Конспект урока : «Самостоятельные и служебные части речи» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Зубарева Анастасия Олеговна

 

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Цели урока: закрепить знания о служебных и самостоятельных частях речи.

Планируемые результаты:

·        Предметные: различать служебные и самостоятельные части речи, знать признаки частей речи.

·        Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Цели урока: закрепить знания о служебных и самостоятельных частях речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: различать служебные и самостоятельные части речи, знать признаки частей речи.
  • Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

Прозвенел звонок и смолк, 
Начинается урок. 
Вы тихонечко все сели, 
Друг на друга поглядели, 
Улыбнулись, раз и два, 
Начинаем, детвора? 
– А девиз у нас, каков? 
« Больше дела, меньше слов» 

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

Задание: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. 
Бабушка, любить, свои, внуки. 
Она, рассказывать, они, русские, сказки. 
Готовить, они, вкусный, угощение . 

- Прочитайте получившийся текст. 
- Из каких частей речи состоят данные предложения? 
- Что общего между всеми этими частями речи? 
- Надпишите названия частей речи над словами. 

- Попробуйте составить предложения из данных слов: 
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как 

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? 
- К какой группе относятся данные части речи? 

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему. 
- Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ 
Н-р: 
Знаем: Хотим узнать: Узнали: 
Бывают самостоятельные и служебные части речи. 
К самостоятельным относятся: … (перечислить) 
К служебным относятся: … 
У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? 
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? 
Какие части речи важнее? 
Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
( Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?) 
(учитель озвучивает цели урока) 
- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? 
- А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей) 

- Открываем тетради, записываем число. 

Строить грамматическое рассуждение.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Практич.: комментированное письмо

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Словесн.: ответы на вопросы

≈ 25

А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи. 
Задание. 
- Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы). 
По завершении работы проводиться защита проектов. 
Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи. 

По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица: 
Самостоятельные части речи Служебные части речи 
 имеют лексическое значение; 
 имеют морфологические признаки; 
 являются членами предложения; 
 всегда можно задать вопрос; 
 не имеют лексического значения; имеют морфемы.  
 не имеют морфологических признаков; 
 не являются членами предложения; 
 невозможно задать вопрос; 
 не имеют морфем; 
 не изменяются. 

Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ. 

В) Редактирование текста. 
-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. 
Солнце … небу гуляло 
… … тучу забежало. 
Глянул заинька … окно, 
Стало заиньке темно. 
Наступила темнота, 
… ходи … ворота: 
Кто … улицу попал – 
Заблудился … пропал. 

(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты) 
- С помощью каких слов вам удалось восстановить текст? 
- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) 
- Запишите в тетрадь правильный вариант 
(Самопроверка) 
- Выпишите сочетания “предлог + существительное”. 
- Для чего служат в предложении предлоги? 
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении) 

- Подчеркните грамматические основы предложений. 
- Какую роль в предложении выполняют союзы? 
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте) 

Слушать учителя.

.

.

Узнавать новую информацию.

Проводить

П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.: склонение существительных

≈10



- Распределить слова по частям речи. 
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот. 
(проверка работы в парах) 
- От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза. 
Веселье – 
Холод – 
Мороз – 
Зелень – 
Б) Д/з. Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи». 

Итог урока. 
Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы (знаю хочу узнаю)
Далее учащимся предлагается оценить работу друг друга на уроке. 
В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её с предложенными критериями.

Склонять имена существительные

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Урок русского языка в 3 классе (учебно-методический комплекс Л.В. Занкова) Тема урока: "Самостоятельные и служебные части речи, их признаки".

Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы». На эту тему в данной программе отводится 13 часов. Этот первый, вводный урок. На уроке использу...