Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Содержание урока соответствует дидактическим принципам системы развивающего обучения Л. В. Занкова и обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и направлено на решение триединой дидактической цели урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  1. образовательный: Обобщить знания о корне слова и однокоренных словах. Совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

  2. развивающий: Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

  3. воспитательный: Воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

При организации урока сохраняться деятельностный метод обучения.

Материал урока ориентирован на развитие общеучебных интеллектуальных умений, необходимых для успешного осуществления младшими школьниками учебной деятельности информационно-ориентировочные: умения наблюдения, слушания, чтения, фиксирования учебного материала;

операционно-исполнительские: умения классификации и обобщения, анализа, синтеза, сопоставления - мыслительная деятельность обучающихся;

контрольно-коррекционные: умения самопроверки и самоконтроля, состоящие в способности оценить свою работу и при необходимости скорректировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Место и роль урока в изучаемой теме:  третий урок по теме «Что такое однокоренные  слова и формы слов».

Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Форма проведения: урок.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 2 класса в предметной области русский язык по теме «Корень слова. Однокоренные слова», используя возможности словарной работы.

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях (встреча гостей, правила поведения и вредные привычки);
  • развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • формировать позитивную самооценку.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

  • формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее;
  • развивать способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формировать навык  нахождения однокоренных слов;
  • отрабатывать навык каллиграфического письма;
  • использовать различные упражнения  для решения учебной задачи учащимися;
  • учить анализировать текст, устанавливать причинно- следственные связи;
  • использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения правильного написания корня в однокоренных словах.

Методы обучения

  • Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение – окружающий мир

Ресурсы

Учебник «Русский язык 2 класс» Часть 2 Н. Нечаева

  Карточки «Лесенка самооценки», сайт Л.В.Занкова. – Режим доступа: http:// www.zankov.ru Мультимедийное сопровождение урока русского языка; Документ-камера ;ноутбук;карточки с индивидуальным  и  творческим заданием.

Оборудование

Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в группе, карточки двух уровней с домашним заданием.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

                Формируемые

универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Формировать самооценку готовности к уроку.

Включение в деловой ритм

 Ну-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»?

 - Перед вами лежат листы самооценки. Отметьте свои знания  на соответствующей ступеньке в начале урока.( слайд 1)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные: 

 нацеливание на успешную деятельность..

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать. .

II. Актуализация опорных знаний

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

- С чего мы начинаем урок русского языка?

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.   ( слайд 2)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 к

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 к

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 к

 е

2. нькоре енькор… (ренько ореньк  корень)

- определите закономерность в последовательности написания букв.

3.- Что у вас получилось?

- Почему у нас получилось именно это слово?

- Какое отношение имеет оно к уроку русского языка? Документ-камера

4.- Задайте вопросы по этой теме.

5.Разминка «Да», «Нет»

(2 ученика работают у доски)

Разминка «Да», «Нет»

1.        В алфавите 33 буквы?

2.        В неделе 8 дней?

3.        Гласный звук образует слог?

4.        В радуге семь цветов?

5.        В слове корень 5 букв?

6.        В слове цветы первый слог ударный? .( слайд 4)

6.Фронтальная работа  Исключите «лишнее» слово

  • Добрый, чуткий, доброта.
  • Учитель, школьник, ученик, учение.
  • Шиповник, шипеть, шипы.
  • Водный, вода, водитель.

Обобщение:

- Какие признаки имеют  однокоренные слова? .( слайд 5)

Минутка чистописания

Выполняют задание, тренирующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

- Слово корень

Проверка правильности выполнения задания с помощью документ-камеры

2 уч-ся – ноутбук (игра «Отличник»)

Изучаем тему «Однокоренные слова»

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?- Признаки однокоренных слов

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления закономерности.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

III.   Выявления места и причины затруднения

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Анализирую знания учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Проверка индивидуальных заданий. Дополнительные вопросы

(- Что такое имя существительное?- Можно ли считать синонимы родственными словами?

- Все ли однокоренные слова подобрал?

- В чем причина?

 Какова же цель нашего урока? ( слайд6)    

Ребята задают дополнительные вопросы по изученным темам

Не знаем всех способов подбора однокоренных слов

Выявляют место и причины затруднения.

Ставят цели..

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

ФИЗМИНУТКА

формировать ценностное отношение к своему здоровью

           

- Я буду называть слова, если вы услышите однокоренное слово к слову сад, присядьте, хлопнув в ладоши.

Сад, лес, лесной, Саша, рассада, садовый, лесник, садовник, лесочек, посадка.

Личностные УУД:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

  IV.   Построение проекта выхода из затруднений

выбор способа и средств  реализации целей.

Организация деятельности учащихся по исследованию проблемной ситуации.

( слайд7)    

 - Что мы должны с вами делать, чтобы достичь наших целей?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Обсуждение в парах

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

V.  Реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

Прочитайте и запомните предложение

- Запишите по памяти

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведёт туда лисят.

-Как нужно правильно подобрать однокоренные слова?( слайд8)    

Работают в соответствии с составленным  планом

- Подбирать слова разных частей речи

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательныеобщеучебные- осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

VI.  Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия.

- Я хочу обратить ваше внимание на слова

Народ, родник ,родина

-Что у них общего?

- А вот как при этом размышлял К Паустовский

(воспитательный момент)

-  Назовите все родственные слова, которые встретились в этом тексте.

Проверка 

-Какие родственные слова добавили бы ещё? (родители, родственники, природа)( слайд9)    

Находят родственные слова, доказывают правильность своего выбора

Предлагают свои варианты

Взаимопроверка работ

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные-общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII.Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону, самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организация деятельности по применению новых знаний

- Я предлагаю вам сейчас поработать самостоятельно. Работать будете по карточкам

 (задание выбираете по своему желанию)  

Давайте проверим, как вы научились определять однокоренные слова.

Карточка 1, карточка 2

 (см. Приложение)

(задания дифференцированные)

Проверка

  

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самопроверка Проверка правильности выполнения задания с помощью документ-камеры

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 VIII. Включение в систему знаний и повторение

включение нового способа действий в систему знаний

Организую  выполнение творческого задания.

Групповая работа «Найди свое дерево».

- Вот 4 дерева с корнями, а вы -  листочки с этих деревьев.

- Задание: каждый листик должен найти свое дерево. Для начала соберитесь в группы. Обсудите все слова и тогда образуются 4 группы родственных слов.

- Будьте очень внимательны!

-Посмотрите, какие чудные деревья у вас получились.

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,.

  IX .Рефлексия  учебной деятельности

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию

- Оцените свою работу на уроке на листке самооценки.

- Ребята, кто смело может продолжить фразу:

Теперь я умею…

Работа с листками самооценки.

Оценки за урок 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Домашнее задание

Урок наш окончен и выполнен план.

Домашнее задание по выбору

приложение

1.Карточка

задание: подчеркните лишнее слово в каждой строчке, выделите корень в однокоренных словах.

  • вода, водяной, водитель;
  • гора, горевать, гористый;
  • холод, морозный, холодный;
  • лес, лесной, лестница;
  • белка, белить, белочка.

        2.Карточка

задание: подчеркните лишнее слово в каждой строчке, выделите корень в однокоренных словах, дополните каждую строчку слов однокоренными словами.

  • вода, водяной, водитель,…………
  • гора, горевать, гористый, ……………
  • холод, морозный, холодный,……………
  • лес, лесной, лестница,………………..
  • белка, белить, белочка, ………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Цели:- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...