Урок по теме "Третье склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Батомункуева Татьяна Васильевна

Открытый урок проведён на неделе МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_4_klass.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

 МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

                                                                                   

                                                                                 

                                                                                                                                                                                             

                                                     

                                                                                     Разработала:

Батомункуева Т.В., учитель начальных классов

 Кокорино, 2016

Открытый урок в 4 классе по теме:

«Третье склонение имен существительных»

Цель: Создание условий для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность по исследованию языкового материала и установлению соответствия имен существительных  трем типам  склонения, участие в активной поисковой деятельности с использованием ранее полученных знаний,  собственного жизненного опыта и материала учебника.

Задачи:

  1. Познакомить со способами  определения склонения имен существительных по постоянным признакам (род, принадлежность к склонению); особенностями имен существительных 3 склонения.
  2. Формировать метапредметные умения: анализ и синтез, классификацию в работе с языковым материалом;
  3.  Развивать речь, расширять кругозора, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
  4. Воспитание самостоятельности, ответственности, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся в процессе практической работы выяснят причины образования 3 типов склонения ( в основе которого лежит изменение слова по падежам и устойчивость падежных форм существительных (окончаний) и познакомятся со способом определения склонения имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные: включение в активную познавательную деятельность по изучению особенностей частей речи русского языка через анализ, синтез, классификацию представленного языкового материала и знакомство со способом определения склонения имен существительных.

Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственного учебного труда.

Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.

Личностные: взаимоподдержка, доброжелательность, умение работать в парах, самостоятельность.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, компьютерная презентация, ПК, на доске план урока по островам:

1. Остров «Припоминай-ка»

2. Остров «Вспоминай-ка»

3. Остров «Объясняй-ка»

4. Остров «Отгадай-ка»

5. Остров «Запоминай-ка»

        

        Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение деятельности учащихся.  Актуализация знаний учащихся

Цель: Создание условий для положительного настроя на  самостоятельную поисковую работу на уроке.

1.1.        Организационный момент.

Приветствие

1 задание – индивидуальная самостоятельная работа по повторению известных видов практической деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Покажите с помощью больших пальчиков  ваше настроение. Отлично, молодцы! В классе стало светлее от ваших улыбок.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к неведомым берегам загадочного острова.

Давайте познакомимся с картой нашего путешествия. (слайд №1)

Открыли свои тетради и записали сегодняшнее число:

Двадцать третье ноября.

Классная работа.

1. Минутка чистописания

На доске написаны слова: ель, сетка, ежиха, пенал.

У.: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это  буква? На какие две группы она может разделить данные слова?

Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е. Она имеется во всех данных словах. На словах сетка, пенал она обозначает звук [Э] – это первая группа. В словах енот, ежиха – два звука: [Й], [Э] – это вторая группа.

У. Определите последовательность букв в этом ряду:

ера        ерб        ерв         ер….

Д. Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.

У.: Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Развитие умений каллиграфического письма, орфографической зоркости.

Формирование УУД по отбору нужного языкового материала по указанным признакам

1.2. Организация фронтальной работы, повторение видов разборов.

Организация  работы по заполнению «дорожной карты» успеха. Создание символики оценивания. Взаимопроверка.

Станция «Припоминай-ка»

2. Запись и разбор предложения по членам:

Ель растет перед дворцом,

 А под ней хрустальный дом.

Из какого произведения эти строки, кто их автор? (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане»).

3. Фонетический разбор.

Выполнить звуко-буквенный разбор имени существительного «ель».

-закрепление навыков выполнения разборов без обращения к памяткам.

-развитие фонематических умений и навыков определения звукового состава слова.

-формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.

Повторение изученного материала. Проверка знания падежей.

Проверка знания словарных слов.

Взаимопроверка, взаимооценка.

   

Станция «Вспоминай-ка»

  1. Работа в парах на карточках.

Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами: (работа в парах на карточках). Проверка через документ-камеру.

Кому?                                                               Р.п.

Вижу                                                                Д.п.

Нет                                                                   В.п.

Без предлога не употребляется                     П.п.

Кого?                                                               И.п.  и  В.п.

Что?                                                                 П.п.

Думать                                                            И.п.

Подлежащее                                                   Р.п.

Развитие логического мышления и умений обосновывать свое мнение.

Развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать свою точку зрения

Формирование умений адекватно оценивать собственную учебную деятельность.

-формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.

3.  Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для развития умений ставить учебную задачу.

Организация сравнения и анализа языкового материала. Организация подготовительной работы по наблюдению за склонениями имен существительных.

Участие в обсуждении правильного выбора.

Станция «Объясняй-ка»

- Прочитайте группу слов:

Печь         шишка

Брошь      лопата

Ель           Варя

 - Что общего у всех слов? (Сущ. женского рода, стоят в нач. форме)

- Чем отличаются группы? (в 1-ой гр – сущ. 3 скл, во 2-ой – сущ 1 скл)

- Как вы думаете, одинаковые окончания будут они иметь?

- Просклоняйте существительные ель и шишка.

- Подтвердились ли ваши предположения? Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие падежные окончания имеют сущ. 3 склонения)

Развитие умений наблюдать делать выводы

Развитие логического мышления

Развитие умения поставить учебную задачу и планировать учебную деятельность.

4.   Закрепление знаний

Цель: Создание условий для самостоятельного изучения таблицы склонения существительных третьего склонения.

Формирование новых знаний.

 Откройте учебники на стр.98. Рассмотрите таблицу. Работа по таблице.

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание»

  1. Физминутка.

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

 Развитие логического мышления, операций анализа и синтеза.

Развитие коммуникативных способностей, включение каждого ребенка в активную познавательную деятельность.

Развитие умений обобщать.

5.   Первичное закрепление

Цель: Создание условий для закрепления умений определять родственные слова в практической работе с языковым материалом

Организация проверки полученных данных. Работа с правилом.

Станция «Отгадай-ка»

8.Сравнение полученных результатов со сведениями учебника.

Жители острова «Отгадай-ка» не хотят нас так просто отпускать, они хотят удостовериться в ваших знаниях, поэтому они предлагают вам испытать свои умения на перфокартах.

1 вариант

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

 

 

 

ночь

 

 

 

зверь

 

 

 

мышь

 

 

 

дерево

 

 

 

2 вариант

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

брат

 

 

 

печь

 

 

 

река

 

 

 

море

 

 

 

яблоня

 

 

 

Проверка по слайду. Самопроверка.

Развитие умений выделять и группировать признаки имен существительных.

Развитие умений работать с учебной литературой, сравнивать, наблюдать, выбирать  и обосновывать выбор.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Создание условий для формирования умений самостоятельно делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе.

Восприятие языкового материала на слух, определение склонения слов и обоснование выбора.

Станция «Запоминай-ка»

Перед вами на доске слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.

Ваша задача: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её.

1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет

2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка

3.Вокзал, рожь, трава, речка, дорога

4.Юноша, пыль, багаж, берёза, судья

5.Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон 

Лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

Развитие умения самостоятельной практической работы с языковым материалом.

7.  Включение нового знания в систему знаний

Цель: Создание условий  для развития умений самостоятельно выбирать языковой материал в соответствие с поставленной  учебной  задачей.

Организация наблюдения за  склонениями имен существительных.

Распределение имен существительных по склонениям.

10. Творческая работа. Запишите мини-текст, используя данные слова. Определите склонение.

Ель, деревья, лёгкие планеты, фитонциты, микробы, древесина, гитара, гусли.

Развитие умения определять склонение существительных.

Формирование умений адекватно оценивать свой учебный труд.

8. Рефлексия деятельности

Цель: Создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную  деятельность.

Организация обобщающего этапа, постановка целей на следующий урок, выяснение трудностей в работе и путей их преодоления, обоснование необходимости дальнейшей работы.

11. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы отлично работали сегодня на уроке.  Вам понравилось наше плавание? Прошу вас выразить своё отношение к уроку с помощью больших пальцев правой руки.

Давайте повторим, что мы с вами узнали сегодня.

1.        Одинаково ли пишутся окончания существительных одного рода?

2.        Какие существительные относятся к 3 склонению?

3.        Какие трудности возникли? Почему?

4.        Какое упражнение вам больше всего понравилось выполнять?

12. Домашнее задание.

Стр. 97, упр.175

Обобщение по итогам урока.

Развитие умений обобщать, анализировать,  планировать собственную учебную деятельность, умений справляться с трудностями, повышение самооценки . Развитие коммуникативных навыков. Постановка новых учебных задач.

Создание ситуации успеха для построения  дальнейшего учебного сотрудничества.

Создание позитивной атмосферы в классном детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....

Открытый урок по теме: "Склонение имён существительных"

Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, правописание слов с безударными гласными непроверяемых ударением....

Конспект урока и презентация "Склонение имён существительных"

Цели урока: - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи:  обучающие:знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шесть...

Открытый урок по теме "Склонения имён существительных"

Презентация и технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Склонения имён существительных"...