Развитие речи школьника
статья по русскому языку (1, 2 класс) на тему
Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.31 КБ |
![]() | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие речи
Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.
Первоклассникам возможность самим убедиться в необходимости речи. Оказывается, никому из людей не обойтись без речи. И им, первоклассникам, тоже не обойтись. Действительно, без речи (не договорившись) не выполнить общее дело, не организовать игру, без речи нельзя поделиться радостями и печалью, учиться и дружить. Формирования у детей самых элементарных представлений о речи. На первых уроках обучения грамоте учащиеся узнают, что «любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь», что речь наша «состоит из предложений».
Рассматривая красочные рисунки, отвечая на вопросы к ним, учащиеся узнаюто видах речи (устной и письменной), о том, что у каждого человека особый тембр голоса, что во время разговора нельзя забывать о темпе и громкости своей речи, что нужно уметь слушать своего собеседника.
В занятной и веселой, часто игровой форме, становясь на место то одного героя, то другого героя коротких рассказов и сказок, первоклассники овладевают основами культуры речевого поведения. В результате учащиеся начинают осмысливать собственную речевую практику, у них появляется оценочное отношение к своей и чужой речи и, следовательно, желание совершенствовать свое умение говорить.
Задача учителя начальных классов воспитать у младших школьников интерес к слову, его художественной выразительности, роли в стихах и сказках. Одновременно учащиеся учатся рассказывать сказки, сочинять считалки, вслушиваться в звучащую речь, удивляться волшебству поэтической речи.
Каждое слово в толковом словаре не только объясняется, но и сопровождается рисунком и отрывком (стихотворным и прозаическим) из произведения, в котором использовано данное слово. Рисунки позволяют ребенку верно представить предмет, названный словом, а стихотворные подписи помогают запомнить слово, включить его в активный словарный запас.
На конкретных жизненных примерах учитель объясняет, что «речи вообще» не существует. Всегда надо помнить: зачем говоришь, кому говоришь, как говоришь. Забудешь об этом, и получится у тебя задача вроде той, что сочинил ученик: «В пучке было 9 штук моркови. Одну взяли. Ее почистили и съели. Ну и вкусная была морковка! Сколько моркови осталось в пучке?» Посмеются первоклассники над забавной задачей и поймут: не все, что годиться в разговоре с другом, подходит для урока математики.
Все учителя знают, какое трудное дело – научить ребят воспроизводить текст, т. е. пересказывать. Есть дети, которые приходят в 1 класс с готовым умением передать содержание прочитанного, понятно описать увиденное, пережитое. Но есть и такие, которые не научились и сказку пересказывать.
Используя вполне доступную младшим школьникам мыслительную операцию – сравнение, демонстрируют, чем пересказ отличается от исходного места, какие отступления от образца оправданы в пересказе, а какие недопустимы.
Особенно трудно, как известно, научить краткому пересказу. Научить маленького школьника стало выражением его собственной потребности. Осознанное отношение к речевым навыкам формируется у первоклассника, когда он будет размышлять над вопросами: умеешь ли ты…? Задумываешься ли ты…? Что помогло тебе понять? Почему ты так думаешь? Как бы ты поступил? Почему? И т. д.
Помимо задачи сформировать у первоклассников умение создавать текст, предоставляется возможность учителю вести работу по развитию речи учащихся еще в двух направлениях. Первое из них – воспитание у первоклассников навыков речевого этикета: умение выбирать слова, когда приветствуешь старшего или сверстника, благодарить и извиняться (если это необходимо), уметь обращаться с вопросом к знакомому и незнакомому человеку, разговаривать по телефону, следить во время беседы за своими жестами и мимикой и т. д. и т. п. иначе говоря, занятия по программе «Речь» будут прививать учащимся культурные навыки в такой важной сфере жизни, как речевое общение. Второе направление – развитие творческого воображения у детей.
Той же цели будут служить красочные рисунки, на которых изображены современные дети и взрослые, а также любимые литературные герои: Карлсон, Кот в сапогах, Красная шапочка, Волк и т. п.
Стремление совершенствовать свою речь должно возникнуть у каждого. А если у человека выработалась привычка критически относиться к собственной речи, то это первый шаг к формированию самооценки и в труде, и в поведении, и в отношениях с другими людьми. Так развитие речи школьника оказывается развитием его личности.
Признак культурного человека – быть грамотным. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека!
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие речи
Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.
Первоклассникам возможность самим убедиться в необходимости речи. Оказывается, никому из людей не обойтись без речи. И им, первоклассникам, тоже не обойтись. Действительно, без речи (не договорившись) не выполнить общее дело, не организовать игру, без речи нельзя поделиться радостями и печалью, учиться и дружить. Формирования у детей самых элементарных представлений о речи. На первых уроках обучения грамоте учащиеся узнают, что «любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь», что речь наша «состоит из предложений».
Рассматривая красочные рисунки, отвечая на вопросы к ним, учащиеся узнаюто видах речи (устной и письменной), о том, что у каждого человека особый тембр голоса, что во время разговора нельзя забывать о темпе и громкости своей речи, что нужно уметь слушать своего собеседника.
В занятной и веселой, часто игровой форме, становясь на место то одного героя, то другого героя коротких рассказов и сказок, первоклассники овладевают основами культуры речевого поведения. В результате учащиеся начинают осмысливать собственную речевую практику, у них появляется оценочное отношение к своей и чужой речи и, следовательно, желание совершенствовать свое умение говорить.
Задача учителя начальных классов воспитать у младших школьников интерес к слову, его художественной выразительности, роли в стихах и сказках. Одновременно учащиеся учатся рассказывать сказки, сочинять считалки, вслушиваться в звучащую речь, удивляться волшебству поэтической речи.
Каждое слово в толковом словаре не только объясняется, но и сопровождается рисунком и отрывком (стихотворным и прозаическим) из произведения, в котором использовано данное слово. Рисунки позволяют ребенку верно представить предмет, названный словом, а стихотворные подписи помогают запомнить слово, включить его в активный словарный запас.
На конкретных жизненных примерах учитель объясняет, что «речи вообще» не существует. Всегда надо помнить: зачем говоришь, кому говоришь, как говоришь. Забудешь об этом, и получится у тебя задача вроде той, что сочинил ученик: «В пучке было 9 штук моркови. Одну взяли. Ее почистили и съели. Ну и вкусная была морковка! Сколько моркови осталось в пучке?» Посмеются первоклассники над забавной задачей и поймут: не все, что годиться в разговоре с другом, подходит для урока математики.
Все учителя знают, какое трудное дело – научить ребят воспроизводить текст, т. е. пересказывать. Есть дети, которые приходят в 1 класс с готовым умением передать содержание прочитанного, понятно описать увиденное, пережитое. Но есть и такие, которые не научились и сказку пересказывать.
Используя вполне доступную младшим школьникам мыслительную операцию – сравнение, демонстрируют, чем пересказ отличается от исходного места, какие отступления от образца оправданы в пересказе, а какие недопустимы.
Особенно трудно, как известно, научить краткому пересказу. Научить маленького школьника стало выражением его собственной потребности. Осознанное отношение к речевым навыкам формируется у первоклассника, когда он будет размышлять над вопросами: умеешь ли ты…? Задумываешься ли ты…? Что помогло тебе понять? Почему ты так думаешь? Как бы ты поступил? Почему? И т. д.
Помимо задачи сформировать у первоклассников умение создавать текст, предоставляется возможность учителю вести работу по развитию речи учащихся еще в двух направлениях. Первое из них – воспитание у первоклассников навыков речевого этикета: умение выбирать слова, когда приветствуешь старшего или сверстника, благодарить и извиняться (если это необходимо), уметь обращаться с вопросом к знакомому и незнакомому человеку, разговаривать по телефону, следить во время беседы за своими жестами и мимикой и т. д. и т. п. иначе говоря, занятия по программе «Речь» будут прививать учащимся культурные навыки в такой важной сфере жизни, как речевое общение. Второе направление – развитие творческого воображения у детей.
Той же цели будут служить красочные рисунки, на которых изображены современные дети и взрослые, а также любимые литературные герои: Карлсон, Кот в сапогах, Красная шапочка, Волк и т. п.
Стремление совершенствовать свою речь должно возникнуть у каждого. А если у человека выработалась привычка критически относиться к собственной речи, то это первый шаг к формированию самооценки и в труде, и в поведении, и в отношениях с другими людьми. Так развитие речи школьника оказывается развитием его личности.
Признак культурного человека – быть грамотным. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Аукцион идей" по развитию речи школьников.
На семинаре я знакомила учителей с разными формами по развитию речи школьников, это нетрадиционные формы работы со сказкой, стратегия 4-П, "Пиромидная история" и т.д. Материал будет интересен как педа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Статья "Роль выразительного чтения в развитии речи школьников начальных классов"
В статье говорится о роли выразительного чтения в воспитании подрастающего поколения....
Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1068112-1580894794.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".
Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/07/picture-1254656-1591549606.jpg)
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Цель работы: - воспитание любви к слову;- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности гово...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-115660-1449659016.jpg)
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...