на картинный план, который можно составить на уроке чтения и дать детям задание самим подобрать синонимы. Полезно давать детям задание объяснить значение слова с помощью синонимов: хлынул дождь – пошел, полил и т.п.

Можно записать на доске небольшой синонимический ряд:

Поднялась метель (вьюга, буран, пурга)

Началась путаница (неразбериха, каша)

Постепенно в словарно-семантический анализ, в первом классе, включаются знакомые детям глаголы:

«Я стучу, стучу, стучу, сто вагонов я тащу».

«Тащу щуку!»

Даются два слова: везу и тяну. Предлагается детям установить какое слово подходит к первому слову или ко второму предложению.

При такой работе очень большая роль отводится контексту, т.к. дети должны понимать значение синонимов, для подбора того слова, которое более полно передает смысл выражения. А также работа с изучением синонимов, для подбора того слова, которое более полно передает смысл выражения. А также работа с изучением синонимов в контексте помогает детям избежать речевых повторов при создании текста.

Систематические наблюдения над словом и его значением в контексте воспитывают внимание к слову, интерес к изучению языка, учат пониманию значения слова и его роли в художественном произведении.

Далее учащиеся подбирают группы из 3-х и более синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества:

Сад – сквер – парк – роща;

Сердится – дуется – злится – гневается.

Материал занятия позволяет не только  воспроизвести знакомые детям синонимические ряды, но и расширить их перечень за новых (источник – ключ – родник; голубой – лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный и т.д.) В задания включаются слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. На следующем занятии даётся более сложный материал: отвлеченные существительные, многозначные слова. Попутно на знакомых текстах решаются доступные для детей стилистические задачи использования синонимов в речи.

Позднее проводится работа с глаголами. Знание разнообразных глаголов позволяет избежать повтора, однообразия. Например, при чтении отрывка из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» обращается внимание учащихся на то, что движение Мороза выражается тремя разными словами:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои …

Идет – по деревьям шагает, ..

Трещит по замерзлой земле,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде …

Для работы с синонимами необязательно искать в тексте их группу, можно это сделать самостоятельно. Такой вид занятий очень эффективен, т.к. он заставляет детей использовать свой словарный запас и повышает, таким образом, уровень познавательности активности школьников.

Читая стихотворение И. Бунина «Листопад», дети встречают слово лазурь:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

В третьем и чётвёртом классе для семантического анализа привлекаются слова, в которых различные значения основаны на разных признаках, существительные с отвлеченным значением, глаголы с переносным значением, имена прилагательные. Сама лексика становится более сложной и контекст более широким. Так, например, для работы над понятиями из ряда синонимов «Родина, Отчизна, Отечество» могут быть привлечены контексты из материала классного чтения: «Славься, Отечество наше свободное! Родину – мать умей защищать!» и т.д.

Достаточно действенным является прием использования синонимов при объяснении незнакомых слов. С помощью этого приема дети уясняют смысл нового слова. Например: стежка – дорожка, ералаш – путаница, унылый – печальный, трепетать – дрожать. Возможен подбор нескольких синонимов, причем целесообразно использовать вопросы: «Каким словом можно заменить?», «Как сказать иначе?»

Итак, работа с синонимами должна проводиться в следующей последовательности:

  • подбор слов, близких по значению;
  • выяснение понимания детьми значений слов;
  • составление словосочетаний и предложений с синонимами для уточнения оттенков их значений;
  • использование слов-синонимов и составленных с ними предложений в речи (например, при составлении рассказа по картинке).

Такая работа способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, совершенствованию навыка чтения и развитию речи, а также создает прочную основу для следующей языковой практики.

Виды лексических упражнений на уроках русского языка и чтения, направленные на изучение синонимов

Основное значение лексических упражнений – обучение употреблению слов. В процессе их выполнения дети учатся выбирать для выражения мысли наиболее правильные и точные слова, правильно сочетать слова по смыслу, а это требует длительно и систематической работы, искусно составленных в методическом отношении заданий.

Знание синонимических рядов позволяет учащимися подобрать более подходящий по смыслу синонимии и с помощью его особенно ярко выразить мысль.

Упражнения в подборке синонимов важны для того, чтобы у детей вырабатывалась грамотная, точная речь. При объяснении синонимов, не обязательно давать понятие, лучше дать слово и поставить перед детьми задачу подбора слов с таким же значением:

Темнота – мрак, мгла, потемки;

Удача – счастье, везение;

Черный – вороной, соляной;

Дремучий – глухой, густой;

Просить – упрашивать, молить, умолять;

Охранять – беречь, оберегать, сторожить.

В дальнейшем же, в процессе упражнении, в работе над синонимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова синонимических, то есть близких по значению, какие подойдут к определенному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа.

Лучше управления по употреблению синонимов проводить в ходе составления словосочетаний или связных текстов.

Наиболее простым упражнением, широко используемым в начальной школе, является выделение синонимов из небольшого текста для этих целей. Например: «Поздней осенью стоит ненастная погода. Хмурое небо нависло над землей. Пасмурные дни тянутся долго». Учащиеся распознают известные им слова-синонимы в предложенном контексте и сравнивают их по значению.

Анализ синонимов -это работа над точностью употребления слова. Упражнения с синонимами проводятся не только на уроках чтения, но и русского языка при изучении грамматических тем.

Основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка в начальных классах.

1.Подбор синонимов к данному слову. Даются слова, например, при изучении прилагательных – красный; при изучении существительных – птичка; при изучении глаголов – поймать. Детям дается задание подобрать синонимы: красный – алый, румяный; птичка – птаха, пичуга; поймать – изловить, задержать и т.д. Затем детям могут дать задание, составить предложения с данными синонимами для уточнения их значения.

Можно дать текст с выделенными словами и поставить перед детьми задачу, подобрать синонимы к выделенными словами.

2.Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака

  • по данной группе синонимов расположить их в степени возрастания размеров: большой, огромный, гигантский
  • в степени возрастания заключительного качества;
  • по степени качества, начиная с низшей: сумерки, мгла, потемки, темнота.
  • употребление, например, глаголов с существительными:

ехать                лошадь

катить                ракета

мчаться                повозка

лететь                конь

С помощью этих упражнений учащиеся учатся ощущать тонкие различия в значениях слов-синонимов.

3. Выбор и группировка слов, близких по значению. Даны слова какой-то одной части речи (например, глаголы). Из этого списка слов надо выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даётся 1-2 лишних(т.е. конфликтных) слова,например:бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.

4.Замена синонима в предложении.

Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова.

При замене синонимов необходимо получить от детей объяснение замене. Например: Мальчик споткнулся и упал (шлепнулся, растянулся).

Такая работа эффективна при подготовке к рассказу или письменному сочинению.

  1. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов. Дается предложение и на выбор два-три синонима. Задание: какой из синонимов больше по смыслу подходит в наше предложение. Или в тексте заменить одинаковые слова. Например: небо (закрыло, заволокло) тучами.

Наступило (жаркое, теплое, знойное) лето.

На каждом уроке необходимо воспитывать у школьников внимание к лексическому значению слова, его стилистическим возможностям. Т.о. задания на уроках русского языка должны направлять на его обдумывание, учащиеся должны думать над смыслом слова, прежде, чем его писать.

Учитель должен помнить , что для того, чтобы слово стало активной единицей речи, учащимся недостаточно только знать его лексическое значение. Они должны представлять себе, как это слово можно использовать, с какими словами оно может сочетаться, каковы границы сочетаемости слов, что является наиболее употребительным для данного случая и т.д. В этом могут помочь упражнения типа: Соедините прилагательные и существительные: страшный, ужасный, грозный, зловещий (тучи, крики, звери, события) и т.д.

Еще одним из эффективных упражнений является упражнение типа: устрани однообразное  повторение слов; замени неудачно употребленные слова.

Например: Птица закричала нечеловеческим голосом; и т.п.

Такие упражнения заставляют детей анализировать собственную речь, активизируют внимание детей при выборе слов.

Разработанный комплекс упражнений позволяет сформировать у учащихся понятия о синонимах, научить выбирать слова, наиболее подходящие для высказывания. Ученики учатся выделять синонимы из группы слов и текста, видят оттенки лексических значений слов-синонимов. Данная система упражнений позволяет сделать словарный запас учащихся более богатым и активным.

        

Список литературы

  1. Александрова З.Е Словарь синонимов русского языка. (под ред. Чешко) - М.1986 г.
  2. Бутусова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. «Начальная школа», 1992г., № 1.
  3. Вижанкова Т.И. «Работа над контекстуальными синонимами - одно из средств развития связной речи. «Начальная школа», 1990г. № 4
  4. Вижанкова Т. И. Обогащение словаря первоклассников синонимами. «Начальная школа».1985г. №8
  5. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка. - М., 2003г.
  6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1996г., с.14
  7. Канакина В.Д. «Особенности лексики младших школьников»//Начальная школа 1997г. №6
  8. Кандрина М.Н. Виды работы по теме «Синонимы».-«Начальная школа»-2006г.,№6 с. 27
  9. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., Пр.1985г.
  10. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. Начальная школа-М.2003г.
  11. Соловейчик М.С. К тайнам языка/работа над словом как лексической единицей/ «Начальная школа»-1994г.,№8
  12. Соловейчик М.С. Воспитываем внимание к слову. - «Начальная школа»-1994г.,№10 с.21
  13. Щёголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. - В сб.: Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой) - СПб 1997г.
  14. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе.-СПб,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значе...