Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Литвинович Александра Владимировна

    Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • знать главные особенности написания сочинения по сюжетным иллюстрациям;
    • уметь составлять текст на заданную тему;
    • уметь излагать свои мысли последовательно и четко.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 09.04.2021(вместо 03.05)                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

    Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

    Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.    

    Кабинет: 206

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема урока: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

    Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • знать главные особенности написания сочинения по сюжетным иллюстрациям;
    • уметь составлять текст на заданную тему;
    • уметь излагать свои мысли последовательно и четко.

    Личностные:

    • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
    • проводить самооценку своих действий;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя.

    1 мин

    Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.

    Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

    Весна, весна! Как воздух чист!

    Как ясен небосклон!

    Своей лазурию живой

    Слепит мне очи он.

    Е. А. Баратынский.

    Какое настроение у вас возникло?

    Нравится ли вам весна? Чем?

    Какие чудеса происходят весной в природе?

    Какие стихи о весне вы знаете?

    Приветствуют учителя.

    Радостное, грустное.

    Яркая, солнечная

    Пробуждается природа

    Перечисляют стихотворения о весне

    Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: диалог

    Практический: работа в тетради

    Наглядный: презентация

    5 мин

    Сегодня будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Какая цель стоит перед нами сегодня?

    Работая над сочинением, мы придерживаемся определенной памятки

    Памятка.

    1. Определите предмет его признаки, которые нужно описать.
    2. Продумайте, какие слова нужно употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
    3. Определите отношение к предметам или его признакам, которые будите описывать.
    4. Продумайте содержание вводной, основной и заключительной частей, которые будите описывать.

    Суметь «прочитать» картину, грамотно эмоционально оформить свои суждения

    Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    П.: структурирование знаний.

    III.Постановка учебной задачи

    Словесный: диалог.

    2 мин

    Узнаем кто автор картины? Какова история создания этого полотна?

    Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

    Отвечают на вопросы учителя

    П.: рассуждение по теме урока.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей.

    IV.Открытие нового знания

    Практический: работа с книгой.

    Словесный: диалог.

    16 мин

    - Как называется картина? Почему?

    - Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нельзя не почувствовать стремления художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых содержится своего рода сжатое повествование, характерны для И.И. Левитана: «Вечер. Золотой Плёс», «Деревня. Лунная ночь», «Солнечный день. Озеро», «Осенний день. Сокольники», «Осень. Солнечный день», «Сумерки. Стога»... Художник словно зовет зрителя «прочитать» изобразительный рассказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, которое вдохновляло его кисть.

    - Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? Словарное слово пейзаж вывешивается на доску. Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист вывешивается на доску.

    - Подберите слова синонимы к слову художник.

    Картина называется «Весна. Большая вода».

    Пейзаж.

    Мастер, живописец, автор.

    Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

    П.: поиск и выделение необходимой информации.

    Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Практический: работа с книгой.

    Словесный: диалог.

    4 мин

    -Откройте учебник на странице 128, сейчас мы с вами рассмотрим картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

    -Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»?

    -Какие краски использовал художник?

    -Какое настроение передает нам художник?

    Перечислите то, что вы видите на картине?

    Как автор показал, что на картине весна?

    Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен?

    Докажите.

    Какая вода в реке?

    С чем можно сравнить воду? Почему?

    Как изображено небо? Какое оно?

    Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи?

    Что еще изобразил художник?

    Какие деревья на картине?

     

    Подберите прилагательные к слову березки, которые помогут выразительнее ее представить.

    Что вы видите на картине в центре?

     

    Что мы видим на заднем плане?

    Что вы видите на картине слева?

    Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это?

    Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит?

     

    Какие глаголы можно использовать в сочинении?

     

    Какой прием используем?

    Сколько будет частей в сочинении?

    Как называются части?

     

    О чём будем рассказывать в первой части?

    Какими словами можно начать?

    Что будем описывать во второй части?

    Что именно будем описывать?

    Как начнёте описание?

    О чём будем писать в третьей части?

     

    Как можно начать заключительную часть?

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

    1. Картина И.И. Левитана - весенний пейзаж.
    2. Апрельский солнечный денёк. Половодье.
    3. Мое отношение к картине.

    Здесь показано половодье.

    Нежные, прозрачные, золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

    Радостное, весеннее настроение.

    Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку, небо, дома, воздух, лес, берег.

    Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.

    Апрель

    Апрель-пора большой воды

    Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.

    Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.

    Оно светло-голубое, т. е лазурное, ясное, ласковое, бездонное.

    Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых овечек и т. п.

    Деревья.

    Березовая роща, листвы на ней еще нет. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.

    Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные

    Молодые берёзки, искривленные стволы, осинки, зеленая ёлка.

    Серые домишки, затопленные баньки.

    Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины.

    Мы видим старую лодочку, домики, сараи.

    Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.

    Лучи: играют, улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.

    Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

    Тени: ложатся, тянутся, ползут, отражаются.

    Олицетворение.

    Три части.

    Вступление, основная часть и заключение.

    В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор.

    «Передо мной картина известного художника…»

    В ней будем описывать картину.

    Реку, берёзки, небо, поле, дома.

    На картине изображена весна …

    О своих чувствах, об отношении к картине.

    Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…

    Мне эта картина нравится тем то…

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный: слово учителя

    Практический: работа с сочинением

    12 мин.

    - Есть вопросы? Сейчас вы самостоятельно будете писать сочинение. Будьте внимательны и все тщательно проверяйте. Если появятся вопрос-то поднимите руку, и я подойду. Приступайте.

    Пишут сочинение

    Примерный вариант сочинения

    На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

    Снег растаял. Вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Медленно течёт река. В сине-голубой  воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.

    День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.

    Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

    К изгибающемуся берегу причалена старенькая лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

    Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны – это надежда на хорошее лето, счастье.

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

    П.: структурирование знаний.

    VII.Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа.

    2 мин

    - Заканчиваем. Еще раз просмотрите свой текст и передайте тетради на первую парту.

    - Какой урок сегодня провели?

    - Что составляли и записывали?

    - Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

    Проверяют работы.

    - Урок развития речи.

    - Сочинение по репродукции картины.

    Ответы детей.

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...

    Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"

    Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"...

    Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...

    Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».  УМК «Школа России». 4 класс....

    Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)

    Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...