Статья "Орфографическая зоркость учащихся начальных классов"
статья по русскому языку по теме

Яковенкова Лариса Леонидовна

Слово "орфография" образовано от греческого "orthos" - прямой, правильный и grapho -пишу. Правописание. Орфография - это исторически сложившаяся система правил и написаний, которую принимает и которой пользуется общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

« Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»

                                      Работу выполнила:

                                                           

                                                                    Яковенкова  Л.Л. учитель начальных

                                                                     классов ГБОУ школа№217

                                                 Красносельского района

                                        Санкт-Петербурга

                                           Санкт-Петербург

                                                    2016

       

Содержание:

1. Введение                                                                  3

2. Принципы орфографии        5

3.Принципы орфографической безграмотности        7                                                 4. Классификация орфографических трудностей русского языка   10

5.Приёмы по выработке орфографической зоркости        12

6.Заключение        22

7.Список литературы        24

   Введение

        «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                           Н.С. Рождественский

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

 • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

 

         Слово "орфография “ образовано от греческого orthos – прямой, правильный и grapho – пишу. Правописание. Орфография – это исторически сложившаяся система правил и написаний, которую принимает и которой пользуется общество. Если написание в слове или между словами может быть изображено различными графическими знаками (двумя – тремя), то на выбор знака влияет орфографическое правило, устанавливающее только один вариант как правильный. Т.е. орфография обеспечивает однообразное написание в тех случаях, где возможны варианты, что значительно облегчает восприятие письменной речи.

Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.

Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание        

Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи, и в первую очередь её правильности – орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека?        Грамотность орудие культуры, залог точного выражения мысли, по которой определяют уровень его образованности.

        В общей системе формирования орфографических умений навыков важнейшая роль принадлежит начальным классам, т.к. здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями  «правильность речи», «литературная языковая норма»

Современная методика обучения правописанию опирается не только на правила, но и на общую систему языкового развития: на усвоение звукового строя графики; на процесс овладения чтением, письмом, восприятием речи на слух и на развитие собственной речи- говорения. Также на формирующиеся у детей «языковое чувство (или чутьё); на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание структуры слова, словообразования, словоизменения, закономерностей функционирования языка, т.е. на грамматику. Методика рассматривает орфографические умения как составную часть речевых умений: «Повышая культуру речи детей, мы способствуем поднятию и орфографической грамотности их» писал профессор Н.С. Рождественский. Грамотное письмо не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучению правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому учителю, обучающему основам орфографии, необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения  и, во-вторых, основные пути, и способы усвоения орфографии учащимися. И то, и другое - это объективные явления, не зависящие от случайных обстоятельств.       Закономерности действуют и в орфографической системе русского языка, и в процессе её усвоения каждым учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы овладения её учитель сможет руководить формированием соответствующих умений и навыков у учащихся. Кроме двух названных факторов, должен быть ещё один – индивидуальные особенности школьника.

     Словом орфография, или правописание, обозначается та совокупность правил и традиций, которыми руководствуется каждый пишущий и которые обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного. Можно назвать пять групп таких правил и традиций:

1) соотнесение букв со звуками речи, в произношении которых бывают варианты, их обозначение буквами; это основная и наиболее трудная часть русской орфографии, т.к. именно она учитывает несовпадение звучания и написания (безударные гласные в разных частях слова, звонкие и глухие согласные и др.)

2) разделение слов на письме, т. е. слитные, раздельные и дефисные написания слов;

3) употребление строчных и заглавных букв;

4)перенос слов с одной строки на другую;

5)различного рода сокращения слов (метр-м, и так далее - и т.д., и другие)

Как известно далеко не все случаи написаний регулируются правилами: многие подчинены традиции, подчас противоречащей правилу. Насчитываются тысячи так называемых непроверяемых слов; не охватываются правилами многие случаи употребления заглавных букв.

Для того чтобы легче ориентироваться разнообразии орфограмм, недостаточно опираться только на классификацию орфографических правил. Природу орфографического явления помогают понять принципы орфографии. В теории орфографии обычно указывают морфологический, фонетический, традиционный принципы и принцип дифференциации значений слов.

2. Принципы орфографии

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфемы    (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих в родственных словах, при образовании новых слов и форм. К числу таких несоответствий принадлежат :гласные неполного образования в безударных позициях – (м ъ л а д, э ц ), оглушение звонких и озвончение глухих в определённых позициях; орфоэпическое произношение (к а н, э ш н а) и др. Письмо, построенное по морфологическому принципу; лишь внешне расходится с произношением: произносим(г о т), (в а д а). На самом деле, написания по морфологическому принципу сохраняю в буквенном составе слова то исходное звучание, которое характерно для данного корня, данной приставки, другой морфемы – суффикса, окончания. Морфологический принцип охватывает большую часть орфограмм, поэтому он считается важнейшим, ведущим принципом орфографии. Его значение велико ещё и потому, что оно требует постоянной опоры на знания учащихся в области грамматики, словообразования, фонетики и на развитый словарный запас. Ситуации проверки орфограмм, которые соответствуют морфологическому принципу, требуют от учащихся решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса достижения образовательных результатов. Решение таких задач способствует постоянному повторению грамматического и иного языкового материала, формирует у детей определённую структуру мышления, тренирует их в языковом анализе и синтезе. Поэтому в методике обучения орфографии высоко ценится этот ведущий. Очень важный для обучения школьников принцип.                                                                                                                                                        Второй принцип фонетический. Принято считать, что первоначально возникающая звукобуквенная письменность   всегда бывает фонетической: каждый звук речи записывается так, как он звучит.   И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает таких расхождений между звучанием и письмом: луна, дом, стол и др.   Фонетические написания не вызывают у пишущего затруднений, поэтому обычно их просто не замечают, а сам принцип недооценивается, тем более что фонетические написания не противоречат морфологическому принципу, они, как правило, не ведут к неодинаковому написанию морфем. Однако в системе орфографических правил есть отдельные правила, которые опираются не на морфологический, а на фонетический принцип. Имеются ввиду правила написания приставок из-, ис-, вз-, вс-, раз-, рас-, и др.

Третий принцип – традиционный. В русском языке немало слов, не проверяемых правилами; по преимуществу это заимствованные из других языков слова.   Они пишутся по тадиции, без правил. Многие из них настолько «обрусели», что не воспринимаются как заимствования: трактор, арбуз, пиджак, лампа, ванна. По традиции пишутся некоторые собственно русские слова: калач, собака, корова. Как известно, традиционные написания усваиваются школьниками на основе запоминания, в порядке словарно-орфографической работы. Выработано большое количество разнообразных приёмов, которые призваны повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе словарно-орфографической работы.  Традиционные написания не подчиняются морфологическому принципу, т.е. морфемы не могут быть проверенны сильными позициями соответствующих гласных и согласных и не противоречат ему.      Есть, однако, несколько правил закрепляющих традиции прошлого; эти правила не согласуются с современной фонетической системой русского языка; это правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, изучаемых в начальных классах.

Четвёртый принцип орфографии принцип дифференциации. Он применяется в тех случаях, когда пишущий хочет средствами орфографии выразить определенную мысль, разграничить омонимы: компания-группа людей, чем –либо объединённых, кампания – совокупность военных операций или каких-либо иных мероприятий. Поджог-имя существительное и поджёг – глагол. К числу дифференцирующих написаний относится также определённая часть слитных и раздельных написаний: не любимый, нелюбимый; полетел вверх, попал в верх доски и т. п.

Даже в начальных классах школьники могут уже понять, что орфография - не только обязательная норма, но и средство взаимопонимания между людьми. В частности, такое понимание приходит через разграничение омофонов, т.е. через дифференциацию значений таких слов, как лиса-леса, валы-волы, лук-луг и т.п.

Таковы особенности русской орфографии, её основы.  Они разнообразны и требуют дифференцированной методики для каждого вида орфографических явлений.

                3. Причины орфографической безграмотности

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем заключаются причины орфографических ошибок в школе? Пытаться перечислить решительно все причины явно непосильная задача, наметим главнейшие из них.

·  Неправильное теоретическое обоснование методики правописания. Здесь необходимо, прежде всего, отметить неправильное решение о взаимодействии устной и письменной речи. Язык и письмо представляют собой качественно различные системы речевых знаков. Язык – основан на зрительных представлениях, речь – на слуховых, но неверно делать отсюда вывод, что между устной и письменной речью существует полный разрыв.

·  Чрезвычайное увлечение методом списывания. Механическое списывание часто порождает ряд чрезвычайно своеобразных ошибок, перестановки, пропуски и пр. Некоторые педагоги сталкивают учащихся с учебником и считают свою работу выполненной. Необходимо выбирать не только наиболее простые пути обучения правописания, но и задумываться над необходимостью комбинировать методы.

·  Бесконтрольное письмо учащихся. Часто преподаватели предметов обществознания, физики, математики и др. не учитывают орфографическую неподготовленность учеников. Удивительно ли, что на занятиях по другим предметам, где учащиеся много пишут под диктовку, совершенно уничтожается то, над чем с таким трудом бьется учитель русского языка. Школа не ведет борьбы с безграмотностью общим фронтом. А также дети могут не получать помощи от родителей и не контролируются ими.

·  Недостаточный школьный орфографический режим. Уменьшается количество часов, отведенных программой на уроки русского языка. А тем временем дом, улица, окружающая среда не всегда дают толчок к укреплению грамотности. Даже некоторые афиши, газеты, плакаты, объявления не свободны от орфографических и стилистических ошибок.

·  Бездумная зубрежка правил, и недостаток практики приводит к неглубоким, несистематизированным знаниям.

·  Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией (стойкое нарушение чтения), и дисграфией (нарушение письма). Такие дети допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги.… При дисграфии учащиеся младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные, ими упражнения содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки или выполнять письменные задания. В данном случае помощь может оказать только квалифицированный логопед.

·  Ложная этимология. Когда говорящий, желая осмыслить новое слово, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой и изменяет его звуковой облик, нередко значительно. Подобная переделка и переосмысление может стать причиной орфографических ошибок.

·  Незнание правил или знание правила, но неумение его применить.

·  Недостаточный уровень развития памяти, мыслительные процессы протекают медленно.

·  Отсутствие положительной мотивации к изучению орфографии.

·  Дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки.

·  Неполучение помощи от родителей и бесконтрольность выполнения заданий.

·  Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность. Эта причина сводит на нет хорошее знание орфографических правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма, а значит ошибка в этом месте для него полная неожиданность.

факторы формирования орфографической зоркости.

Учителей начальных классов и среднего звена, а также родителей волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

        Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать        

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
        3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
        4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 
        : Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? 

4. Классификация орфографических трудностей русского языка 

Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуации», но в отдельных случаях вызывает затруднения». Это: 

1)  слова с непроверяемыми безударными согласными: бечевка, кощей, наваждение и др.;

2)  слова с трудно проверяемыми безударными гласными: кочан, снегирь, пескарь и др.;

3)  слова с чередующимися гласными типа: плавучий – пловец, подравнять – подровнять и т.п.;

4)  слова с гласной после шипящей в корне: желоб, жернов, саженки, трущоба, шепот и др.;

5)  слова с гласными после буквы ц в корне: панцирь, цигейка, цинга, циновка, цокотать и др.;

6)  слова с сомнительными согласными: варежка, вперемежку – вперемешку, деревяшка, изморозь – изморось, копчушка, набалдашник, скворечник и др.;

7)  слова с непроизносимыми согласными: дилетантский – интриганский, чувствовать – чествовать, явственный – яства и др.;

8)  слова с ассимилирующимися одиночными и двойными согласными в корне и на стыке морфем: брезжить, вожжи, возжечь – возожжешь, дребезжать, дрожжи и др.;

9)  слова с приставками пре- - при- типа: пребывать – прибывать, преемник – восприемник, презирать – призирать и др.;

10)  слова с гласной ы после приставки типа безыдейный и т.п.;

11)  слова суффиксального образования:

а) имена существительные типа: времечко, горлинка, завалинка, полосонька; воробушек – воробышек, камешек – камушек; печение – печенье; корчевка;

б) имена прилагательные типа: дощатый, веснушчатый; ветреный – ветряный; масляный – масленый; баскский, этрусский, хвощовый, чесучовый;

в) прилагательные и причастия с суффиксами –н- и –нн- типа деланный, путанный, раненый, раненный;

12) слова с дифференцированным написанием окончаний:

а) имена существительные типа домишко, род. домишка и (разг.) домишки; топорище, мн. число топорищи и (разг.) топорища;

б) имена прилагательные типа бескрайний – бескрайный, иногородний – загородный;

 13) наречия:

а) со слитным написанием типа: внакидку, вразбивку, вразрядку, навынос;

б) с дефисным написанием типа: по-видимому, по-прежнему, подобру-поздорову, с бухты-барахты;

в) наречные выражения с раздельным написанием типа: без удержу, в подбор, до упаду, на ощупь, под стать, с разбегу;

 14) сложные слова со слитным и дефисным написанием:

а) имена существительные типа: автодело, агротехника; а так же типа вертишейка, перекати-поле, блокпост, блок-система;

б) имена прилагательные типа: морально-политический, морально устойчивый, общественно-экономический , общественно полезный;

 15) слов (главным образом, иноязычного происхождения), не регламентируемые никакими правилами, написание которых проверяются в словарном порядке: бриолин, винегрет, конфорка, периферия, эликсир и др.;

 16) иноязычные слова:

а) с гласной э – е: мер, пленэр, адекватный, диета, пенсне, стенд и др.;

б) с гласной и – й: ион – йод и др.;

в) с одиночными или двойными согласными: агрегат, агглютинация, аттракцион, рессора и др.;

г) пишущиеся в соответствии с их иноязычным звучанием: ин-кварто, сальто-мортале, форс-мажор и др.;

 17) особые трудности вызывает слитное и раздельное написание приставки – частицы не;

 18) употребление строчных и прописных букв.

 

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими, т.е.

    «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при этом устные должны предшествовать письменным».

   

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

 5.Приемы по выработке орфографической зоркости

 1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который учителя часто применяют в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его, не заглядывая, в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить  по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендовать детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись рфографически.

Время для списывания на каждом уроке, на отдельных уроках может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание необходимо уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши родственные слова, слова-синонимы, антонимы, однокоренные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

 2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

 

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка необходимо отводить для письма по памяти.

Письмо по памяти можно проводить по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

  

 8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание

заставляет ученика думать.

        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

    От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех  в становлении их орфографической зоркости.

  Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Приведу пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.

Задание «Сильный – слабый».

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
  • Гласные буквы одинаковые.

     3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

  • Гласные звуки разные.

4.Поможем слабому!

  • В слове кОт гласный под ударением – сильный.
  • В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

       5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

    Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                  

    В практической работе использую следующие приёмы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
    1. Списывание.

    Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

    Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

   Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

В классе этот алгоритм  висит на видном месте, имеется он и у каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"

   Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.

- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

   Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

    Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Спиши слова определённой части речи  и т.п.

  2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

     Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение написания).

    Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано  слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
   Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.
  2. Найти в каждом слове «опасные места».
  3. Объяснить их написание.
  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
  5. Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

     Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка.
6.
Письмо с пропуском орфограмм.

   Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.
7. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

8.Письмо с простукиванием.

     Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

9. Использование словарей.

    Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
10. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки».

 

Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

   Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт  благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.     Я считаю, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

  11.  Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

    Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

    -   развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

   -   самостоятельно проверить результат работы;

    -  видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

    Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.

     Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

     12.Также одним из примеров повышения грамотности считаю развитие  зоркости при работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

     Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

                                    Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное слово. /проверяемое написание/

има –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

 2.Подбери 3 слова на это правило.

(Санкт-Петербург, Москва, Зарайск, Смоленск.    Объезд, съёмка, въехал, съли.

Молодёжь, дочь, речь, рожь.      Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

 3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/

обака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

Рисовали, рисовали, рисовали,  рисовали,  рисовали.)

13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.

         Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости.

  Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

 САД,  ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих. Данная выпускная квалификационная работа охватила лишь небольшую часть проблемы орфографической безграмотности.

Изучение русской орфографии представляет большую сложность. Учащимся может показаться, что орфография – это просто разрозненные запреты и разрешения, правила и исключения. На самом же деле все совсем не так. Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов, которые русская орфография выработала в процессе исторического развития: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений. Знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность и вместе с тем, может помочь учителю дифференцировано выстраивать методику изучения написаний, относящихся к разным принципам. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации и естественно, что коммуникативно целесообразен каждый ее принцип. Как известно в ближайшем будущем россиян ожидает реформа русской орфографии. Можно сказать, что проблема изменения правил орфографии для России не самая жгучая. Сейчас, с точки зрения политики и бизнеса, лучше было бы сохранить существующий порядок и пользоваться едиными правилами орфографии (хотя и очень несовершенными), чем создавать потенциальную опасность появления для русского языка одновременно многих вариантов орфографии, даже если один из них и будет на какую-то йоту лучше существующего. Кроме того, неизвестно, как эта реформа отразиться на школьной системе обучения языку. Большинство прогнозов неутешительно.

Учителю достаточно сложно искоренить безграмотность и низкую мотивацию к занятиям по русскому языку. Многие филологи и преподаватели занимались выявлением причин этого явления. Современная методика преподавания стремиться искоренить их, научить детей писать орфографически правильно, любить и уважать русский язык. Для этого разрабатываются новые учебники и учебные пособия, выявляются самые продуктивные методы, в современную методику вносятся изменения, корректируются недочеты. Учителя начальной школы вносят огромный вклад в искоренение орфографической безграмотности подрастающего поколения.

За время преддипломной практики был проведен констатирующий и формирующий эксперимент по развитию орфографической зоркости у младшего школьника, повышения у них орфографической грамотности. Доказывалась гипотеза: «Систематическое использование методики учителя начальных классов города Екатеринбурга Е.В. Бельдиной, развиваюет орфографическую зоркость на уроках русского языка в начальной школе, способствует повышению орфографической грамотности». Гипотеза доказана. После контрольного этапа экспериментальной работы заметно, что систематическое использование методики, разработанной Е.В. Бельдиной, приводит к повышению уровня знаний детей, орфографической зоркости, понижению орфографической безграмотности школьников, расширению их словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка.

Список литературы:

Ворончиев О.Е. Какие заблуждения ждут их искоренения, или Что нам препятствует пока понять законы языка. // Начальная школа. – 2005. - №8.

      М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990. .  Борисенко Н. «Судьба нового свода правил русского правописания зависит от нас с вами»//Русский язык №18. 2002. С.2-3.

Брагинский В. Почему не каждому дается грамота?// Начальная школа. – 2005. - №4.

Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости. Работа со слабоуспевающими учениками. // Начальная школа. - 2004 – №3 - с. 35 – 40.

        Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993.

       И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.

       Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

       Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.

      Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

            http://festival.1september.ru/articles/505175/

                Формирование навыков грамотного письма через         разнообразие форм и методов преподавания         русского языка.

             http://festival.1september.ru/articles/500057/

                Виды работ над словами с непроверяемыми         орфограммами.

              http://festival.1september.ru/articles/411652/

               Выработка орфографической зоркости на уроках         русского языка.

            О.В. Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,Волгоград, Экстремум. 2006.

·         Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 1992,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов

Виды упражнений для развития орфографической зоркости....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....