Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2013 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.adapt_.russkiy.docx61.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области

Рассмотрено

На заседании заседания ШМО

Протокол №___ от ________2015 г

руководитель ШМО____________                  

     /Иноземцева А.В../

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР   Иноземцева Е.Г.

_____________

31.08.2015

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы: __________

Л. Н. Промкина

Приказ  №    207  от  05.09.  2015

Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (ЗПР)

курса

«Русский язык»

1 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель /Разработчик   программы

Комарова Екатерина Витальевна,

Учитель начальных классов

п.Красный Текстильщик

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2013 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося, предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающегося.

«Русский  язык» как учебный предмет является ведущим.  Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цель: повышение уровня общего развития.

Задачи:

  • образовательные:
  •  совершенствование техники письма;
  • обучение некоторым правилам орфографии;
  • расширение и активизация словарного запаса.
  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма; повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; формировать нравственные качества

коррекционная:

  •  формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления).
  • воспитательная:
  • воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.

Основной формой обучения является урок.

Методы обучения:  наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, работа с учебником, дидактические игры.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей Марменкова Константина.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса.

Программа составлена с учетом уровня подготовленности Марменкова Константина к обучению, индивидуально-дифференцированного   подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

С учётом важности проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой  первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет  один месяц первой четверти.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. 35

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности Марменкова Константина.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На учебный предмет «Русский язык» отводится 2 часа  в неделю (66 часов в год).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

Выпускник  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и поступках;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с помощью учителя;

Выпускник  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение по заданным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение;
  • осуществлять сравнение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  •  использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Выпускник получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения программы по русскому языку

Раздел «Повторение»

Выпускник научится:

  • практически строить простое предложение,
  • составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах,
  • составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, заканчивать предложения.

Раздел «Звуки и буквы»

Выпускник научится:

  • пользоваться алфавитом
  • употреблять мягкий знак на конце и в середине слова
  • употреблять разделительный мягкий знак
  • писать сочетание гласных с шипящими, правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописание звонких и глухих  согласных в конце и середине слов
  • различать ударные и безударные гласные,
  • проверять безударные гласные путём изменения формы слова (вода-воды), безударные гласные путём подбора по образцу родственных слов
  • писать слова с непроверяемыми написаниями в корне,
  • пользоваться словарём, данным в учебнике.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять и записывать  рассказ  по серии картинок и подробному вопроснику,
  •  писать контрольные диктанты,
  • проверять  написание орфограмм  путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов,
  •  проверять слова с безударной гласной в корне слова,
  • работать  с деформированным текстом,
  •  пользоваться словарём, данным в учебнике,
  •  выделять орфограммы.

Раздел «Слово»

Выпускник научится:

  • называть предметы, действия и признаки, имена собственные,
  • расширять круг имён собственных, названия, рек, морей, родственных словах, общую часть родственных слов (корень),
  • различать основные категории слов (названия предметов, действий,  качеств).

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать основные категории слов (название предметов, действий, качеств),
  • составлять и записывать небольшой  рассказ по теме: «Моя квартира»,
  • составлять и писать  под руководством учителя небольшое письмо родным, товарищам,
  • писать почтовый адрес на конверте,
  •  восстанавливать  нарушенный порядок  слов  в предложении,
  • наблюдать  за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

Раздел «Предложение»

Выпускник научится:

  • вычленять из речи предложения,
  • употреблять знаки препинания в конце предложения,
  • находить подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении, второстепенные члены предложения (без деления на виды).  

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять и записывать  небольшой рассказ по сюжетной  картинке и вопросам;
  • выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится;
  • правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
  • распространять  предложения.

Раздел «Связная речь»

Выпускник научится:

  • восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;
  • последовательно располагать данные учителем предложения по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно); отвечать на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять простые распространенные предложения и сложные с союзом и;
  • составлять связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

ОПИСАНИЕ  ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Коррекционная направленность урока

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ОВЗ является: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала,  принципа необходимости и достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

  1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
  5. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  6. Способы развития монологической речи (обязательно).
  7. Развитие диалогической речи и культура общения.
  8. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  9. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  10. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  11. Организация восприятия с опорой на анализаторы.
  12. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  13. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
  14. Использование эффективных инновационных технологий.
  15. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  16. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  17. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Уроки   проводятся с применением таких современных образовательных технологий,  как:

  1. Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
  2. Игровые технологии асширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
  3. Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
  1. Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
  2. Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

«Русский язык» (66 ч)

Добукварный период (10ч)

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающийменя мир».

Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Букварный период (56ч)

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуко-вых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, и, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, пил).

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, иш, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Ученик научится:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Ученик получит возможность научиться:

  • рукописному начертанию изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
  • списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
  • писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

      Количество часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

 (результат)

Вид

контроля.

Измерители

Дата

I. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.  

план

факт

1.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1

Вводный урок.

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знать названия овощей, геометрических фигур.

Уметь обводить  фигуры, рисунки.

Индивидуальный.

2.

Обводка, штриховка,

закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника.

1                                                                                                                                                                                                                                      

Урок рефлексии.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа по штриховке.

3.

Рисование предметов геометрической формы.

1

Урок рефлексии.

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием.

Уметь находить различия в написании геометрических фигур.

Текущий. Индивидуальный. Самостоятельная работа в тетради.

4.

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1

Урок рефлексии.

Уметь обводить кольца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недос-тающие линии, изоб-ражения предметов.

5.

Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам

( по образцу).

1

Урок рефлексии.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

Знать геометрические фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам.

Владеть орнаментальным рисованием в тетради.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа в тетради.

6.

Составление и обведение клеток  орнамента (самостоятельно), раскрашивание.

1

Урок закрепление.

Индивидуальный. Самостоятельная работа.

7.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

Урок изучения нового материала.

Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв.

Уметь правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе.

Индивидуальный: графическая работа.

8.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1

Урок изучения нового материала.

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и закруглений.

Уметь писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно.

графическая работа.

9.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1

Рефлексия.

Индивидуальный:

Графическая работа.

10.

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

Урок изучения нового материала.

Переключение  линий с одного направления на другое.

Уметь писать основные элементы букв

Индивидуальный: графическая работа.

11.

Письмо изученных графических элементов букв.

1

Урок закрепления.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

Знать все знакомые элементы букв.

Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Индивидуальный.

Самостоятельная работа.

II. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

12.

Строчная буква а.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы а.

Уметь писать букву а,

графическая работа.

13.

Строчная буква у.

Письмо слогов: ау, уа.

1

Урок изучения нового материала.

Написание буквы у; слогов; определение в них букв и их соединений.

Уметь писать букву у, безотрывно писать слоги.

списывание слогов с печатного образца.

14.

Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы м.

Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно.

написание изученных букв и слогов.

15.

Заглавная буква М.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы М.

Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы.

графическая работа.

16.

Заглавная буква У. слоги: му, ум, слово ма-ма.

1

Урок изучения нового материала.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Уметь соединять, прописывать буквы, слово.

развитие мелкой моторики.

17.

Строчная и заглавная буква о, О.

1

Урок изучения нового материала.

Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение).

графическая

работа.

18.

Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы с, С и слогов с ней.

Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой

списывание слов с печатного образца.

19.

Запись предложений: Ма-маса-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

1

Урок изучения нового материала.

Знакомство с предложением. Знаки препинания в предложении.

Знать признаки и правила записи предложений. Уметь

писать заглавные и строчные буквы.

звуко-буквенный анализ; списыва-ние с письменного образца.

20.

Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах,  слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1

Урок изучения нового материала.

Употребление прописной и заглавной б. Выполнять звуко-буквенный анализ.

Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.

запись слогов и слов под диктовку.

21.

Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начер-тания букв ш, Ш.

Уметь писать строчную и заглавную букву ш, Ш.

запись слогов и слов под диктовку.

22.

Запись предложений: Ма-шаса-ма. Са-ма су-шу.

1

Урок изучения нового материала.

Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Знать признаки предложения.

Уметь списывать предложения.

запись под диктовку.

23.

Письмо строчной буквы л и слогов с ней

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы л.

Уметь писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой.

графическая работа.

24.

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания буквы ы.

Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой.

звуко-

буквенный анализ.

25.

Строчная буква н. написание слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучений нового материала.

Усвоение написания строчной буквы н.

Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой.

звуко-

буквенный анализ.

26

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы р.

Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой.

буквенный

диктант.

27

Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений.

1

Урок изучения нового

материала.

Усвоение написания заглавной буквы Р.

Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило написания предложений.

контроль записи

слов.

28

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение рукописного начертания буквы к, К. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений.

Уметь писать строчную и заглавную букву к, К.

Употреблять пробелы между словами.

запись

слогов и слов под диктовку.

29

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового

 материала.

Сходство печатной и письменной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы п.

Уметь писать букву п, слоги и слова с этой буквой.

буквенный

диктант.

30

Письмо заглавной буквы П. Письмо слогов и предложений с этой буквой.

1

Урок изучений нового материала. Рефлексия.

Отработка навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах.

Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения.

письмо под диктовку.

31.

Письмо строчной буквы  т, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы т.

Уметь  писать букву т, анализировать и записывать слова.

списывание текста

с печатного образца с проговариванием.

32

Письмо строчной и заглавной буквы и, И.

1

Урок изучения нового

Отработка навыка употребления

Уметь писать прописную букву в

33

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

1

Урок изучения новых знаний.

Рефлексия.

Уметь сравнивать

печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие.

зрительно-слуховой диктант.

34.

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Совершенствование навыка употребления строчной буквы в.

Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной б.

звуко-буквенный анализ.

35

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания заглавной буквы В.

Находить сходство и различие заглавной и строчной буквы.

Уметь самостоятельно списывать с печатного образца.

списывание текста с печатного образца с проговариванием.

36

Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.

1

Урок изучений нового материала.

Усвоение  написания буквы ж, Ж.

Уметь писать буквы по точкам и образцу.

37

Упражнение в письме.

1

Урок закрепления.

Обучение выборочному списыванию.

Уметь отличать предложение от текста.

списывание текста с печатного образца с проговариванием.

38

 Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы б.

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

39

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания

Буквы Б.

Списывание текста с печатного образца с проговариванием.

Знать признаки текста.

Уметь писать букву Б.

выборочное списывание.

40

Письмо предложений под диктовку.

1

Комбириро--ванный урок.

Составление, чтение и запись слов, предложений с изучен-ными буквами с проговариванием.

Знать все изученные буквы.

Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами.

письмо с проговариванием.

41

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы г.

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

зрительно-слуховой диктант.

42

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах.

Уметь списывать с печатного образца.

Знать признаки текста.

43

Письмо слов под диктовку.

1

Урок закрепление.

Словарная работа.

Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно.

диктант.

44

Контрольное списывание. Работа с текстом.

1

Урок проверки знаний, умений, навыков.

Отработка навыка безошибочного списывания.

списывание.

45

Работа над ошибками.

1

Урок закрепления.

Исправление ошибок.

Уметь находить и исправлять ошибки.

Индивидуальный.

46.

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Развитие умения употреблять строчную букву.

Уметь писать, срав-нивать, анализировать строчную букву д.

звуко-буквенный анализ.  

47

Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Различение согласных звонких и глухих.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать

заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения.

списывание с письменного образца.

48

Упражнение в письме.

1

Урок-повторение.

Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.

диктант букв,

слов и

предложений.

49

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы й, Й.

Уметь писать букву, правильно произносить её.

графическая работа.

50

Упражнение в письме. Работа с текстом.

1

Рефлексия.

Различение предложения и текста. Отработка навыка безошибочного списывания текста.

Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена.

самостоятельная работа.

51

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

1

Урок-закрепление.

52

Буква ь.

1

Урок изучения нового материала.

Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь списывать слова с печатного текста.

звуко-буквенный анализ.

53

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.

1

Обобщающий урок.

Употребление печатных и письменных букв.

Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца.

Индивидуальный: самостоятельная работа.

54

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы е, Е.

Выполнять звуко-буквенныйанализ.

Уметь правильно соединять буквы.

индии-видуальный: под-черкивание безу-

дарных гласных.

55

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1

Урок изучения нового мате-риала.

Усвоение написания буквы ё, Ё , сравнивать с  е, Е.

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ.

 словарные слова.

56

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

1

Рефлексия.

Отработка навыков списывания с печатного текста.

Уметь списывать текст с комментированием.

списывание с печатного

образца.

57

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Усвоение написания буквы я, Я.

Умение обозначать мягкость согласных на письме.

Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Индивидуальный: звуко-буквенный анализ.

58

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Умений обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами.

Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами.

Составлять  слова из слогов;  списывать с печатного текста.

диктант

изученных букв, слогов и слов.

59

Диктант.

1

Урок проверки знаний, умений и навыков.

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием.

запись под диктовку.

60

Работа над ошибками.

1

Урок повторения. Рефлексия.

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

Уметь составлять предложения, подчер-кивать опасные места.

Индивидуальный:

анализ ошибок.

61

Письмо строчной и заглавной  буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение написания буквы.

Звуко-буквенный анализ.

Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами

списывание слогов, анализ.

62

Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Правописание бук-восочетаний ча, чу.

Различение слов, отвечающих на воп-росы Кто? Что? Правописание чк, чн.

Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн..

словарная работа.

63

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Правописание сочетаний ща, щу. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-щас проговариванием и объяснением.

списывание текста.

64

Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие.

Уметь находить пары

[ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками

словарная работа.

65

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1

Урок изучения нового материала.

Усвоение написания буквы э, Э, слов с этой буквой.

Гласные звуки и буквы, их характеристика.

Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх).

Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы.

словарная работа.

66

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

1

Урок изучения нового материала. Рефлексия.

Употребление разделительных  ь, ъ.

Наблюдение за ролью ъ, его работой.

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

2. учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.

Информационно – коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);

«Общий текст» (www. text. net. ru.)

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы

Уро. Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому я...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированные рабочие программы для детей с выраженным недоразвитием интеллекта во 2 классе

Адаптированные рабочие программы с пояснительными записками для детей с выраженным недоразвитием интеллекта для 2 класса...

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Русский язык»

Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс

Рабочая программа для детей с ОВЗ по курсу "Русский язык" 2 класс...