Открытый урок русского языка в 4 классе "Неопределённая форма глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Васильева Наталия Владимировна
Данный урок построен с применением здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологии . Тип урока – урок закрепления. Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно определяют тему урока, отвечают на вопросы, участвуют в играх, оценивают свою деятельность. Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. При проведении урока ставились цели: - познавательная: расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола; - развивающая: способствовать развитию и коррекции мышления, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; - воспитательная: способствовать формированию мотивации учащихся к учебной деятельности, активизировать работу на уроке. Работа строилась в соответствии с требованиями к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями: 1. Динамичность восприятия. 2. Продуктивная обработка информации. 3. Развитие и коррекция психических процессов, которые реализовывались через: - разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности; - задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; - дозированную, поэтапную помощь учителя; - включение в урок специальных упражнений на развитие высших психических процессов; - задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой); - индивидуальную, дифференцированную работу с учётом возрастных особенностей; - проблемные задания; развёрнутую словесную оценку, поощрение; - отсутствие нерабочих пауз и как следствие – улучшение дисциплины; На уроке осуществлялись межпредметные связи (чтение + письмо + развитие речи), положительный настрой на работу, осуществля-лась дифференциация заданий по объёму; использовались графические знаки для формирования самооценки. На уроке были видны дости-жения каждого ученика для всего детского коллектива, применялись физкультминутки разной направленности воздействия (зрительная, пальчиковая, общеукрепляющая). Таким образом, проведенная работа на уроке позволила достичь поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_neopredelyonnaya_forma_glagola.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МБОУ Волчковская СОШ

        Открытый урок   русского    языка

                        в 4 классе   на тему:

 «Неопределённая форма глагола»

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                      Васильева Н.В.

                                                         

                                             

                                         

                                                                   2016год

  Тема урока: « Неопределенная форма глагола».

Цель:   расширить представления об особенностях неопределённой формы глагола .

Задачи:

развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Формируемые УУД:позн.- общее речевое развитие; выбор оснований и критериев для классификации объектов; умение пользоваться справочной литературой; коммуник. – умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний; регулят. – определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; личн. – личностная рефлексия; способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

                              

Ход урока:

I.Организационный момент.(слады 1-2)

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.

Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (слайд 3)

II. Словарная работа.

А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывёт…(корабль)

Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».

III. Минутка чистописания. (слайд 4)

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв:

ть  ти  чь    инфинитив

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)

IV. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. (слайд5)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как изменяются глаголы? (слайд 6)

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?(слайд 7)

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

V. Создание проблемной ситуации (слайд 8)

Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:

рисует, идёт, стоять, думает, споёт, пройти, решил, откроет

(Работа в парах.)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Проверяем.

- Какие слова вызвали затруднения?

- Слова «  стоять, пройти» .

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказались лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения…(не возможно определить время)…
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

(Глаголы, у которых нельзя определить время и число. )

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться  на уроке?(Находить неизвестную форму глагола, отличать эти глаголы от других глаголов)

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?(В учебнике, из правила)

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД  9)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Какую поставим цель? Что нас может заинтересовать? ( Можно ли определить время, число и лицо у глаголов неопределённой формы)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 - Какие суффиксы имеют?(-ть, -ти)

- Кто то попробует обобщить полученные знания?(Дети дают свои ответы)

- Проверим ваши знания с тем, что написано в учебнике.

- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.84(учебник Л.Ф.Климанова, 2 часть).

Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД 10)

                       Начальная форма глагола

                                           

                                               

                        Неопределённая форма глагола

                                       Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)

VII. Работа над новым материалом.

Первичное закрепление. Игра « Узнай меня»(слайд 11)

- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.

Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.

1. На какой вопрос отвечают?

2. Какой суффикс имеют?

Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)

Поработаем с учебником.

-Упр.136, стр.84-85. Найдите в пословицах глаголы.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обратите внимание: если вопрос глагола начинается с приставки с-, то и в вопросе  неопределённой формы тоже должна быть эта приставка. (Работа в парах. Фронтальная проверка.)

- Проверьте и оцените свою работу.(слайд11)

(Что делает?) любит – (что делать?) любить)

(Что делает?) блестит – (что делать?) блестеть)

(Что делает?) кормит – (что делать?) кормить)        

(Что делает?) течёт – (что делать?) течь)

(Что делает?) рубит – (что делать?) рубить)

(Что делают?) трубят – (что делать?) трубить)

(Что сделаешь?) пролежишь – (что сделать?) пролежать)

(Что сделаешь?) побежишь – (что сделать?)побежать)

- Встаньте те дети, кто выполнил работу без ошибок.

- Молодцы, тихо сели.

VIII. Физкультминутка. (СЛАЙД 12)

От зелёного причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

IХ. Закрепление изученного

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

(Класс работает группами, каждая группа со своим заданием) (слайд 13)

1. темно, светло

2. обед, ужин

3. зелёный, красный

- Проверим работу наших групп! (слайд 14)

Х. Закрепление.

- Как сказать одним словом: (Слайд 15)

  • Исполнять роль в спектакле – (играть)
  • Чувствовать холод – (мёрзнуть)
  • Не разрешать что-либо делать – (запрещать)

- Замените фразеологические обороты глаголами  неопределенной формы.

(слайд 16)

Зарубить на носу –(запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза – (надоедать)

ХI. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы  имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

        

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (неопределённый)

XII. Рефлексия. Самооценка. (слайд 17)

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или

« - »)

- Знаю ли я, что такое глагол?

- Знаю ли я, что обозначает глагол?

- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает  глагол?

- Знаю ли я, как изменяется глагол?

- Смогу ли я определить время глаголов?

- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

- Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-»?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему?)

- Спасибо за вашу самооценку. А теперь я хочу задать вам вопрос, что нужно сделать чтобы хорошо освоить сегодняшнюю тему? (больше тренироваться в нахождении глаголов неопределённой формы, выучить правило)

- Спасибо, ребята , за урок!

X. Домашнее задание. (СЛАЙД 18)

1) Выучить правило на стр.84;

2) Упр. 137, стр. 85 или упр. 138, стр.85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Времена глагола. Будущее время"

Данный урок проводится в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Времена глагола. Будущее время". На уроке используется групповая, парная и индивидуальная работа....

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...