Главные вкладки

    Открытый урок по теме "Склонения имён существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Гловацкая Татьяна Павловна

    Презентация и технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Склонения имён существительных"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока38.08 КБ

    Предварительный просмотр:

                                              Урок  русского языка

     по теме : «Склонение имён существительных»

                              3 «Г» класс УМК «Начальная школа XXI века» 

    Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

    Обучающие цели: 

    -   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

    -установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

    -научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

    Развивающие:    

    -  формирование учебно-познавательной деятельности;

    - формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

    - развитие речи, умения слушать.

    -развитие внимания и орфографической зоркости;

    - развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

    -  развитие интереса к предмету

    Воспитывающие:  

    - воспитание навыка самостоятельной работы;

    - воспитание навыка работы в группах ,в парах;

    - воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

    Задачи:

    1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
    2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
    3. Формировать универсальные учебные действия:

    Личностные УУД:

     формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

    осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

    Регулятивные УУД:

    умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

    Познавательные УУД:

    умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

    поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

     Коммуникативные УУД:

    умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

    формулировать собственное мнение.

     Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

    Тип урока - урок изучения нового материала .

    Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

    Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах,  учебный диалог, фронтальная.

    Средства обучения -  учебник, презентация.

    Оборудование:

    таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

    карточки с заданиями,  мультимедийный проектор, экран, ноутбук,  учебник, тетрадь.

    Источники информации:

    -программа дисциплины;

    -технологическая карта урока;

    -литература для учителя;

    -учебники;

    -интернет-сайты

    I.

    Ход урока:

     Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

    Учитель:

    Друг на друга посмотрели,

     Повернулись, подтянулись

     И друг другу улыбнулись.

    -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того, чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

    - Пожелаем друг другу успехов в учении.

    Постановка проблемы.

    Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

    . определите падеж у существительных по улице, по площади;

    . выделите окончания;

    -А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

    -Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.

    II.

    Актуализация опорных знаний.

    - Открываем тетрадь и записываем

                                           Шестое февраля.

                                           Классная работа.

    1.Чистописание

     тя  та  ся  са  ал  

    Маленький Митя катался на санках с горки.

    . разбор предложения по членам;

    . разбор по частям речи;

    . определение рода и  падежей имён существительных (выделение окончаний)

    2.   На доске  слова:

          Горка, Митя, конь, земля, дочь, море, папа, стол, окно

    - Прочитайте слова, найдите в них общее

    (имена сущ-е в ед. числе, им. п.)

    - Запишите их в тетрадь, выделите окончание и определите род.

    - А на сколько групп можно разделить слова? (Ответы детей)

    - В зависимости от окончания и рода в начальной форме (ед.ч., И.п.) все существительные можно разделить на 3 группы, т. е. на 3 склонения.

    III.

    IV.

    Сообщение темы урока. Постановка цели. (Слайд №2)

    - Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке? (Склонение имён существительных)

    -Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Определять склонение имён существительных, …)

    Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)

    Тему новую опять    (Слайд №3)

    Надо нам запоминать.

    Что за три склонения?

    На лицах удивление?!

    К концу урока исчезнут все сомнения.

    1. Самостоятельное изучение новой темы. (Решение проблемы.)

    - А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне.

    2. Работа в группах.     ( Слайд №4)

    - Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3 (ответы детей сначала выслушивает учитель).

    - По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

    - Значит , с помощью рода и окончания можно определить склонение.  Имена существительные бывают 1.2 и 3 склонения.

    - Сделайте вывод. (1 скл. – м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я        (Слайд №5)

                                         2 скл. – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. –о, -е

                                         3 скл. – ж.р.с ь на конце.) 

    Работа по учебнику стр. 36, правило, памятка  (Слайд №6)

    3. Распределение существительных по склонениям.

    - На что необходимо обратить внимание при определении склонения? ( на окончание и род)

    - По цепочке определяем склонение у наших слов (коллективно)

       Горка (1скл.), Митя (1 скл.), конь (2 скл), земля(1 скл.), дочь(3 скл.),        море(2 скл.), папа(1 скл.), стол(2 скл.), окно(2 скл.)

    Физминутка для глаз.

    V.

    Формирование умений и навыков.

    1. Картинный диктант словарные слова:   (Слайд № 7-15)

    - Запиши слова в тетрадь в 3 столбика по склонениям (коллективно)

    Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль,

    -Что вы можете сказать об именах существительных?  (словарные слова)

    -Добавьте свои слова.        (Слайд №16)

    -Знакомство с новым словом картофель.( Из истории слова)(Слайд № 17)

    Физминутка (1 скл. – хлопок, 2 скл. – потопаем, 3 скл. – присели)

    (стол, мама, пень, сеть, мать, сестра, дядя, окно, жизнь)

    2.Работа по учебнику. (Слайд №18)

    1) Самостоятельно (выборочно)   I вариант - Стр. 37 упр.1

                                                            II вариант – Стр.37, упр.3

    Взаимопроверка. (Слайд №19)

    2) Стр. 37 упр.2 (выборочная работа парами) (Слайд №20)

    Проверка (на доске) (самоконтроль) (Слайд № 21)

    Решение проблемы.

    - Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

    1) -Так почему же в словах были разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

    -С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

    ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

    VI.

    VII.

    VIII.

    Подведение итогов: (Слайд №22)

    - Найдите лишнее слово

    стена, сверло, озеро;  (1 скл., ост – 2 скл.)

    автобус, ночь, печь;  (2 скл., ост – 3 скл)

    девочка, папа, стол; (2 скл., ост – 1 скл)

    осень, книга, школа; (3 скл., ост – 1 скл)

    1) Что вы узнали об имени существительном?

    2) Сколько склонений может быть у имени существительного?

    3) Как определить склонение существительного?

    Какие существительные относятся к 1 склонению?

    Какие существительные относятся ко 2  склонению?

    Какие существительные относятся к 3 склонению?

    Домашнее задание

    Стр.38, правило, упр. 4 или стр.38, упр.5 (по выбору)

    Рефлексия.

    - Оцените свою работу на уроке. Покажите результат своего труда (ладошки)

    -А сейчас покажем результаты труда всего класса.(Красные ладошки – всё получилось, зелёные – нужно ещё постараться, синие – предстоит много трудиться)

    - С каким настроением заканчиваем урок?

    Дополнительный материал: отгадать загадку , определить склонение: (карточки – 1, 2, 3)

    1) Со мной в поход  легко идти,

    Со мною весело в пути.

    Я и крикун, я и буян,

    Я звонкий, круглый… (барабан).

    2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щёлкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это… (белка).

    3)  На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков…. (горох).

    4)   Шубка - иголки,

    Свернется он - колкий,

    Рукой не возьмешь.

    Кто это? … (Ёж).

    5)  Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно, …(карандаш).

    6)  По ночам во мне Ванятка

    До того задремлет сладко,

    Что не хочется вставать.

    Что за штука я? … (Кровать)

    7)  Вперевалку шёл со льдин

    К нам на утренник … (пингвин)

    8) Лесники её котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

    Потому что это … (рысь)

    9) Трещала с самого утра:

    Пор-р-ра! Пор-р-ра!

    А что - пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит … (сорока)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

    Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

    Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

    Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

    Конспект урока Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. 2 урок

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

    Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

    Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...