Главные вкладки

    Конспект урока : «Самостоятельные и служебные части речи» 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Зубарева Анастасия Олеговна

     

    Предмет:  русский язык

    Класс: 4

    Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

    Цели урока: закрепить знания о служебных и самостоятельных частях речи.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: различать служебные и самостоятельные части речи, знать признаки частей речи.

    ·        Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

     

    Тип урока: открытие нового знания

     

    Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет:  русский язык

    Класс: 4

    Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

    Цели урока: закрепить знания о служебных и самостоятельных частях речи.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: различать служебные и самостоятельные части речи, знать признаки частей речи.
    • Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Практич.: каллиграфическое упражнение

    Словес.: ответы на вопросы

    ≈ 3

    Прозвенел звонок и смолк, 
    Начинается урок. 
    Вы тихонечко все сели, 
    Друг на друга поглядели, 
    Улыбнулись, раз и два, 
    Начинаем, детвора? 
    – А девиз у нас, каков? 
    « Больше дела, меньше слов» 

    Писать каллиграфически.

    Р: принимают и сохраняют уч задачу

    2.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы

    ≈ 7

    Задание: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. 
    Бабушка, любить, свои, внуки. 
    Она, рассказывать, они, русские, сказки. 
    Готовить, они, вкусный, угощение . 

    - Прочитайте получившийся текст. 
    - Из каких частей речи состоят данные предложения? 
    - Что общего между всеми этими частями речи? 
    - Надпишите названия частей речи над словами. 

    - Попробуйте составить предложения из данных слов: 
    в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как 

    - Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? 
    - К какой группе относятся данные части речи? 

    - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему. 
    - Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ 
    Н-р: 
    Знаем: Хотим узнать: Узнали: 
    Бывают самостоятельные и служебные части речи. 
    К самостоятельным относятся: … (перечислить) 
    К служебным относятся: … 
    У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? 
    Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? 
    Какие части речи важнее? 
    Можно ли обойтись без служебных частей речи? 
    ( Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?) 
    (учитель озвучивает цели урока) 
    - Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? 
    - А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей) 

    - Открываем тетради, записываем число. 

    Строить грамматическое рассуждение.

    К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    П: обобщают.

    3.

    Решение частных задач

    Практич.: комментированное письмо

    Практич.: письм. граммат.упр.

    Взаимопроверка.

    Словесн.: ответы на вопросы

    ≈ 25

    А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи. 
    Задание. 
    - Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы). 
    По завершении работы проводиться защита проектов. 
    Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи. 

    По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица: 
    Самостоятельные части речи Служебные части речи 
     имеют лексическое значение; 
     имеют морфологические признаки; 
     являются членами предложения; 
     всегда можно задать вопрос; 
     не имеют лексического значения; имеют морфемы.  
     не имеют морфологических признаков; 
     не являются членами предложения; 
     невозможно задать вопрос; 
     не имеют морфем; 
     не изменяются. 

    Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ. 

    В) Редактирование текста. 
    -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. 
    Солнце … небу гуляло 
    … … тучу забежало. 
    Глянул заинька … окно, 
    Стало заиньке темно. 
    Наступила темнота, 
    … ходи … ворота: 
    Кто … улицу попал – 
    Заблудился … пропал. 

    (Дети записывают и далее зачитывают свои тексты) 
    - С помощью каких слов вам удалось восстановить текст? 
    - В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) 
    - Запишите в тетрадь правильный вариант 
    (Самопроверка) 
    - Выпишите сочетания “предлог + существительное”. 
    - Для чего служат в предложении предлоги? 
    (Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении) 

    - Подчеркните грамматические основы предложений. 
    - Какую роль в предложении выполняют союзы? 
    (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте) 

    Слушать учителя.

    .

    .

    Узнавать новую информацию.

    Проводить

    П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    4.

    Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Практич.: склонение существительных

    ≈10



    - Распределить слова по частям речи. 
    Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот. 
    (проверка работы в парах) 
    - От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза. 
    Веселье – 
    Холод – 
    Мороз – 
    Зелень – 
    Б) Д/з. Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи». 

    Итог урока. 
    Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы (знаю хочу узнаю)
    Далее учащимся предлагается оценить работу друг друга на уроке. 
    В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её с предложенными критериями.

    Склонять имена существительные

    Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

    Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

    Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

    Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

    Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....

    Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

    Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

    Самостоятельные и служебные части речи

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Самостоятельные и служебне части речи"....

    Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

    Урок русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

    Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

    Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."...