Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

развивать умения отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-,

–  обогащать словарный запас;

–  воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сравнивать при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;

открыть способ проверки написания безударных суффиксов в  глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks_-l-_v_glagolah_proshedshego_vremeni.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс : 3-1                                                                                                                          

Тема урока: «Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени».

Цели:

-  развивать умения отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-,

–  обогащать словарный запас;

–  воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сравнивать при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;

открыть способ проверки написания безударных суффиксов в  глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Записывать число в тетрадь

Л.: формирование учебной мотивации;

2.Мотивационный и актуализация знаний

Практический:

-выполнение минутки чистописания

Словесный:

-опрос;

-беседа.

Наглядно-практический:

- составление предложений по картине

3 мин

3 мин

5 мин

Минутка чистописания:

Словарная работа.

1. Грамматическая загадка.

– У этого слова есть синонимы: независимость, воля; есть антоним: рабство.

– Какое это слово? (Свобода.)

2. – Найдите однокоренное с ним слово в одном из предложений из упр. 350. Прочитайте его по слогам.

3. – Запишите по схемам словосочетания с этим словом.

Сущ. + свобода (любовь к свободе, борьба за свободу);

Гл. + свобода (мечтать о свободе, писать о свободе);

Прил. + свобода (полная свобода, политическая свобода).

Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Что вы знаете о глаголах? На какие вопросы отвечают? Какие бывают признаки у глагола? Приведите примеры.

Посмотрите на изображение. Что там изображено? Попробуйте составить по одному предложению по картине, используя глаголы.

А теперь измените  предложение так, как-будто оно произошло в прошлом. А теперь измените предложение в будущее время.

Выполнять минутку чистописания

Выполнять словарную работу

Анализировать вопросы, отвечать.

Анализировать изображение

Составлять предложения, изменять их по временам

Л.: Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

П.: Умения результативно мыслить и работать с информацией;

П.: создавать устные и письменные высказывания;

 

К.: уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

3.Постановка учебной задачи

Словесно-практический-чтение правил с комментированием

-формулировка темы урока

5 мин

– Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке.

– Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.)

– А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.)

– Сформулируйте тему урока. (Глаголы прошедшего времени.) Запись на доске.

Читать, запоминать правила

Находить общие признаки

Формулировать тему урока

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;

4.Решение учебной задачи

Словесный:

- классификация слов по признакам

3 мин

Как ещё можно объединить эти слова?

– Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.)

– У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л.

– Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице.

– Прочитайте текст.

– Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.)

– По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени.

Называть признаки объединения слов

Определять новое правило

Р.: целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;

П.:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;

5.Первичное закрепление

Практический:

- выполнение упражнения письменно

Словесно-практический:

-выполнение упражнения с комментированием

5 мин

5 мин

Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово, зачёркивают его простым карандашом. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка.

Образец записи:

Встречает, празднует, трещит (наст. вр.)

Прочитает, засмеётся, оживёт (наст. вр.)

Вытащила, рассказала, уточнила (прош. вр.)

Работа на доске. На доске записано:

Фонарь светил...

Лампа светил...

Солнце светил…

Огоньки светил...

– Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.)

– Допишите их. Прочитайте только глаголы.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

(Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.)

Находить лишнее слово

Записывать в тетрадь упражнение

Дополнять запись

К.: уметь точно и полно выражать свои мысли при формулировке вывода о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

П.: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

-выполнение упражнения самостоятельно

5 мин

Практическая работа.

– Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка плыла. Человек плыл. Бревно плыло. Листья плыли.) Подпишите род глаголов прошедшего времени.

Выполнять практическое задание самостоятельно

Р.: контроль и коррекция при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;

7.Включение в систему знаний, повторений

Практический:

-запоминание стихотворения

-воспроизведение на память

8 мин

Упр. 355.

Прочитайте стихотворение Олега Григорьева. О ком говорится в стихотворении? Какими словами играет поэт? Как вы думаете, одно ли значение у слова «разбить»? В каком времени употреблён этот глагол в тексте?  Прочитайте ещё раз про себя. А теперь повернитесь друг к другу и попытайтесь рассказать это стихотворение. Прочитайте ещё раз стихотворение. Закройте учебники и напишите его по памяти. Дополнительное задание: указать число и род глаголов в прошедшем времени.

Читать, анализировать стихотворение

Рассказывать в парах на память стихотворение

Записывать в тетрадь

П.: умеет вести поиск и выделять необходимую информацию;

Л.: уметь адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

8.Рефлексия деятельности

Словесный:

-беседа

2 мин

– Прочитайте ещё раз тему урока.

– Чему мы сегодня с вами научились? Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.)

Какое задание вам понравилось выполнять?

А какое задание вам показалось трудным?

Рефлексия «Лесенка успеха»

Выполнять рефлексию

Оценивать свою деятельность на уроке

К.: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов урока;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

"Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса"

Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации     Задач...

написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени

презентация к уроку по русскому языку 4 класс ПНШ...

Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...

Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...