Урок русского языка в 3 классе (учебно-методический комплекс Л.В. Занкова) Тема урока: "Самостоятельные и служебные части речи, их признаки".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Барановская Ирина Вацлавовна
 
Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы». 
На эту тему в данной программе отводится 13 часов. Этот первый, вводный урок.
 
На уроке используются  следующие методы обучения: проблемный, исследовательский, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.
 Также на данном уроке была использована   игровая технология. 
Все этапы урока  объединены  единой сюжетной линией.
Урок был дан в рамках районного конкурса педагогических достижений. 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Урок   проведён   в 3 классе.

Уроки по русскому языку в данном классе по ведутся по учебнику Нечаевой,

учебно-методический комплекс Л.В. Занкова.

Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы».

На эту тему в данной программе отводится 13 часов.

Этот урок первый, вводный.

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи, их признаки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основная моя задача, как учителя, помочь 3 – классникам уяснить сущность понятия «Служебные части речи» на основе их противопоставления самостоятельным частям речи.

Показать детям, что «отрицательные» (по сравнению с самостоятельными частями речи признаки) объединяют слова в общую группу служебных частей речи.

Цель: Выявить особенности самостоятельных и служебных частей и доказать их значимость.

Формирование   УУД:

  • Предметные –   определять части речи с определенными признаками,
  • находить различия между частями речи;
  • определять их лексическое, грамматическое значение;
  • грамматическую роль в предложении;

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:  

  • умение определять и формулировать тему, задачи   на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • работать по   коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя,
  • находить нужную информацию в словарях, в учебнике, на схемах.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • Участвовать в диалоге на уроке.
  •  Участвовать в работе   в группе.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

  • Организация класса. Стимулирование деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
  • Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений.
  • Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.
  • Этап первичного закрепления. Включение новых знаний в систему знаний.
  • Рефлексия деятельности.

 На уроке использовались следующие методы обучения:

 Проблемный (когда я задавала провокационный вопрос- утверждение: Я считаю, что самостоятельные части речи важнее, нужнее служебных частей речи.

- Согласны ли вы с моим утверждением?)

Исследовательский.

Когда мы работали над 2-ой задачей урока - выясняли особенности служебных частей речи – «рассматривали» слои торта. Искали информацию.

Метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

   Также на данном уроке была использована   игровая технология.

Все этапы урока был объединены   единой сюжетной линией.

Использовались средства обучения:

  • технические средства обучения,
  • демонстрационное таблицы,
  • индивидуальные карточки,
  • словари.
  • Для активизации познавательной деятельности и контроля за уровнем усвоения учащимися материала я использовала цветовые сигнальные блокноты.

Активность детей   была на хорошем уровне.

Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.

 Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.



Предварительный просмотр:

Урок   русского языка   в 3 классе

(учебно-методический комплекс Л.В. Занкова)

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи, их признаки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Выявить особенности самостоятельных и служебных частей и доказать их значимость.

Формирование   УУД:

Предметные:  

  • определять части речи с определенными признаками;
  • находить различия между частями речи;
  • определять их лексическое, грамматическое значение;
  • грамматическую роль в предложении.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:  

  • умение определять и формулировать тему, задачи на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • работать по   коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя,
  • находить нужную информацию в словарях, в учебнике, на схемах.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • Участвовать в диалоге на уроке.
  • Участвовать в работе   в группе.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Ход урока

  1. Организация класса. Стимулирование деятельности учащихся. Слайд

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут ….

Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Садитесь, пожалуйста.

 В начале урока я хочу вам пожелать…                

Догадайтесь что …?

Чтобы сегодня на уроке вы … (работали дружно, помогали друг другу).                                                                Слайд

Чтобы вам … (было интересно).                            Слайд

И вы … (открыли для себя что-то новое).

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Начинаем …

- Ребята, скажите, какой у вас самый любимый праздник? (…)

- Скоро,18 ноября, тоже праздник – День рождения.

 Кто-то знает, чей? (Деда Мороза).                                   Слайд

                К дедушке на праздник приезжает много гостей.

Это единственный день в году, когда Д.М. не раздает подарки, а принимает их.

         Давайте, и мы сегодня подготовим для него подарок.

        Я знаю, что Д.М. очень любит сладости.

        Что именно, попробуйте угадать?

ЧТО?

Какой торт любит дедушка?

А чтобы торт появился у дедушки, какие мы должны совершить действия?

 конфеты

шоколад

мармелад

- А когда особенный, торжественный случай, что ставят на стол?

(Торт)

А как будет звучать это слово во мн. ч.?

 Обратите внимание:

в ед. ч. – торт

во мн. ч. – торты

Дедушка любит шутить:

Если долго кушать торты, не налезут скоро шорты.

в) Все слова, которые вы перечислили

  • отвечают на вопрос? (что?)
  • и обозначают? (предмет)

Какой ч.р. они являются? (им. сущ.)C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

таблица

шоколадный

ванильный

вкусный

- Что общего у этих слов?

- На какой вопрос они отвечают?

- Как мы можем назвать эту группу слов?

C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

таблица

найти (рецепт)

испечь

украсить

 Что объединяет все эти слова? (слова обозначают действия предмета)

Какой ч.р. они являются? (гл.)

C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

таблица

- Обобщите, что это?

Части речи

        А конкретнее? Какие это части речи?

Части речи

Самостоятельные

- А кроме самостоятельных частей речи, какая ещё группа слов есть? (служебные)

Части речи

Самостоятельные

Служебные

- Так какова тема нашего урока?                         Слайд

(самостоятельные и служебные части речи)

Сейчас мы поработаем с сигнальными блокнотами.

«Да» – зелёный цвет.

«Нет» – красный цвет.

Я считаю, что самостоятельные части речи важнее, нужнее служебных частей речи.

- Согласны ли вы с моим утверждением?

Покажите на сигнальных блокнотах.

У нас - проблема (часть класса согласна со мной, часть – нет).

- Почему возникли затруднения?

(Хорошо ли мы знаем особенности сам. и служ. частей речи?)

  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений.

- Какую цель поставим перед собой на этот урок? (выявить особенности сам. и служ. частей речи и доказать их значимость, их важность).                                              Слайд

Наметим план действий: (т.е. определим задачи урока)

1. Узнать особенности … (сам. частей речи).           Слайд

2. Узнать особенности … (служ. частей речи).

3.Сравнить…

«Шторка» – закрыть!!!

  1. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Вернёмся к тортику.

Тортик у нас будет необычный – мы же на уроке русского языка.

  • Работать будем по группам.
  • Напоминаю правила работы в группе (работаем дружно, разговариваем полушёпотом).
  • Командам необходимо выбрать шеф-повара, он будет главным на вашей кухни, а потом озвучит результаты работы.
  • После выполнения заданий все садятся на свои места. Карточки с заданиями остаются у шефа.

Указываю места групп.

Первые 5 человек – 1 группа.

5 человек – 2 группа.

5 человек – 3 группа.

Оставшиеся справа – 4 группа.

Оставшиеся слева – 5 группа.

Идём к столам. Выбираем шефа.

Раздаю колпаки.

 - Шеф-повара подходят ко мне.

- Итак, тишина на кухне.

1 гр. – выпекает коржи.

2 гр. – готовит крем.

3 гр. – украшает торт.

4,5 гр. – свои задания.

Чтобы тортик приготовить, нужно сначала выполнить определённые задания.

Раздаю детям карточки.

У вас 4 минуты. Возвращаемся к своим группам. Время пошло.

Хожу – помогаю.

После выполнения заданий, дети садятся на свои места.

«Шторка» – открыть!!!

- Ребята, внимание!

Начинаем проверку заданий.

4 гр. 

- Что делали вы? (определяли лексическое значение слова торт)

- С помощью чего? (толкового словаря)

- Зачитайте.

1 гр. 

Шеф-повар.

- Какую работу на карточке вы выполняли?

(вставляли слова, изменив форму слова)

- Зачитай текст.

- Какие конкретные слова вы вставляли…

- Это слова какой части речи? (глаголы)

Класс.

- Определяем и показываем с помощью блокнотов грамматические признаки глагола выпекаем – н. вр., мн. ч.

2 гр. 

Шеф-повар.

- Зачитай текст.

- Слова какой части речи вы вставляли? (прил.)

- Какие конкретно?

- От чего зависят грамматические признаки прилагательных? (от сущ.)

Класс.

- На сигнальных блокнотах – сливочное – ед. ч., ср. р.

3 гр. 

Шеф-повар.

- Зачитай текст.

- Слова какой части речи вы вставляли? (сущ.)

- Какие?

Класс.

- Определяем грамматические признаки сущ. – формы – ед. ч., ж. р.

5 гр. 

- Зачитайте предложения.

- Назовите гл. чл. предложения. Чем они выражены?

- Все остальные слова – это какие члены предложения (второстепенные)

- Какими частями речи выражены они?

Итак, что можно определить у самост. частей речи, какое значение?

Посмотрим, правильный ли вывод мы сделали?

Обратимся к учебнику.

(стр. 101, упр. 182 (а), второй абзац))

- Мы с вами это доказали. Мы – молодцы.

Дополняем нашу схему.

  1. Лексическое знач.

+

  1. Грамматич. знач.

+

  1. Чл. предложения

+

Ставим плюсы на большой схеме и у детей.

Подытожим:

 Выполнили мы первую задачу плана?

 Узнали особенности самост. частей речи?

- Что же у нас происходит с тортиком? Заглянем в духовку.

- Какой замечательный торт получился, необычный.

  • Что интересного вы заметили?
  • Что он нам напоминает? (схему части речи)
  • Рассмотрите рисунок. Какую информацию можно из него получить?
  • Назовите         самостоятельные   части речи

            служебные   ч.р.

Тортик и поможет нам узнать особенности служебных частей речи.

(Сейчас будем работать над выполнением 2 –ой задачи урока).

Мы возьмём только одну самост. ч.р. и одну служебную.

Рассмотрим повнимательнее кусочек «Предлог» и «Сущ.».

А какие предлоги вы, кстати, знаете?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДЛОГ

1 слой

ПРЕДМЕТ

Ничего не обозначает, лексического значения нет.

СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ

2 слой

кто? что?

3 слой

род, число

неизменяемое слово

4 слой

подлежащее, вт. чл.

  • Сколько слоёв в торте?
  • Попробуйте догадаться, что спрятано в 1 слое торта.

(Общее значение слов, относящихся к данной части речи).

  • Что спрятано во 2 - ом слое?

(Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи).

  • В 3-ем?

(Грамматическое значение слова)

  • В 4-ом слое?

(Каким членом предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи).

Дополним нашу схему.

  • Итак, лексическое значение можно определить?
  • Грамматическое?
  • Членом предложения являются предлоги?

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Лексическое значение

+

Лексическое значение

-

Грамматическое значение

+

Грамматическое значение

-

Члены предложения

+

Члены предложения

-

Ставим минусы на большой схеме и у детей.

Узнали особенности служебных частей речи?

Выполнили вторую задачу урока?

Какая у нас 3-я задача? (сравнить …)

Сравниваем.

Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

        ПОДЫТОЖИМ:

       Мы все задачи урока выполнили?

Достигли цели урока?

Это первый вводный урок по теме.

Более подробно о служебных частях речи вы будете говорить на следующих уроках.

И тортик наш готов. Пора отправлять его ДМ.

Легли на парту, глаза закрыли. Произносим волшебные слова: крибли, крабли, бум.                                                 

     Слайд

  1. Этап первичного закрепления. Включение новых знаний в систему знаний.

Ребята, мне пришла «смска». Вывожу на экран. Слайд

Но что- то не очень понятно…Почему? Чего не хватает? (пропущены союзы и предлоги). Вставляйте.                              Слайд

Вставляем пропущенные слова.

Спасибо за сладкий подарок и тёплые пожелания, давайте поговорим по Скайпу.                                                        Слайд

 - Так для чего же они нужны служебные части речи?

(Союзы и предлоги для связи слов, а у частиц своя роль)

 - Помните мой вопрос в начале урока?

Так какая группа слов важнее?

(Каждая группа частей речи выполняет свою определённую роль).

И служебные части речи также важны. Без них не обойтись.

  1. Рефлексия деятельности.

Позывные СКАЙПА                                    Слайд

- Здравствуй, Ирочка, красавица моя.                    Слайд

- Здравствуй, дедушка.

Вижу понравился тебе наш тортик.

Готов ли ты к приёму гостей?

Ты же обычно в свой день рождения и ёлочку первую зажигаешь.

- Весь дом я нарядил, а зажечь ёлочку забыл. Помоги, внучка.

- Ребята, поможем дедушке?

Если вы поняли тему урока – жёлтый огонёк.

Если возникли трудности – синий.

Если плохо разобрались в теме – красный.

Видео, ёлка зажигается.

Подарок от Дедушки Мороза.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

ИСПЕЧЬ

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ДЕЙСТВИЕ

ГЛАГОЛ



Предварительный просмотр:

C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

ВКУСНЫЙ

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

ПРИЗНАК

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ



Предварительный просмотр:

C:\Users\Игорь\Desktop\КОНКУРСНЫЙ УРОК\торт.jpg

ТОРТ

ЧТО?   КТО?

ПРЕДМЕТ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



Предварительный просмотр:

4 группа.

Торт – это….

Догадайтесь, что нужно сделать и выполните задание.

ТОРТ -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

5 группа

Подчеркните главные члены предложения.

Подпишите части речи (во всём предложении).

             Дедушка любит добрых детишек.



Предварительный просмотр:

1 группа (выпекает коржи)

Рецепт

Слова для справок

Замешиваем   тесто. Для этого берём 3 яйца, 1 стакан молока, 3 стакана муки, 1 стакан сахара.

Все перемешиваем и____________________ по формам.

 __________ в духовке.

 пудра

форма

однородный

сливочный

выпекать

  разлить,

2 группа (готовит крем)

Рецепт

Слова для справок

Растворяем куски молочного

шоколада. ___________________масло режем  и кладём  в шоколадную смесь, пока масса не станет _________________.

выпекать

  разлить,

однородный

сливочный

пудра

форма

3  группа  (украшает торт)

Рецепт

Слова для справок

После того как торт остынет, аккуратно достаём его из ____________ и посыпаем сахарной ванильной ___________________.

однородный

сливочный

пудра

форма

выпекать

  разлить,



Предварительный просмотр:

1 группа (выпекает коржи). Обратите внимание: действие происходит сейчас.

Замешиваем   тесто. Для этого берём 3 яйца,

1 стакан молока, 3 стакана муки, 1 стакан сахара.

Все перемешиваем и_____________________________ по формам.

 _____________________________ в духовке.

2 группа (готовит крем)

Растворяем куски молочного шоколада. ___________________________масло режем

и кладём   в шоколадную смесь, пока масса не станет _________________________________.

3 группа (украшает торт)

После того как торт остынет, аккуратно достаем его из __________________________ и посыпаем сахарной ванильной _______________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"

В данной работе представлен подробный план и  подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....

Творческая разработка " Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка в учебно-методическом комплекте "Школа 2100"

Образовательная система "Школа 2100" основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу релизовать деятельностный подход в работе с учащимися....

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме : "Чуден свет-мудры люди, дивны дела их" (конспект+презентация)

Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Чуден свет- мудры люди, дивны дела их.(класс 3, урок №6)Тип урока: урок-вариацияЦель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия...