Конспект урока на тему: Личные местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Иосик Дарья Александровна

 Синтаксическая роль местоимений в предложении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_kl.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                        Учитель: Пискунова И.         В.

Класс: 4-6                                                                                                                Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 102                                                                                                        Студентка: Иосик Дарья, 33 гр.

Дата: 05.02.2016

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Личные местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении»

Цели деятельности учителя:

Учить находить личные местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль. Отрабатывать навык правописания слов с известными орфограммами. Учить ставить местоимения в нужную форму.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах, в группах.

Предметные: учатся распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; познакомятся с ролью местоимений в речи; учатся изменять местоимения по числам и падежам; употреблять личные местоимения в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений. 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебник 4 класс, часть 3 (ПНШ), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Характеризовать особенности ситуации  общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

Прием – устное упражнение, образование форм местоимений.

3 мин.

Внимание! (Ученики еще стоят) 1 ряд, просклоняйте, пожалуйста, местоимение ОН хором. А все остальные проверяйте, правильно ли выполнили задание 1 ряд и повторяйте про себя.

И. (Кто? Что?) он,   вы,    мы

Р. (нет кого?) его,   вас,    нас

Д. (рад кому?) ему,   вам,   нам

В. (вижу кого?) его,   вас,   нас

Т. (горжусь кем?) им,   вами,    нами

П. (думаю о ком?) о нем,   о вас,   о нас

А теперь 2 ряд просконяют местоимение ВЫ. Затем 3 ряд просклоняют местоимение МЫ. А все остальные также проверяют и повторяют про себя.

Молодцы, ребята! Тихонько присаживайтесь.

Итак, обратите внимание, 1 ряд склонял местоимение он, почему вы сказали о нем, а не о ём, например?

(Правило: после предлогов в начале личных местоимений 3 лица произносится [н] и пишется н).

Склонять личные местоимения.

Проводить взаимоконтроль.

Восприятие информации, осмысление ее.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод - словесный;

Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы; беседа.

Метод – словесный; практический;

Метод – практический.

Прием – орфографический анализ; письменное упражнение.

Прием – предупредительный диктант.

Метод – практический;

Прием – морфемный и синтаксический анализ.

15 мин.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Личные местоимения»)

Что вы  знаете о личных местоимениях?

(Тема: «Личные местоимения. Чем являются личные местоимения в предложении») Или узнаем, какую синтаксическую роль выполняют личные местоимения.

Какова цель нашего урока? (Я должен понять, чем являются личные местоимения в предложении).

Теперь открываем тетради и запишите число, классная работа. Прокомментируем.

Как вы думаете, каким образом мы узнаем, чем являются личные местоимения в предложении? Какова роль местоимений в предложении? (указывают на предмет, на признаки предметов - такой, на колличество предметов - несколько, но не называют их).

Да, но это не роль, а основная функция местоимений, грамматическое значение. Они являются самостоятельной частью речи.

А как же узнать, чем являются личные местоимения в предложении? Я предлагаю провести наблюдение за личными местоимениями.

Откройте учебник на странице 53, упражнение 47. Составим план работы.

1. Прочитайте задание. Выполним 1 задание.

- Можем ли мы сразу правильно записать весь текст? (Нет, там много пропущенных букв). Возьмите простые карандаши и вставьте в учебнике пропущенные буквы.

Проверка. Проверьте друг у друга и узнайте, кто какие буквы вставил.

Есть вопросы?

Упр 47. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

1)Назовите проверочные слова для безударной гласной в корне.

2) Сочетание чк.

3) Правописание З и С в приставках.

4) Окончание глаголов.

Теперь закрывайте учебники. Диктант. Запишите в тетрадь.

Проверка. На презентации весь текст. Каждый исправляет ошибки. Кто нашел у себя ошибки?

- Какое 2 задание? Найдите и подчеркните личные местоимения. А как мы будем подчеркивать? Ведь не просто одной чертой. Как вы думаете, это правильно будет? Неправильно. Что мы подчеркиваем обычно одной чертой? (Подлежащее).

Давайте разберемся. Посмотрите первое предложение в упражнении.

- Найдите личные местоимения. Каким главным членом оно является? Почему? (Я)

- Найдите личные местоимения во втором предложении. Каким главным членом оно является? Почему?

Почему это не подлежащее? (Отвечает на вопрос к кому?

Мы же не можем сказать куда? Подходить к человеку, ко мне – это не место, поэтому это не обстоятельство). Так как обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия.

- А как мы тогда подчеркнем? (Дополнением).

Происходит разбор личных местоимений в тексте.  Половина текста с учителем, остальное самостоятельно.

Какой можно сделать вывод? Какова синтаксическая роль личных местоимений?

Вывод: Личные местоимения указывают на предмет. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

Постановка цели и задачи урока.

Беседа.

Работать с учебником.

Учить находить личные местоимения в тексте. Наблюдать и определять наличие в тексте личных местоимений.

Проводить взаимоконтроль.

Отрабатывать навык правописания слов с известными орфограммами.

Отвечать на вопросы.

Проверять работу.

Узнавать новую информацию.

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

4. Физ. минутка

3 мин.

Встали. Приготовились.

Повторяем слова и движения вместе со мной.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.

Повторим еще раз.

Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Метод – словесный; наглядный; практический.

Прием – работа в парах, работа по учебнику; беседа; письменные  упражнения, творческие задания.

10 мин.

Задание в паре.

Составить и записать 2 предложения с личными местоимениями в определенной форме:

1) 1 л. мн. ч. Дат. п.

(нам)

2) 2 л. ед. ч. Т. п.

(тобой)

Подчеркните личные местоимения. Какой вывод мы с вами сделали? Личные местоимения указывают на предмет. Могут быть в предложении либо дополнением, либо подлежащим.

Итак, какие местоимения вы выбрали? Почему?

- Какова н.ф. этих местоимений?

- А в предложении как подчеркнули?

Спросить 2 – 3 пары.

- Вывод еще раз. Чем же являются личные местоимения в предложениях?

Давайте выполним еще одно упражнение. Упр. 49, стр. 55. Составим план работы.

1. Читаем задание.

2. Составляем план.

3. Самостоятельная работа.

4. Самопроверка.

Мы с приятелем

 

Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем!

Мы такие с ним друзья –

Куда он,

Туда и я!

Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

А ему – двенадцать раз.

И живут в квартире с нами 

Два ужа

И два ежа.

Целый день поют над нами

Два приятеля – чижа.

(С. Михалков).

Проверка. На слайде, даже есть пару ошибок, который сделал учитель. Дети находят и исправляют.

Молодцы, нашли ловушку! Справились!

- Как изменяли местоимения?

Подчеркните местоимения как член предложения.

Самостоятельно работать в парах.

Склонять личные местоимения в заданной форме.

Формулировать вывод.

Ставить местоимения в нужную форму.

Контролировать правильность записи.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Какова тема сегодняшнего урока?

Какую цель мы поставили?

Тест (на слайде):

Личные местоимения указывают на …

Изменяются по …

В предложении бывают …

Употребляются вместо …

Спасибо всем за урок!

Обобщать изученное.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Личные местоимения"3 класс.УМК"Школа России"

Данный урок является первым из пяти по теме"Местоимение".Главными планируемыми результатами являются  следующие: познакомить детей  с новой частью речи, научить различать местоимения среди д...

Конспект урока по теме "Личные местоимения"

Конспект урока во втором классе по программе Биболетовой "Enjoy English 2"...

Конспект урока по теме : "Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам."

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" по теме : "Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам."...

Конспект урока по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о местоимении как части речи; углубление и расширение знаний о местоимении как части речи; распознавание местоимений среди др...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. "Роль местоимений в речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о личных местоимениях в речи, формирование умений правильно употреблять их в речи. Планируемые результатыПредметные: Знать роль местоимений в речи; ...

Конспект урока по теме "Текст-описание и роль в нём прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умения находить в тексте имя прилагательное;Планируемые результаты: Предметные:- знать как определить ...