Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чистякова Людмила Ивановна

Урок по теме: Изменение глаголов по временам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_4_kl.docx244.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку в 4-м классе. Программа «Школа 21 века»

Учитель: Чистякова Л.И.

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цель: познакомить с изменением глагола по временам и с особенностью каждой временной формы  глагола.

Предметные УУД: формировать умение правильно определять форму времени глаголов.

Метапредметные УУД:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в парах,  умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности;
  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные УУД:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:  карточки с заданием,   проектор, учебник, тетрадь, ЭОР.

                                  Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

     Настал новый день. Я улыбнусь вам, а  вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, чистописание.

2.Актуализация знаний.

Минутка каллиграфии

Цыплят по осени считают.

- Прочитайте пословицу  и запишите её в тетрадь. Она будет девизом  нашего урока. Объясните её значение.

( ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.   О чём-либо судят лишь по конечным итогам.)

Работа с дополнительной литературой.

И мы оценим результат нашей работы в конце урока. На каждом  этапе урока  вы сами себя будете оценивать в оценочном листе. По результатам оценочного листа вы сами себе поставите оценку за урок.

Групповая  работа.  Кроссворд. СЛАЙД №1             СЛАЙД  №3

                 

СЛАЙД №2

  1.  Свет … в комнате
  2. Пила … дрова
  3. Краской … окна
  4. Отец … правду
  5. Кошка … мышку
  6. Мяч … в ворота

-Какое ключевое слово получилось? В какой группе  получилось слово «глагол», поставьте оценку «5», если 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3» и.т.п. Проговорите оценки и поставьте их в оценочные листы.

- Так что же такое глагол?

 Повторение теории:

- Какие части речи вы знаете?

- Какие части слова знаете?

- Какие члены предложения знаете?

Оцените себя за знания правил. (Самооценка) Проговаривание.

3.  Открытие нового знания

а)постановка проблемы

- Как изменяются глаголы? Гуляет – гуляют (по числам).

-  Как ещё могут изменяться, вы скоро узнаете.

б) поиск решения

Послушайте стихотворение о времени глагола:

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричал,- ушел».

« Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

Кто запомнил  формы  глагола? Давайте их запишем: ухожу, ушёл, уйду.

- На какой вопрос отвечают глаголы  настоящего времени?

Настоящее время

Что делаю?

Что делает?

Что делаешь?

Что делает?

- На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие  действие, происходившее в прошедшее время. 

Прошедшее время

            Что делали?

            Что сделали?

            Что делал?

            Что сделал?

- Какие, по  вашему мнению, будут вопросы в будущем времени?

Будущее время

             Что сделает?

             Что будет делать?

             Что сделают?

             Что будут делать?

- Как изменяются глаголы? По временам. Таблица.

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Запишите тему урока в рабочую тетрадь. СЛАЙД №5

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цель: познакомить с изменением глагола по временам и с особенностью каждой временной формы  глагола.

- Значит,  чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Определение задач урока.

4. Первичное закрепление. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.9 прочитайте правило.

- Выполним упр. 1 с комментированием по образцу.  Работа у доски и в тетрадях. Выделить суффикс и окончание у глаголов.

СЛАЙД №6

- Поставьте глаголы в настоящем времени и выделите главные члены предложения.

Человек  бежал по узкой тропинке.

Лошадь скакала по бескрайней степи.

б) Выборочный диктант.

Работа с индивидуальными карточками в парах.

- Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, подчеркните их и устно определите их время.

Снег теперь уже не тот –

потемнел он в поле.

на озёрах треснул лёд,

будто раскололи.

(С.Маршак)

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка  звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

-Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос.

-Что значит «солнце ласково смеётся»?

-Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени.

- Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.  

(выпишите все глаголы в тетрадь  в три столбика по временам.)

н. вр.                        пр. вр.                       буд. вр.

- Кто выполнит работу, я оценю.

- Кто быстро справится с работой,  предлагаю дополнительное задание:

Исправь ошибки:

Плывёт – прош. вр.

Построили – наст. вр.

Мечтаю – буд. вр.

Потеряли – наст. вр.

Увижу – наст. вр.

5.Физминутка

Песня – танец «Топ, топ, хлоп, хлоп».

- Что мы делали на физминутке?  (Топали, хлопали, прыгали, танцевали).

- Глаголы какого времени употребили?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Подберите к существительным однокоренные глаголы в указанном времени. Вставьте пропущенные буквы. СЛАЙД №8

Наст. вр.

Р..бота – я …   .

Прош. вр.

Д..журный – Миша …   .

Буд.вр.

Завтр..к – дети …   .

-  Проверьте  работы по эталону. Оцените себя. СЛАЙД №9

Наст. вр.

Работа – я работаю.

Прош. вр.

Дежурный – Миша дежурил.

Буд. вр.

Завтрак – дети будут завтракать.

- Всё ли вы знаете о части речи - глагол? Мы продолжим знакомство со словами этой части речи на следующих уроках. А сейчас проверим уже полученные знания об этой части речи.

7. Тест 1.

А1. Что обозначает глагол?

1.предмет

2.действие

3.признак

4. лицо

А2. Отметь глагол прошедшего времени

1.рисует

2.пробежит

3.будет играть

4.посмотрел

А3. Отметь глагол будущего времени.

1.сочиняет

2.прочитал

3. будет читать

4.лежит

А4. Отметь глагол  настоящего времени.

1.записал

2.варит

3.будет варить

4.приносил

А5. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол в предложении?

1.сказуемым

2.подлежащим

3.дополнением

4.определением

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работы. Взаимопроверка.

Ключ к тесту: СЛАЙД №13

А1. -2

А2. – 4

А3. – 3

А4. – 2

А5. – 1.

 8. Подведение итогов урока.

- Тренажёр по определению времени глаголов. ЭОР.

- С каким грамматическим признаком глагола познакомились?

-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

- Подсчитайте баллы за урок, поставьте себе оценки, проговорите их.

СЛАЙД №14

Критерий:

25-23 баллов – «5»

22-18 баллов – «4»

17-12 баллов – «3»

11-5 баллов – «2»

Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

 Упражнение № 3 или 4, стр. 10-11.

12. Рефлексия: СЛАЙД №15

-Какое задание вам понравилось больше  на уроке?

-Над чем ещё надо поработать?

-Оцените свою работу на уроке и прокомментируйте.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

КРОССВОРД

Снег теперь уже не тот –

потемнел он в поле.

на озёрах треснул лёд,

будто раскололи.

(С.Маршак)

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка  звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

        Оценочный лист

Оценочный лист

Оценочный лист

№ задания

оценка

№ задания

оценка

№ задания

оценка

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

ИТОГО:

ИТОГО:

ИТОГО:

Исправь ошибки:

Плывёт – прош. вр.

Построили – наст. вр.

Мечтаю – буд. вр.

Потеряли – наст. вр.

Увижу – наст. вр.

Исправь ошибки:

Плывёт – прош. вр.

Построили – наст. вр.

Мечтаю – буд. вр.

Потеряли – наст. вр.

Увижу – наст. вр.

Исправь ошибки:

Плывёт – прош. вр.

Построили – наст. вр.

Мечтаю – буд. вр.

Потеряли – наст. вр.

Увижу – наст. вр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...