Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    о творчестве И.И. Левитана

уметь:  составлять текст  по  репродукции  картины

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: презентация, таблички

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: 1                                                                                                            ФИ студента: Куплевацкая Валерия

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет:                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»»

Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    о творчестве И.И. Левитана

уметь:  составлять текст  по  репродукции  картины

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: презентация, таблички

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 1-2 мин

Здравствуйте, ребята.

Откройте тетради для сочинений, положите их правильно.

Запишите число.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

самоопределение (Л)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ,  практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

4-5мин

Фронтальная форма работы.

   -Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди, носит разные одежды: летом- яркие цветочные ситцевые платья, зимой- белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

- Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е. А. Баратынский.

-Какое настроение у вас возникло?

- Нравится ли вам весна? Чем?

- Какие чудеса происходят весной в природе?

-Какие стихи о весне вы знаете?

- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? 

- Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" , «Осень. Река» ,«Дубовая роща. Осень» ,« Весна. Большая вода» 

-Кто автор этих картин?

 

-Весна

- Радостное, грустное.

- Яркая, солнечная

-Пробуждается природа

Перечисляют стихотворения о весне

- о Весне

- И.И.Левитан

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный.: подводящий диалог

4-5 мин

Фронтальная форма работы

Подводящий диалог

-Сегодня будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

-Какая цель стоит перед нами сегодня?

Давайте попробуем составить план

1. Узнать о И.И.Левитане

2. Проанализировать картину «Весна. Большая вода»

3. Написать сочинение  по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

-Суметь «прочитать» картину, грамотно эмоционально оформить свои суждения

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. Открытие нового знания

Наглядный: презентация

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа

Рассказ учителя

7-8 мин

Фронтальная форма работы

 - знаете ли вы что-то про Исаака Ильича Левитана?

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

- Посмотрите на картину.

- Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

-Назовите признаки весны. 

- Как бы вы назвали картину?

- В какой момент художник изобразил реку?

  -Какой изображена река?

 - Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

 - Какие цвета преобладают на картине?  

     

       

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж). Словарное слово  пейзаж вывешивается  на доску 

-  Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово  художник-пейзажист    вывешивается на доску.

Слушают рассказ учителя

-Весна, потому что  деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По  цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные  бывают  только весной. Вода  затопила деревья

- Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области

- Река спокойная и неподвижная

- Река разлилась так широко, что  другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие  находятся высоко  на берегу. Другой берег  высокий

- Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная  и     поэтому она синяя, небо голубое  - бывает тогда, когда светит солнце

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

структурирование знаний (П)

извлечение из текстов необходимой информации (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

учет разных мнений (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

4-5 мин

        Фронтальная и форма работы

 

-Сколько будет частей в сочинении?

-Как называются части?  

-О чём будем рассказывать в первой части?

-Какими словами можно начать?

-Что будем описывать во  второй части?

-Что именно будем описывать?

-Как начнёте описание?

-О чём будем писать в третьей части?

-Как можно начать заключительную часть?

                           

                                   

Давайте составим примерный план сочинения:  

  1. Картина И.И. Левитана - весенний пейзаж.
  2. Апрельский солнечный денёк. Половодье.
  3. Мое отношение к картине.

- Три части

- Вступление, основная часть и заключение

 -В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор

-«Передо мной картина известного художника…»

- В ней будем описывать картину

-Реку, берёзки, небо, поле, дома.

-На картине изображена весна …

-О своих чувствах, об отношении к картине

- Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…

-Мне эта картина нравится тем то…

                                   

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельное написание сочинений

VII. Включение в систему знаний

Практический: проверка

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

5 мин

7 мин

2-3 мин.

Индивидуальная форма работы. 

-Сейчас вы самостоятельно будете писать сочинение. Желаю вам успехов.

Когда вы закончили писать сочинение, то перечитайте его, проверьте все ли знаки препинания у вас стоят, нет ли ошибок. Может вы захотите как-то дополнить свой текст.

- По какой теме мы писали сегодня сочинение?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! 

Рефлексия

оценка (Р)

П: структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Конспект урока "Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода"" (3 класс, УМК "Планета Знаний")

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...

Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...

Технологическая карта урока русского языка. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Технологическая карта урока русского языка.  Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»....