Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Раздел 1. Пояснительная записка

                              

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе программы по  русскому языку, разработанной  Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Предметная линия учебников системы «Перспектива»

Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.

 

В системе предметов начальной общеобразовательной шко­лы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1)          познавательную (ознакомление с основными положения­ми науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2)          социокультурную (формирование коммуникативной ком­петенции учащихся: развитие устной и письменной речи, мо­нологической и диалогической речи, а также навыков грамот­ного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основ­ных задач содержания предметной области «Филология»:

•   формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Рос­сии, о языке как основе национального самосознания;

•   развитие диалогической и монологической устной и пись­менной речи;

•   развитие коммуникативных умений;

•   развитие нравственных и эстетических чувств;

•   развитие способностей к творческой деятельности.

 

 

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса русского языка являет­ся коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию системно-деятельностногоподхода в обучении.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

•    коммуникативного;

•    познавательного;

•    принципа личностной направленности обучения и творче­ской активности учащихся.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетент­ности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социаль­ного опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов созда­ёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для уча­щихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обу­чение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слу­ха детей. Параллельно с освоением письменных форм речево­го общения (умениями читать и писать) идёт совершенствова­ние устных форм общения (умений слушать и говорить). По­этому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в куль­турно-историческом плане — от истоков возникновения про­цесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно- деятельностный подход нацели­вают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстратив­ной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить вни­мание на взаимодействие смысловой (содержательной) и фор­мальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логи­ческого мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и по­является бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классифи­кация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы вхо­дят:

•    основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфоло­гия и синтаксис);

•   орфография и пунктуация1;

•   развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой осо­бенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ об­разования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим эле­ментом развития речи и мышления учащихся, а не трениров­кой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основани­ям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстракт­ным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выво­ду о наличии у целого класса слов общих признаков (грамма­тического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классифи­кации и обобщения слов. Осознание различий между грамма­тическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значени­ем слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предло­жение рассматривается как основная коммуникативная едини­ца языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклица­тельные), по цели высказывания (повествовательные, вопро­сительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чисто­писания — своеобразная графическая «гимнастика», где ис­пользуются образцы письма, отрабатывается написание обоб­щённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осу­ществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знаком­ство со словарём. Предполагается знакомство младших школь­ников с разными словарями: орфографическим, толковым, эн­циклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогаще­ние словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи

в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинает­ся с обобщения первоначальных сведений о речевом обще­нии и языке как средстве коммуникации, полученных в пери­од обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими осо­бенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, дело­вых, художественных) помогает детям представить язык це­лостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

 

 

Раздел 3.Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.

В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные неде­ли), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных не­дель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

 

 

Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе обще­го образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным язы­ком русского народа, а также средством межнационального об­щения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве че­ловеческого общения, явлении национальной культуры и ос­нове национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и пись­менная речь является показателем общей культуры человека.

На уроках русского языка школьники учатся ориентиро­ваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основ­ные правила общения, развивают умение строить свои выска­зывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся полу­чают начальное представление о нормах русского литератур­ного языка и правилах речевого этикета.

Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллекту­альных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом со­циализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.

 

Раздел 5. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками началь­ной школы следующих личностных, метапредметных и пред­метных результатов.

Личностные результаты

1.  Формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности. Формирование ценностей многонацио­нального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.         Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения.

3.         Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах.

4.         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей. Понимание значимости позитив­ного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5.         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.         Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условия­ми её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.        Способность принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, находить средства её осуществления.

3.        Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4.        Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной де­ятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.        Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6.        Использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном про­странстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организа­ции, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

7.        Овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

8.        Овладение логическими действиями

9.        Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

10.Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекват­но оценивать собственное поведение.

11.Готовность конструктивно разрешать конфликты с учё­том интересов сторон и в духе сотрудничества.

12.Овладение базовыми межпредметными понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объек­тами или процессами.

Предметные результаты

1.  Формирование первоначальных представлений о един­стве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.          Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значе­ния русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.          Первоначальное усвоение главных понятий курса русско­го языка (фонетических, лексических, грамматических), пред­ставляющих основные единицы языка и отражающих суще­ственные связи, отношения и функции.

4.          Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвое­ние заместительной (знаковой) функции языка.

5.          Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лек­сических, грамматических) и правилах речевого этикета. Уме­ние ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успеш­ного решения коммуникативных задач.

6.          Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7.          Овладение учебными действиями с языковыми единица­ми и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. Содержание учебного предмета

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг све­дений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся зна­комятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важ­нейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов, си­нонимией и антонимией.

Виды речевой деятельности

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в зву­ковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонем­ных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение: Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной

imageслова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последо­вательность. Использование алфавита при работе со словаря­ми, справочниками, каталогами.

Лексика1. Практическое представление о слове как едини­це языка. Понимание слова как единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Пер­воначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значе­ние которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружа- « ющего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обо­значения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Разли­чение слов с конкретным и общим значением (шуба одеж­да). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и сино­нимов. Первоначальные представления об однозначных и мно­гозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «род­ственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Различение одно­коренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омо­нимичными корнями. Выделение в словах с однозначно вы­деляемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффик­са. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокорен­ных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их вы­деления (вопросы и общее значение). Деление частей речи насамостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён су­ществительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Раз-

1Изучается во всех разделах курса.

личение имен существительных мужского, женского и средне­го рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принад­лежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и па­дежам, кроме притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числи­тельном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные место­имения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные призна­ки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по вре­менам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоя­щем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и IIспряжения глаголов (практическое овладение). Измене­ние глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфо­логический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребле­ние в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предло­гами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от при­ставок.

Союзы {и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, сло­ва (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмо­циональной окраске (интонации): восклицательные и невос­клицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов пред­ложения. Установление связи (при помощи смысловых вопро­сов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с од­нородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предло­жения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение поня­тия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•   сочетания жиши, чаща, чущу;

•   сочетания чк, чн, чт, щн;

•   перенос слов;

•   заглавная буква в начале предложения, в именах собствен­ных;

•   проверяемые безударные гласные в корне слова;

•   парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•   непроизносимые согласные;

•   непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на огра­ниченном перечне слов);

•   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•   разделительные ъ и ь;

•   мягкий знак после шипящих на конце имён существитель­ных (ночь, рожь, мышь);

•   безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ~ий, -ия, -ие, ~ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

•   безударные окончания имён прилагательных;

•   раздельное написание предлогов с другими словами: с име­нами существительными, личными местоимениями;

•   не с глаголами;

•   мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

•   мягкий знак в глаголах на -ться;

•   безударные личные окончания глаголов;

•   знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси­тельный и восклицательный знаки;

•   знаки препинания (запятая) в предложениях с однородны­ми членами, в сложных предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой це­лью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях обще­ния с людьми, плохо владеющими русским языкомПрактическое овладение устными монологическими выска­зываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Ком­плексная работа над структурой текста: озаглавливание, кор­ректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и вырази­тельности речи; использование в текстах синонимов и антони­мов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выбо­рочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-пове­ствование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной духовно-нравственной модели обще­ния, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который вклю­чает:

I. Тематическое планирование по обучению грамоте к учеб­никам:

1.  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.1.

2.         Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.2.

II. Тематическое планирование по русскому языку к учеб­нику:

1.  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

 

 

 

Раздел 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

1.  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.1.

2.               Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.2.

3.  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. (в 2 частях) с приложением на электронном носителе (1СД)

4.  Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»

5.  Прописи «Мой алфавит» (в 2 частях)

6.  Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

7.  Дидактическое пособие «Читалочка»

8.  Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_rus.yaz_._1_kl.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

        

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе программы по  русскому языку, разработанной  Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Предметная линия учебников системы «Перспектива»

Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  1. познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
  2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию системно-деятельностногоподхода в обучении.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно- деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация1;
  • развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи

в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Раздел 3.Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.

В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, а также средством межнационального общения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

На уроках русского языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета.

Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.

Раздел 5. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  8. Овладение логическими действиями
  9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

10.Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

11.Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и в духе сотрудничества.

12.Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Раздел 6. Содержание учебного предмета

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов, синонимией и антонимией.

Виды речевой деятельности

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение: Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной

слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова как единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружа- « ющего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи насамостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Раз-

1Изучается во всех разделах курса.

личение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и IIспряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы {и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жиши, чаща, чущу;
  • сочетания чк, чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ~ий, -ия, -ие, ~ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с другими словами: с именами существительными, личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языкомПрактическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

I. Тематическое планирование по обучению грамоте к учебникам:

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.1.
  2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.2.

II. Тематическое планирование по русскому языку к учебнику:

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

Раздел 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.1.
  2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. 4.2.
  3. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. (в 2 частях) с приложением на электронном носителе (1СД)
  4. Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»
  5. Прописи «Мой алфавит» (в 2 частях)
  6. Рабочая тетрадь «Пиши красиво»
  7. Дидактическое пособие «Читалочка»
  8. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе  разработана в рамках ФГОС. Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по си...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языку для 2 класса к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

Рабочая программа по русскому языку  во 2 классе  по ФГОС  к  учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е . 5 часов в неделю, за год 170 ч....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 4 класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...