Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 108_sochinenie_po_kartine_k.f._yuona_konets_zimy._polden.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с жизнью и творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину.

Планируемые результаты:

- личностные: - развитие наблюдательности, речи;

- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.

- предметные: 

- воспитывать любовь к природе;

- развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. 

Оборудование: учебник 3 класс 2 часть русский язык (Школа России)

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

- Здравствуйте! Присаживайтесь.

- Откройте тетради для творческих работ, запишите число, сочинение.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

(Словесный: беседа)

7 мин

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-  Назовите падеж имён существительных.

Зима — хранительница полей.

Зимний денек — воробьиный скок.

Теплые дни января недобром отзываются.

Читать пословицы, объяснять смысл

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                    К.- Аргументация своего мнения и позиции  

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный: беседа)

5 мин

- Отгадайте загадку.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Разгадать загадку

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

IV. Открытие нового знания

(Словесный: рассказ; Наглядный: смотр иллюстрации – картины;

Словесный: беседа)

(Словесный: рассказ; Наглядный: смотр иллюстрации – картины;

Словесный: беседа)

   

10 мин

Сейчас, вы узнаете о прекрасном художнике и авторе этой картины. (картина на слайде)

Рассказ о жизни К.Ф. Юона

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) провёл детство и отрочество в Москве - в Лефортово, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь у него впервые возникло увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом.

Учился К.Ф. Юон в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Много картин Юон посвятил Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы её изучить, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.

Ребята, откройте учебники, а точнее картинную галерею.

  Рассмотрите репродукцию картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» в «Картинной галерее».

Давайте вместе посмотрим на картину Юона «Конец зимы. Полдень». Этим названием художник заставил нас повнимательнее рассмотреть картину. Мы должны понять, по каким признакам видно, что это конец зимы. Что говорит о том, что это полдень?

Что же говорит нам о том, что зима заканчивается? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие все пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень - именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна

-Что видите на переднем плане, на заднем плане?

- Где находится место, которое изобразил художник?

Перед нами веселый деревенский пейзаж. Вся поверхность земли находится под снегом. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. 

 Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.

- Попробуйте подобрать к предметам, изображённым на картине, такие их признаки, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче, выразительнее: дом, куры, снег, берёзы, лыжники, небо.

Обратите внимание, чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

 - Почему же так ясно видны близкие и далёкие предметы?

Ясный, солнечный день, много света.

 - Какие краски преобладают в картине?

Преимущественно белый, хочется зажмурить глаза.

- Какое настроение у художника?

 - При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт нам.

Ребята, обратите внимание в учебнике стр.62 даются опорные слова. При написании сочинения вы должны будете ими воспользоваться.

Давайте, прочитаем их.

Слушать учителя

Рассматривать картину

Устно полно отвечать на поставленные вопросы;

Устно полно отвечать на поставленные вопросы;

Участвовать в беседе

Читать опорные слова

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Физминутка

2 мин

Сейчас, немного отдохнем.

- Принимают участие в физминутке

Л.: мотивация на ЗОЖ

V. Первичное закрепление

(Словесный: составление плана)

6 мин

 - Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

1. «Конец зимы».

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

Полно отвечать на заданные вопросы

Составлять план

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                                К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

VI. Вторичное закрепление

(Практический : самостоятельное написание текста)

7 мин

Придумайте к тексту заголовок.

Составьте по картине текст, запишите его.

Опирайтесь на план и опорные слова.

Кто закончил прочитывают свои сочинения.

Писать текст

Опираться на вспомогательные слова

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                         К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;                                

VII.Итог урока

    Словесный (беседа)

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

- Оцените свою работу на уроке.

Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Повторить изученные правила.

-Подведение итога урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

Р.- осуществляют итоговый контроль,

Оценка

П.- рефлексия способов и условий действий

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сочинение по картине"

Класс: 3 «б»Тема урока: Сочинение по картинеЦель урока: Познакомить с творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину.Планируемые результаты: Предметные: научатся составлять текст на заданную тему....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"

Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Сочинение по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины.Планируемые результаты:Предметные:знать, из каких час...

Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...