Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Батуринец Евгения Викторовна

    Урок русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx46.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

     "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

    Урок русского языка по теме " Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века".

    Цели:

    научить различать самостоятельные и служебные части речи; наблюдать за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи.

    Задачи урока:

    Предметные: ознакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи;

    Метапредметные: развитие познавательных процессов учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия), формирование способов действий (обобщения, классификации, простейшего моделирования). Развитие интеллекта, расширение кругозора;

    Личностные: формировать познавательные потребности, стремление к глубокому усвоению знаний. Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, преодолевать трудности, воспитывать желание учиться.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в паре,индивидуаль-ная

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    На доске висят три облака с разным выражением мордочки: весёлое, грустное, безразличное.

    - Ребята посмотрите на облачка. Какое вам больше нравиться? Ответы детей.

    - Я рада что у вас хорошее настроение. Надеюсь к концу урока настроение будет еще лучше.

    2. Чистописание.

    На доске записаны прописные буквы: ллчллаллсллтлли ммрммеммчмми.

    - Какие слова спрятались? ( Части речи)

    - На какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)

    - Какая тема нашего урока? (Самостоятельные и служебные части речи.)

    Название темы урока записывается на доске.

    - Вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. Что такое части речи? (Части речи - это такие группы слов, которые имеют общие признаки)

    Работа в учебнике на с.146-147

    - Сколько всего в русском языке частей речи? (10)

    - Сколько самостоятельных частей речи? Назовите их.(6: имя существительное, имя прилага-тельное, глагол, наречие, местоимение, числительное)

    - Сколько служебных частей речи? Назовите их. (4: союз, предлог, частица, междометие)

    3. Создание проблемной ситуации.

    На доске записаны слова: интересный, медленно, на, корзина, сверкать.

    - Как вы думаете какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово на, т.к. к нему нельзя задать вопрос.)

    -  К словам каких частей речи нельзя задать вопрос? (К служебным.)

    -  Чем ещё отличаются служебные части речи от самостоятельных? Для чего нужны служебные части речи?

     На эти вопросы нам предстоит ответить.

    - Кто обратил внимание оставшиеся слова относятся к какой орфограмме? (Безударная гласная непроверяемая ударением.)

    - Молодцы. Запишите слов, выделите опасные места, которые надо запомнить.

    4.Формирование новых умений и навыков.

    - Ребята, посмотрите на слова, которые лежат у вас на парте. Обсудите с соседом в какую группу нужно определить слова: служебные или самостоятельные части речи. Дети выходят к доске, прикрепляют слово в нужную группу и поясняют свой выбор.

            

    самостоятельные части речи                                служебные части речи                
    дождь                                                                во

    дети                                                                не

    играть                                                                но

    кончился

    двор

    пошли

    5. Открытие новых знаний.

    - Какое предложение можно составить из данных слов?

    Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.

    - Как вы думаете, если из предложения убрать служебные части речи, сохраниться ли смысл предложения? ( Нет)

    - Какую работу выполняют служебные части речи? (Ответы ребят.)

    Открываем учебник с.150 читаем рубрику "Тайны языка".

    - Почему служебные части речи так назвали? (Ответы ребят.).

    - Запишите предложение.

     Мы катались на лыжах в лесу.

    - Назовите служебные части речи. ( в, на)

    - Какую роль выполняют предлоги в и на? (Помогают словам принять в предложении нужную форму.)

    Разберем предложение по членам предложения.

    - Что делать с предлогами? Они не отвечают на вопросы, как их подчеркивать ?

    Читаем рубрику "Тайны языка" в учебнике с.152

    Физминутка :

    Мы ногами топ-топ,

    Мы руками хлоп-хлоп,

    Мы глазами миг-миг,

    Мы плечами чик-чик.

    Раз сюда, два туда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз — присели, два — привстали,

    Руки кверху все подняли.

    Сели — встали, сели — встали,

    Ванькой-встанькой словно стали.

    Дети выполняют движения по тексту

    6. Самостоятельная работа.

    На парте у вас лежит цветок. Вам нужно раскрасить его соответственно заданию.

    hello_html_dc529c7.jpg                   шкала для оценивания

            Сравните с моим цветком.  Оцените свою работу на шкале.

    - Какой вид работы понравился больше всего?

    7. Резерв.

    Учебник с.152 упр.4

    - Найдите и прочитайте 3 предложение. Еще раз читаем  все вместе, проговаривая орфограммы. Закрываем учебники и записываем по памяти. Разбор по членам предложения. Определяем части речи. Шестое предложение самостоятельно.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

    Какой вопрос мы задали себе в начале урока?

                     Чем отличаются  самостоятельные от служебных частей речи?

    самостоятельные части речи                                служебные части речи

    называют предмет        не называют предмет

    отвечают на вопросы                                                         не отвечают на вопросы

                     Зачем нужны служебные части речи?

    • Они помогают изменять форму слова.
    • Связывают слова в предложении и части предложения
    • Вносят в предложение дополнительный смысл.

    Закончи предложения:

            Я сегодня на уроке узнал...

            Мне понравилось...

            Я научился...

    - Похлопайте у кого хорошее настроение, кому понравился урок. Спасибо ребята, мне было приятно с вами работать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

    Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

    Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

    Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

    Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")...