Развитие речи школьника
статья по русскому языку (1, 2 класс) на тему

Тарасова Нина Николаевна

Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx14.31 КБ
Файл razvitie_rechi.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи

     Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.

     Первоклассникам возможность самим убедиться в необходимости речи. Оказывается, никому из людей не обойтись без речи. И им, первоклассникам, тоже не обойтись. Действительно, без речи (не договорившись) не выполнить общее дело, не организовать игру, без речи нельзя поделиться радостями и печалью, учиться и дружить. Формирования у детей самых элементарных представлений о речи. На первых уроках обучения грамоте учащиеся узнают, что «любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь», что речь наша «состоит из предложений».

     Рассматривая красочные рисунки, отвечая на вопросы к ним, учащиеся узнаюто видах речи (устной и письменной), о том, что у каждого человека особый тембр голоса, что во время разговора нельзя забывать о темпе и громкости своей речи, что нужно уметь слушать своего собеседника.

     В занятной и веселой, часто игровой форме, становясь на место то одного героя, то другого героя коротких рассказов и сказок, первоклассники овладевают основами культуры речевого поведения. В результате учащиеся начинают осмысливать собственную речевую практику, у них появляется  оценочное отношение к своей и чужой речи и, следовательно, желание совершенствовать свое умение говорить.

     Задача учителя начальных классов воспитать у младших школьников интерес к слову, его художественной выразительности, роли в стихах и сказках. Одновременно учащиеся учатся рассказывать сказки, сочинять считалки, вслушиваться в звучащую речь, удивляться волшебству поэтической речи.

     Каждое слово в толковом словаре не только объясняется, но и сопровождается рисунком и отрывком (стихотворным и прозаическим) из произведения, в котором использовано данное слово. Рисунки позволяют ребенку верно представить предмет, названный словом, а стихотворные подписи помогают запомнить слово, включить его в активный словарный запас.

     На конкретных жизненных примерах учитель объясняет, что «речи вообще» не существует. Всегда надо помнить: зачем говоришь, кому говоришь, как говоришь. Забудешь об этом, и получится у тебя задача вроде той, что сочинил ученик: «В пучке было 9 штук моркови. Одну взяли. Ее почистили и съели. Ну и вкусная была морковка! Сколько моркови осталось в пучке?» Посмеются первоклассники над забавной задачей и поймут: не все, что годиться в разговоре с другом, подходит для урока математики.

     Все учителя знают, какое трудное дело – научить ребят воспроизводить текст, т. е. пересказывать. Есть дети, которые приходят в 1 класс с готовым умением передать содержание прочитанного, понятно описать увиденное, пережитое. Но есть и такие, которые не научились и сказку пересказывать.

      Используя вполне доступную младшим школьникам мыслительную операцию – сравнение, демонстрируют, чем пересказ отличается от исходного места, какие отступления от образца оправданы в пересказе, а какие недопустимы.

     Особенно трудно, как известно, научить краткому пересказу. Научить маленького школьника стало выражением его собственной потребности. Осознанное отношение к речевым навыкам формируется у первоклассника, когда он будет размышлять над вопросами: умеешь ли ты…? Задумываешься ли ты…? Что помогло тебе понять? Почему ты так думаешь? Как бы ты поступил? Почему? И т. д.

     Помимо задачи сформировать у первоклассников умение создавать текст, предоставляется возможность учителю вести работу по развитию речи учащихся еще в двух направлениях. Первое из них – воспитание у первоклассников навыков речевого этикета: умение выбирать слова, когда приветствуешь старшего или сверстника, благодарить и извиняться (если это необходимо), уметь обращаться с вопросом к знакомому и незнакомому человеку, разговаривать по телефону, следить во время беседы за своими жестами и мимикой и т. д. и т. п. иначе говоря, занятия по программе «Речь» будут прививать учащимся культурные навыки в такой важной сфере жизни, как речевое общение. Второе направление – развитие творческого воображения у детей.

     Той же цели будут служить красочные рисунки, на которых изображены современные дети и взрослые, а также любимые литературные герои: Карлсон, Кот в сапогах, Красная шапочка, Волк и т. п.

     Стремление совершенствовать свою речь должно возникнуть у каждого. А если у человека выработалась привычка критически относиться к собственной речи, то это первый шаг к формированию самооценки и в труде, и в поведении, и в отношениях с другими людьми. Так развитие речи школьника оказывается развитием его личности.

     Признак культурного человека – быть грамотным. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека!



Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи

     Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени, содержательную и доказательную, выразительную и точную речь.

     Первоклассникам возможность самим убедиться в необходимости речи. Оказывается, никому из людей не обойтись без речи. И им, первоклассникам, тоже не обойтись. Действительно, без речи (не договорившись) не выполнить общее дело, не организовать игру, без речи нельзя поделиться радостями и печалью, учиться и дружить. Формирования у детей самых элементарных представлений о речи. На первых уроках обучения грамоте учащиеся узнают, что «любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь», что речь наша «состоит из предложений».

     Рассматривая красочные рисунки, отвечая на вопросы к ним, учащиеся узнаюто видах речи (устной и письменной), о том, что у каждого человека особый тембр голоса, что во время разговора нельзя забывать о темпе и громкости своей речи, что нужно уметь слушать своего собеседника.

     В занятной и веселой, часто игровой форме, становясь на место то одного героя, то другого героя коротких рассказов и сказок, первоклассники овладевают основами культуры речевого поведения. В результате учащиеся начинают осмысливать собственную речевую практику, у них появляется  оценочное отношение к своей и чужой речи и, следовательно, желание совершенствовать свое умение говорить.

     Задача учителя начальных классов воспитать у младших школьников интерес к слову, его художественной выразительности, роли в стихах и сказках. Одновременно учащиеся учатся рассказывать сказки, сочинять считалки, вслушиваться в звучащую речь, удивляться волшебству поэтической речи.

     Каждое слово в толковом словаре не только объясняется, но и сопровождается рисунком и отрывком (стихотворным и прозаическим) из произведения, в котором использовано данное слово. Рисунки позволяют ребенку верно представить предмет, названный словом, а стихотворные подписи помогают запомнить слово, включить его в активный словарный запас.

     На конкретных жизненных примерах учитель объясняет, что «речи вообще» не существует. Всегда надо помнить: зачем говоришь, кому говоришь, как говоришь. Забудешь об этом, и получится у тебя задача вроде той, что сочинил ученик: «В пучке было 9 штук моркови. Одну взяли. Ее почистили и съели. Ну и вкусная была морковка! Сколько моркови осталось в пучке?» Посмеются первоклассники над забавной задачей и поймут: не все, что годиться в разговоре с другом, подходит для урока математики.

     Все учителя знают, какое трудное дело – научить ребят воспроизводить текст, т. е. пересказывать. Есть дети, которые приходят в 1 класс с готовым умением передать содержание прочитанного, понятно описать увиденное, пережитое. Но есть и такие, которые не научились и сказку пересказывать.

      Используя вполне доступную младшим школьникам мыслительную операцию – сравнение, демонстрируют, чем пересказ отличается от исходного места, какие отступления от образца оправданы в пересказе, а какие недопустимы.

     Особенно трудно, как известно, научить краткому пересказу. Научить маленького школьника стало выражением его собственной потребности. Осознанное отношение к речевым навыкам формируется у первоклассника, когда он будет размышлять над вопросами: умеешь ли ты…? Задумываешься ли ты…? Что помогло тебе понять? Почему ты так думаешь? Как бы ты поступил? Почему? И т. д.

     Помимо задачи сформировать у первоклассников умение создавать текст, предоставляется возможность учителю вести работу по развитию речи учащихся еще в двух направлениях. Первое из них – воспитание у первоклассников навыков речевого этикета: умение выбирать слова, когда приветствуешь старшего или сверстника, благодарить и извиняться (если это необходимо), уметь обращаться с вопросом к знакомому и незнакомому человеку, разговаривать по телефону, следить во время беседы за своими жестами и мимикой и т. д. и т. п. иначе говоря, занятия по программе «Речь» будут прививать учащимся культурные навыки в такой важной сфере жизни, как речевое общение. Второе направление – развитие творческого воображения у детей.

     Той же цели будут служить красочные рисунки, на которых изображены современные дети и взрослые, а также любимые литературные герои: Карлсон, Кот в сапогах, Красная шапочка, Волк и т. п.

     Стремление совершенствовать свою речь должно возникнуть у каждого. А если у человека выработалась привычка критически относиться к собственной речи, то это первый шаг к формированию самооценки и в труде, и в поведении, и в отношениях с другими людьми. Так развитие речи школьника оказывается развитием его личности.

     Признак культурного человека – быть грамотным. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Аукцион идей" по развитию речи школьников.

На семинаре я знакомила учителей с разными формами по развитию речи школьников, это нетрадиционные формы работы со сказкой, стратегия 4-П, "Пиромидная история" и т.д. Материал будет интересен как педа...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Статья "Роль выразительного чтения в развитии речи школьников начальных классов"

В статье говорится о роли выразительного чтения  в воспитании подрастающего поколения....

Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"

Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".

Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Цель работы: - воспитание любви к слову;- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности гово...

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...