Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Цель работы:
- воспитание любви к слову;
- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;
- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 951.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы : - воспитание любви к слову; - формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания; - совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Главные задачи: - обогащение словарного запаса; - освоение орфоэпических норм; - развитие орфографической зоркости; - совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Актуальность проблемы Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме . Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас .
Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке. Анатоль Франс Толковый словарь - один из источников изучения русской лексики, русского языка.
Типы словарей русского языка орфографический словарь орфоэпический словарь этимологический словарь фразеологический словарь словарь иностранных слов толковый словарь словарь речевых неправильностей и трудностей словарь языка писателей словарь синонимов словарь антонимов словарь омонимов словарь паронимов
Комплексный словарь - идеальное учебное пособие « Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический , антонимический , омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический , акцентологический, морфемный , морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем . В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения , поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка .
Словарь синонимов Словарь содержит ряды синонимов к тому или иному слову. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений . Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.
Фразеологический словарь В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря - помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, синонимы и антонимы фразеологизмов, их происхождение. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке.
Орфоэпический словарь Орфоэпи́ческий слова́рь — словарь , отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.
АНКЕТИРОВАНИЕ Цель : выяснить степень осведомлённости обучающихся о словарях, наметить пути работы с ними. Вопросы анкеты : 1. Что такое словарь? 2. Какие знаете словари? 3. Умеете ли вы пользоваться словарями? 4. Когда сами обращаетесь к словарям? 5. Нужны ли человеку словари?
Работа с «Толковым словарём живого великорусского языка » В.И. Даля Объясните значение слова стол 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол.
Художник только потому и художник , что он видит предметы не так, как он хочет видеть, а так, как они есть. Лев Толстой В каком значении употребляется многозначное слово художник? Художник- Тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства. То же, что живописец. Перен. Тот, кто выполняет с большим художественным вкусом, мастерством.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? кв А ртал ж А люзи катал О г А гент ц Е мент б Е режливо бр А ла сл И вовый нам Е рение арг У мент бомбард И ровать нефтепр О вод Работа с орфоэпическим словарём Работа с орфоэпическим словарём
Работа со словарём синонимов Задание 1. Подберите синонимы к словам победить, задание, успех. Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Объясните значения фразеологизмов Работа с фразеологическим словарём
Поработаем вместе! ! - Допишите пропущенные слова: держать нос… держать порох… держать себя… держать ухо… держать хвост… - Укажите стилистическую окраску фразеологических сочетаний ( разг., неодобр., книжн .). - Поясните с помощью синонимов, что обозначают данные фразеологизмы
Проверим себя! Держать нос по ветру . ( Разг., неодобр.) - беспринципно меняя свои убеждения, подлаживаться к кому-либо, чему-либо. Держать порох сухим . ( Книжн .) – быть в постоянной боевой готовности. Держать себя в руках. ( Разг .) – не терять самообладания, выдержки. Держать ухо востро. ( Разг .) – вести себя крайне осторожно, осмотрительно, никому не доверяться. Держать хвост пистолетом ( морковкой). ( Разг., шутл .) - не терять выдержки, самообладания, не унывать.
Виды заданий СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря определить слово по данному толкованию (в кроссворде ) дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков распределить слова по тематическим группам определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении подобрать синонимы к данным словам найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам
ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Провести систему уроков по теме: «Словари – наши друзья», «Словари- сокровища нашего языка», «Словари как отражение истории и культуры русского народа». Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями». Включать работу со словарями в каждый урок. Предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову). Объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте. Написать аннотацию на словарь (по выбору). Найти слова в словаре, объяснить почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна. Составить этимологический кроссворд.
Отзывы о работе со словарями учащихся начальной школы «Мне понравилось работать со словарями русского языка, потому что я узнала много новых слов, их значение, произношение. Русский язык - самый красивый язык в мире» (Аксянова Александра) «Мне понравилось работать со словарями, потому что я узнал много интересных слов, их смысл. Оказывается, что русский язык очень богат!» (Якимов Максим) «Работать со словарями – одно удовольствие. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение. Познакомился с фразеологизмами, узнал, что они означают, как пишутся, как правильно их использовать в речи» (Пичугин Никита)
Заключение Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека . Словарь , чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Список использованной литературы 1 . Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с. 2 . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с. 3 . Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с. 4 . Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова , В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983. - 426с. 5 . «Русский язык» / Т.А. Ладыженская , М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-49209-1644067776.jpg)
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221507-1363273235.jpg)
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-115660-1449659016.jpg)
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-115660-1449659016.jpg)
Доклад: "Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников"
Выступление на МО учителей начальных классов...