Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    Ключник Елена Юрьевна

    4 класс, третий  урок по теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка.                  06.04.2017 год.        Ключник Е.Ю.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов. 4 класс  

    Цель урока:  закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

    Задачи урока:  - учащиеся :фиксируют собственные затруднения и выявляют их причины.

    -учатся ставить учебную задачу

    -учатся работе в паре и в группах

    -систематизируют знания о грамматических признаках глаголов

    -учатся писать без ошибок личные окончания глаголов

    -учатся по личным окончаниям глагола определять его грамматические признаки

    -учатся контролировать и оценивать себя

    Ход  урока

    1.Организационный момент:

    - Приветствие

    -Настрой на продуктивную работу

    -Запись числа и предложения «Классная работа.»

    - Актуализация  опорных знаний.

    А) Расставить  ударение.

    Б) Работа  с  предложением.

    - разбор  предложений по  членам  предложения

    - Выписать  существительные (род, число, склонение, падеж)

    - выписать  прилагательные с существительным (род, число, падеж)

    - выписать  глаголы (спряжение, число, лицо, род, время)

    - выпишите  местоимения (число, лицо, падеж)

    - найдите  слово, в котором все согласные глухие, выпишите и сделайте  фонетический  разбор. (купец)

    2. Мотивация к учебной деятельности.

    На доске строки из стихотворения И. Сурикова:

    Ярко солнце свет  т,

    В воздухе тепло,

    И куда ни глян  шь,

    Все кругом светло.

    -Прочитайте строки.

    -Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока

     ( Правописание безударных личных окончаний глаголов)

    - Это первый урок по этой теме или вы уже умеете это делать? (Мы этому уже учились)

    - Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?  (  Выписать глаголы, вставив пропущенные в окончании буквы, определить грамматические признаки глаголов: время, число, лицо, спряжение)

    Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Проводится фронтальная проверка на доске.

    - Как вы действовали при написании окончаний? ( На доске появляется схема)

            ГЛАГОЛ   /   ?

            /                        \

            -ить        ост. суффиксы

            /        \

            2 спр.        1 спр.

            /        \

            исключ.? + -        исключен.?-        -е…

            /                        \

            -и…        -е..

    -Все ли грамматические признаки необходимо называть, чтобы верно написать окончания глаголов? ( Нет, достаточно определить спряжение)

    -Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя зеленой ручкой покажите. на каком уровне вы умеете это делать.

    3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.

    - Какова цель сегодняшнего урока?  (  Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов)

    - Сформулируйте учебные задачи. ( Учиться ставить глаголы в начальную форму, научиться пот личным окончаниям определять спряжение глаголов. Научиться по личным окончаниям определять грамматические признаки глаголов )

    4. Работа над решением поставленных задач.

    4.1 Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

    Работа в паре.

    -Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания глагола? (  Поставить глагол в начальную форму для того, чтобы определить спряжение.  От спряжения зависит буква в окончании.)

    -У вас карточки со словами:

    1.        Наступаешь (наступать-1 спр.), пролетаем  (,пролетать-1 спр.),  слышим(слышать –искл. 2 спр.), исчезае.шь(исчезать-1 спр.), ду.е.м(дуть-1 спр.),чувствуем(чувсвовать-1 спр.), любим(любить-2 спр.), гоним(гнать-искл., 1 спр.)

    2         Дышишь(дышать-искл.,2 спр.). оживаем(оживать-1спр.). любим(любить- 2 спр.), смотрим(смотреть-искл.,1спр),пробегаешь(пробегать-1 спр.), светишь(светить-2 спр.), видим(видеть- искл., 1 спр.)летаем(летать 1 спр.)

    -Работа в парах (устно). Первый участник называет глагол из карточки, второй- устно ставит его в начальную форму, определяет спряжение и называет безударную гласную в окончании глагола.

    После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.Затем дети меняются ролями. Оценка выставляется простым карандашом на шкале.

    Физкультминутка. Угадай спряжение.

    4.2 Упражнение  в написании окончании глаголов.

    Индивидуальная работа с взаимопроверкой в группах.

    На доске 4 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты .Каждый ученик выполняет задания по своему выбору. После раздачи задания, учитель на доске магнитами разных цветов выделяет уровень текстов и перед каждым учеником ставит фишку определенного цвета, соответствующую этому уровню, чтобы после выполнения задания дети могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

    1 уровень (легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

      Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце (обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.

    2 уровень  (сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

      Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

    3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)

      Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно иесто.

    4 уровень ( сложный (творческий)- глаголы нужно самостоятельно подобрать по смыслу)

    ……………….    весна. Ярко…………………..    солнце. …………...   теплый ветерок. Последний снег………………….в лесу. Природа…....................  . Звери ……………….. приближение весны.

    Взаимопроверка в группе.

    -Оцените себя на шкале простым карандашом.

    5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

    - Какие признаки глагола можно назвать по его окончанию? (спряжение, число, лицо)

    Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов.

        День прибавля..тся. Ярче свет..т солнце. Оно скоро растоп..т  снег. Вскро..тся река. Прилет..т первый вестник весны: грач.

        Я люблю это время года и жду его. Ты ид..шь по полю, с радостью слыш..шь песни ручейков, любу..шься ярким синим небом.

    - Какие  глаголы не подходят к теме урока? ( С ударным окончанием)

    -Вставьте безударные гласные в окончания. Укажите грамматические признаки глаголов.

    Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

            

              День прибавляется (1 спр.,3 лицо, ед. ч.). Ярче светит (2 спр., 3 лицо, ед. ч.) солнце. Оно скоро растопит(1 спр.,3 лицо, ед. ч) снег. Вскроется (1 спр., 3 лицо, ед ч.) река. Прилетит первый  вестник весны: грач.

         Я люблю это время года и жду его. Ты идешь по полю, с радостью слышишь (2 спр., 2 лицо, ед. ч.) песни ручейков, любуешься (1 спр., 2 лицо. ед. ч. ) ярким синим небом.

    - Оцените свой результат на шкале простым карандашом.

    Работа  по  учебнику стр. 100 упр. 206

    6.Итог урока.

    -Сравните свою первую оценку на шкале( зеленая ручка) с оценками  работ, выполненными на этом уроке

    - Кто оценил себя в начале урока выше своих возможностей?

    -Кто оценил себя ниже своих способностей?

    - Кто оценил свои знания правильно?

    - При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (писать безударные окончания глаголов без ошибок, выучить алгоритм действия, выучить глаголы- исключения и т .д.)

    7 Домашнее задание.

    Стр. 100  упр. 204

    -Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени

    Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...

    Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

    Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

    «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»

    Урок русского языка в 4 классе (учебник А.В. Поляковой) по системе Л.В. Занкова....

    Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

    Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

    Урок по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

    Урок русского языка с презентацией по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов". 4 класс. "Школа России"...