Урок русского языка "Правописание окончаний имён сущестительных на –ия, -ие, -ий".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Насонова Ирина Анатольевна
​Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование навыка  правописания   существительных на -ия, -ие, -ий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_nach_shkola_21_veka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Правописание окончаний имён сущестительных на –ия, -ие,

 -ий.

                 Тип урока: изучение нового материала.

                  Цель урока: формирование навыка  правописания окончаний имен

                         существительных на -ия, -ие, -ий.

                  Планируемые результаты:

  • Предметные умения:
  • знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
  • владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
  • правильное применение правила на письме;
  • Метапредметные умения:
  • овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • умение аргументировать свои мысли при ответе;
  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Личностные умения:
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения


Структура и ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формы, методы и приемы, содержание слайда

Формирование УУД

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь.

II. Минутка чистописания

- Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания: пропишите соединение букв Аа,Ап, чередуя

-Подчеркните самое удачное получившееся соединение.

III.Актуализация знаний. Проблемная ситуация

IV. Проблемная ситуация

(На слайде даны группы слов)

- Найдите «четвертое лишнее» слово в каждой группе.

1) о народ _, на пол   , к корон _, без туч _

2) о клумб _, о ворон _,  о песн _ , о ел_

3) в клетке, в здании, в акации, в санатории

1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых трех слов, несмотря на разные роды, склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2 группа: все существительные П.п., но  первые три слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

3 группа:  

-Окончания записаны, но все существительные какого падежа?  (П.п.)

-Объясните, почему слово в клетке является лишним и имеет окон е? в 1 и 2 склонениях П.п. пишется окончание -е. Оно какого рода? (ж.р.)

3) в клетке, в здании, в акации, в санатории

- А остальные сущ. какого рода? (РАЗНОГО)

- Но почему в окончании одинак. буква И?

- Можно в объяснении отталкиваться от рода и склонения? (нет)

- Правильно, это слова особого типа склонения. О правописании подобных слов вы еще не знаете.

- Итак, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы можем поставить?

Фронтальная

«Четвертое лишнее»

Слайд 1

Слайд 2

Табл. Окон –е и – и в опасных падежах

падежи

1 с

2 с

3 с

Р.п

и

-

и

Д.п

е

-

и

П.п

е

е

и

Метапредметные результаты:

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Умение выражать свои  мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Метапредметные результаты:

Целеполагание (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

V. Изучение нового материала.

- Откройте учебники на странице 104, прочит. задание сам-но, а теперь вслух? С чем будем работать? (с таблицей)

- Значит, какую работу выполнять? (сравнивать слова и определять особенности слов на на –ий, -ия, -ие)

-  Рассмотрите таблицу на стр. 105.

- Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие.

- Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило?

У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.

У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и.

- Откройте страницу 106. Прочитайте правило.

(После того, как они прочитали правило, прошу одного из учеников прочитать его еще раз)

- А теперь прочитаем хором.

- Дополним уже известную нам табл. об окон и и е в опасных  падежах (Помогают дополнить под руковод. учителя) Слайд 3

Работа с таблицей, правилом

Слайд 3

+ слова

здание – с.р.

акация – ж.р.

санаторий– м.р.

падежи

на

-ий,

-ие

на

-ия

Р.п

и

-

и

-

и

Д.п

е

-

и

-

и

П.п

е

е

и

и

и

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

VI. Закрепление нового материала.

- Выполним упражнение 1. Прочитайте задание

- Обратите внимание на образец.  Итак, комментированное письмо (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

- Опираясь на правило, выполните упражнение 2 самостоятельно. Прочитайте задание.

(Спрашиваю некоторых учеников по 1 предложению, с объяснением)

- У кого по-другому? Объясните.

- Выполним упражнение 2. (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

-2 последних сам-но записываем и обозначаем  орф.

-Проверьте.

Комментированное письмо

Самост. работа

Самопроверка (На слайде)

Метапредметные результаты

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Что узнали нового?

-Что было трудным?

- Удалось ли нам достичь ее?

-Над чем нужно будет работать?

Д.р.

Умение выражать свои  мысли (К)

Способность к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!

Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Самостоятельная работа по русскому языку "Окончания имён прилагательных" 4 класс

Самостоятельная работа по русскому языку для 4 класса. УМК "Перспектива"...