Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Самохвалова Галина Тимофеевна

 

Урок русского языка в 4 классе .

(технология проблемно - диалогического обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_r._yaz.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе .

(технология проблемно - диалогического обучения)

Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».

Используемый УМК – «Школа  России», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов: Канакиной, Горецкого.

Цели урока:

 Дать представление об отличительных особенностях именительного, родительного и винительного падежей одушевленных существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Развитие общеучебных умений и словарного запаса учащихся развивать внимание и память при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебником, текстами упражнений;

Воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Задачи урока:

1.Обобщение языкового материала в правило.

2.Развитие умения определять падеж имени существительного.

3.Развитие умения различать родительный и винительный падежи.

4.Развитие умения анализировать свою деятельность ( развитие рефлексии).

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления  об отличительных особенностях родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. 

Планируемые результаты образования:

Предметные: знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. 

 Метапредметные:  литературное чтение, окружающий мир

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор,  мультимедийная интерактивная доска, электронный учебник,  карточки с тестами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний. Целепологание.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята.

 Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

(На доске записана пословица)

Без ….  и медом сыт не будешь.

- О чем идет речь? (о хлебе)

Почему так говорят?

Хлеб – главное богатство каждого человека, каждого народа. По отношению к хлебу судят о культуре каждого человека и целого народа. У каждой культуры, есть свой традиционный хлеб! И он является отличительным знаком символизирующим определенную культуру! Национальным хлебом России считается чёрный ржаной хлеб. У башкир – хлеб на кислом молоке и раньше пекли его в золе. На сковородку клали  лепешку теста и накрывали сверху другой сковородкой, ставили в печь и засыпали  ее горячей золой.

-Как называют человека, который выращивает хлеб?

-Хлебороб.

-Отгадайте загадку:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.(овца)

знакомы ли мы с написанием этих слов?

 Работа с электронным приложением над словарным словом хлебороб и овца.

Читают пословицу, угадывают слово.

Делают вывод о значимости хлеба для каждого человека и для каждого народа.

Формулирование темы и цели урока. Изучение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ;  дополнять и расширять имеющиеся знания о падежах.

Цель для педагога на данном этапе: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый

Методы стимулирования: оценивание, похвала

-Какая это часть речи?

-Что ещё вы можете сказать об этом слове?

О труде хлебороба

Всё колосья поют-

Значит, это особый,

Замечательный труд.

Определите падеж имени существительного.

-Почему вызвало затруднение определение падежа?

-О каких  падежах пойдет речь на уроке?

-Найдите в учебнике тему урока, назовите, вспомните, почему может возникнуть затруднение при различении именительного, винительного и родительного падежей у одушевленных имен существительных.

-Определите учебную задачу.

Определяют часть речи, выделяют грамматические признаки (род, число, одуш. или неодуш, склонение, падеж)

- Не работали над определением падежей одуш. существительных

Отвечают, что данные падежи частично имеют похожие вопросы.

Формулируют учебную задачу – учиться различать И., В., и Р. падежи одуш. имен существительных

 

Формулирование проблемы (выход на тему урока)

Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый

Вопросы:

Какой возникает вопрос? 

– Итак, нас интересуют одушевленные существительные  в родительном и винительном падежах отвечающие на вопрос кого? Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу?

Фронтальная работа.

Ответы на вопросы учителя.

Организация познавательной деятельности

 Физминутка

-Наблюдаем за изменением одушевленных имен существительных по заданию к упр. 201 в учебнике.

Одновременно используется электронное приложение к данному упражнению.

Спишите упражнение, выделите окончания существительных, проверьте в парах, не допустили ли вы ошибки.

-Делаем вывод об определении падежа путем подстановки существительного 1 склонения.

Встаньте, приготовьтесь выполнять упражнения вместе с нашим другом – мальчиком Федей.

Комментированное выполнение упражнения 204

Читают и выполняют задание, слушают диктора, сравнивают свои ответы с выводом автора.

Делают  вывод об определении падежа путем подстановки существительного 1 склонения.

Выполняют упражнения.

Читают задание. Выбирают форму работы. Проговаривают порядок действий для определения  падежа существительного. Выполняют задание.  Сравнивают свои ответы с автором (используется электронное приложение)

Выражение решения.

Выражение новых знаний научным языком

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно узнавать и определять Р.П. и В.П.; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственное мнение.

Что заметили? Теперь легко можно определить падеж? Почему? 

Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали?

Существительное мужского рода  заменено существительным женского рода.

Подставить вместо существительного 2  склонения  существительное  1 и по окончанию распознать падеж

Реализация продукта.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов предоставленных учителем; использовать различные способы обработки, анализа, передачи информации; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек   зрения.

Методы:  поисковый,  формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы.

Методы поощрения: похвала, оценивание

Подведение итогов. Рефлексия.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Цель для педагога на данном этапе:

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности и деятельности класса.

Методы: самооценка, взаимооценка.

Методы поощрения: стимулирующее оценивание

Самостоятельно выполните упражнение 202 в учебнике.

 Беседа о труде хлебороба, о значении хлеба в жизни человека.

Пословица на доске. Рассказ о кусочке хлеба во время Великой Отечественной войны.  Берегите каждый кусочек хлеба.(Демонстрация иллюстраций с кусочком хлеба)

Над какой темой работали?

-Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у одушевленных существительных мужского рода? (заменить это сущ. существительным женского рода

(Дополнительный материал в приложении тест)

Домашнее задание.  Упражнение 141 в рабочей тетради.

«Продолжи предложения»

  • Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе………
  • Нам был нужен этот урок……
  • Я хочу себя похвалить…..
  • Я хочу похвалить одноклассников….
  • Я думаю…
  • Я приобрёл (а)….
  • Я чувствую……

- Наш урок подошёл к концу.

        Спасибо за работу. (Выставление оценок)

Заменить это существительные  существительным женского рода  лиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию....

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...

РЯ 4 кл Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)

Русский язык 4 класс Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)...

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

презентация для урока русского языка 4 класс пример с лисой...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...