Доклад: "Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников"
статья

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Выступление на МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rabota_so_slovaryami_rogudeeva.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарями

на уроках русского родного языка как средство
развития речи школьников

Рогудеева Лилия Анатольевна –

учитель начальных классов

МОБУ Новобурейской СОШ № 3

Цель работы:
- воспитание любви к слову;
- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;
- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.

Главные задачи:
- обогащение словарного запаса;
- освоение орфоэпических норм;
- развитие орфографической зоркости;
- совершенствование навыков обращения со справочной литературой.

Актуальность проблемы

             Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.

     Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений.

     Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского родного языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас.

В учебнике «Русский родной язык» 4 класс О.М.Александровой мы встречаем много заданий для учащихся с использованием словарей. На первом этапе работы в этом направлении мы знакомим ребят с понятием – словари.

Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке.

Анатоль Франс

 Толковый словарь - один из источников изучения русской лексики, русского языка.

Типы словарей русского языка

  • орфографический словарь
  •  орфоэпический словарь
  •  этимологический словарь
  •  фразеологический словарь
  •  словарь иностранных слов
  •  толковый словарь
  •  словарь речевых    неправильностей и трудностей
  •  словарь языка писателей
  •  словарь синонимов
  •  словарь антонимов
  •  словарь омонимов
  •  словарь паронимов

Комплексный словарь -  идеальное учебное пособие.

Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.

Как заинтересовать учащихся работой со словарями?

Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем.                                                                                                   В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.

Словарь синонимов

Словарь содержит ряды синонимов к тому или иному слову. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.

Фразеологический словарь

  • В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы.
  • Основная задача словаря - помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение.
  • В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, синонимы и антонимы фразеологизмов, их происхождение.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке.

  • Орфоэпи́ческий слова́рь — словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

АНКЕТИРОВАНИЕ учащихся.

Цель: выяснить степень осведомлённости обучающихся о словарях, наметить пути работы с ними.

Виды заданий СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА

  • объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря
  •  определить слово по данному толкованию (в кроссворде)
  •  дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков
  •  распределить слова по тематическим группам
  •  определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова
  •  найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении
  •  подобрать синонимы к данным словам
  •  найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении
  •  дать толкование значений фразеологизмов;
  •  отгадать фразеологизмы по рисункам
  •  подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам

ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА

Провести систему уроков по теме: «Словари – наши друзья», «Словари- сокровища нашего языка», «Словари как отражение истории и культуры русского народа».

Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».

Включать работу со словарями в каждый урок.

Предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову).

Объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте.

Написать аннотацию на словарь (по выбору).

Найти слова в словаре, объяснить почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна.

Составить этимологический кроссворд.

Заключение

Словари вместе с учебником по русскому родному языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект.

      Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека.

     Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.

     Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

Список использованной литературы

  • 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
  •  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.
  •  3. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
  •  4. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983. - 426с.
  • 5. «Русский родной язык. 4 класс. Учебник – О.М.Александрова, Е.И.Казакова, Л.А.Вербицкая; - М.: Просвещение, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад " Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий"

Ключевой единицей русского языка является текст.Одновременно текст  имеет ярко выраженную идею , которая раскрывается через его содержание....

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Цель работы: - воспитание любви к слову;- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности гово...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...

Календарно-тематическое планирование уроков русского родного языка в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков русского родного языка в 1 классе рассчитано на 33 часа в год...

Конспект урока русского родного языка в 1 классе

Коснпект урока по родному русскомау языку....

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников

Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

-Нужна ли интеграция?-Что дает нам межпредметная интеграция?-Как строить интегрированный урок и какие приёмы в нем использовать....