«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему

Коренькова Анастасия Сергеевна

«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shsh_prezentatsiya_k_uroku.ppt1.97 МБ
Файл obuchenie_gramote_shsh.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 3

Тема: «Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

Слайд 4

Вопрос урока:

Слайд 5

Я люблю ходить в школу. Миша и Гриша любят ходить в школу. В школе мы получаем новые знания.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

Зарядка

-Здравствуйте,  ребята,  меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

-Давайте проверим, что лежит у вас на партах.(на слайде)

-Азбука

-Касса букв

-Пенал

Приветствовать учителя

К:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы. Осмысление.

Целеполагание.

≈ 5

 Обсуждение новой темы

«Мало уметь читать, надо уметь думать» (слайд 1)

-Ребята прочитайте, что написано на слайде.

-Как понимаете эту пословицу?

-Откройте учебник на странице 16 и рассмотрите иллюстрацию.

-Кто же изображен на этом рисунке? (Шамаханская царица) (слайд 2)

-Почему вы так решили?

(костюм нац., нац. инструмент, нац. блюда восточные, кувшин)

-Видно, что девушка не русская-

-не из России.

-А из какой сказки пришла к нам Шамаханская царица? (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

-Выяснили, а сейчас прочитайте, пожалуйста, пословицы под картинкой.

-Что означает каждая пословица?

-Подумайте, посоветуйтесь с соседом по парте: «Может ли шутка разрушить дружбу?» (может, если шутка глупая, обидная)

-Посмотрите внимательно на пословицы.

-Какая буква выделена во всех этих пословицах? (Буква Ш)

-Так кто же скажет тему нашего урока и поставит цель?

(Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.)

Принимать учебную задачу урока.

Систематизировать полученные знания.

Слушать и анализировать.

Р:Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

К:обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя.

Практич.: письмо по памяти.

Лексич. Анализ предложения.

Практич.: списывание с грамматическим заданием.

Словес.: ответы на вопросы

Взаимопроверка.

Практич.: взаимопроверка.

≈ 15

-Откройте свою кассу и букву Ш найдите у себя в кассе.

-А сейчас посмотрите  в учебник на стр. 17, найдите под буквой Ш две картинки. (на доске слова)

-Назовите их. (Шкаф, карандаш)

-Где находится звук в слове шкаф?

-Произнесите его. (Шшш..)

-Произнесите еще раз. (Шшшш..)

-Это звук, какой?

-Гласный или согласный? (согласный)

-Докажите почему звук согласный?

(При произношении воздух встречает преграду)

-Что мешает при произношении? (язык и зубы)

-А, если язык и зубы мешают произносить звук [ш] значит это звук, какой? (согл.)

-Ушки закрыли, что проверяем мы с вами? (Звонкий или глухой [ш] )

-Звук [ш] звонкий или глухой?

-Какой звук [ш]? (глухой)

-Так, как же называется буква, которая обозначает наш звук [ш]? (Буква Ша)

-У многих букв два звука, а вы почему то называете один только звук.

-А где же мягкий у нас звук?

-А вот, чтобы нам узнать мы сейчас прочитаем слоги.

(ша, шо, ши, шу, ше).

-Какой же в слоге звук звучит мягко? (с буквой и, е)

-Давайте еще раз произнесем. (шииии)

-Какой вы звук слышите? (Ы)

-Буква пишется И.

-Произнесите слог Ше. (Шееее)

-Какой слог слышим? (Э)

-Но пишется буква е.

-Что же про букву Ш можно сказать? (Что у буквы Ш звук всегда твердый)

-Что же мы можем сказать про букву Ш?

Буква Ш- согласная, потому что она обозначает согласный звук твердый и глухой.

-А сейчас давайте с вами, почитаем слова.

-Прочитайте первую пару слов. (Карандаш, карандаши)

-Чем они отличаются?

(Один и много)

-Посмотрите на слово карандаши прочитайте последний слог? (ши)

-Какой же звук мы слышим? (твердый)

-Мы слышим с вами звук ы, а пишем букву И.

-Почему, кто знает? (ши пиши с буквой и)

-У нас в русском языке это принято.

-Хорошо, молодцы.

-Прочитаем вторую пару. (Школа, кошка)

-Назовите из этих слов, слово, которое отвечает на вопрос кто?

(кошка)

-А теперь прочитайте слово, которое отвечает на вопрос что.

(Школа)

-Прочитайте третью пару слов.

(Миша, Гриша)

-Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

(потому что это имена)

-Кто выйдет к доске и расскажет правило заглавный буквы?

С заглавной буквы всегда пишутся: имена, фамилии, отчество людей, клички животных, географические названия и начало предложения.

ФИЗМИНУТКА

-Ребята, а кто любит ходить в школу?

-А кто придумает красивое предложение с этим словом? (слайд 3)

-Схемы на доске.

-Найдите к этому предложению схему.

-Найдите ко второму предложению схему и к третьему.

-Ну, а сейчас найдите рассказ на стр. 17 в учебнике.

-Посмотрите внимательно на картинку.

-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (о ребятах, которые пошли в лес.)

-Они шли из школы и портфели с собой… Зачем они пошли в лес? (шишки собирать, листья)

-Может ребята пошли на экскурсию.

-А сейчас жужжащее чтение.

-Каждый из вас читает в полголоса.

-А сейчас читай N, первое предложений, второе и тд…

-А кто прочитает нам весь рассказ?

-Какое время года изображено в тексте? (осень)

-Расскажите, какая рябина была в лесу? (ярко горели кисти рябин)

- Как вы понимаете, это выражение?

-Гореть может костер, лампа, но почему именно горели? (ярко, поэтому горели, переносное значение)

-Какие шишки ребята собирали? (Сосновые, еловые)
-Скажите, так что же ребята собирали в лесу? (
шишки)

(на доске слово шишки)

-Возьмите кассы, и составьте схему слова шишки.

-Кто первый сделал, подходит ко мне.

-Ребята тут стоит буква И, она у нас обозначает мягкость согласного звука.

-Почему тут поставили твердый?

(потому что у буквы Ш, звук всегда твердый)

-У слова шишки очень опасное место, какое?

-Прочитайте правило на стр. 17, которое мы только что проговорили.

-Так кто же нам расскажет про букву Ш?

-Ребята, мы говорили о шишаках, а шишки являются плодами.

-Переверните страницу стр. 18

-Посмотрите на картинки.

-Это все является плодами.

-Назовите на первой картинке плод, какого это дерева? (сосны) Выберите из списка.

-Следующая картинка? Кисть чего? (рябина)

-Следующая картинка? (ель)

-Предлагаю вам похулиганить, попробуем стать петушками, которые любят повеселиться, подраться.

-У нас замечательное стихотворение, которое так и называется «Петушки».

-Сначала посмотрите на картинку.

-Что вы можете сказать о петушках, какие они? (задиристые, драчливые, выясняют кто из них прав)

-Так разодрались, что перья разлетелись.

-Ведь часто и мальчишки такими бывают.

-Вот, послушайте стихотворение.

-Кому понравилось стихотворение?

-А сейчас поучимся читать стихотворение.

-Первую строчку кто нам прочитает? (Петушки распетушились)

-Как понимаете строчку? (Подняли перышки)

-Но подраться не решились.

-Почему они подраться не решились? (если будут драться, то перья вылетят все, итак все повылетало)

-Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

-Ребят у нас с вами последние слова на каждой строчки очень интересные: распетушились, не решились, лишиться, лишиться, петушиться.

-Есть слова, которые повторяются.

-Кто хотел бы прочитать это стихотворение выразительно.

Д/З выучить стихотворение на стр. 18 наизусть.

Слушать учителя.

Работать с учебником

Отвечать на вопросы

Осмыслять услышанное.

Дать характеристику звуку [ш]

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Повторять правило одуш., неоодуш

Делать вывод о написании сочетания ши.

Повторять правило написания имен

Выполнять динамическую паузу

Отвечать на вопросы

Слушать и анализировать данный текст.

Читать правило

Работать с учебником

Отвечать на вопросы

Осмыслять услышанное.

Читать, анализировать стихотворение

Записывать домашнее задание

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы;

П: умение понимать информацию в схематическом вид

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П:извлекают необходимую информацию.

П:строить речевые высказывания в устной форме.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈10

-С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке?

-Что вы можете сказать про букву? (Букву согласная, потому что у неё согласный звук, всегда твердый и глухой)

-Какое правило, мы выучили? (Сочетание Ши пишим с буквой И)

- А теперь возьмите в руки карандаш того цвета, который считаете нужным:

-зеленый – было все понятно и интересно,

-желтый – были не большие трудности,

-красный – было очень трудно и не понятно

Систематизировать полученные знания.

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Оценивать свои достижения .

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Школа:                                                                                                                                                                               Методист:

Класс:                                                                                                                                                                                 Учитель:

Урок:                                                                                                                                                                                  Студентка

Конспект урока письма

Тема: «Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

Цели деятельности учителя: Познакомиться со звуком [ш], буквой Ш, ш.

Планируемые результаты :

личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

предметные: опознавать на слух всегда твердый согласный звук [ш], применять правило правописания сочетания ши, читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой Ш и с сочетанием ши; классифицировать слова в соответствии с их значениями, составлять ответ на вопрос и записывать его.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: Азбука  «Школа России», презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна

Девиз  классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...

"Мало уметь читать, надо уметь думать"

В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....

Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»

Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.Планируемые результатыПредметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характе...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Звук [ш]. Буквы «Шш». Мало уметь читать, надо уметь думать. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуком [ш], с печатными буквами Шш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: знать характерист...

" Звук и буква В [в] и [в,] и буквы В в". Формирования умений читать прямые слоги с твёрдым и мягким звуком [в]».

Задачи: - познакомить учащихся со звуком [в], строчной и прописной буквами В в; учить детей читать прямые слоги и слова с данной буквой; учить составлять и читать слоги, слова с парными по твёрдости ...