Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.

Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  формы  единственного  и  множественного  числа,  определять  число  имён  существительных, дать  понятие  об  именах  существительных,  не  изменяющихся  по  числам,  развивать  творческие  способности, воспитывать  любовь  к  Родине,  интерес  к  истории  своего  народа.                                                                                                             Личностные  : умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей.                                 

Предметные: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    Метабретметные: умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  урока  и  условиями  коммуникации,  взаимодействовать  в  паре. 

Оборудование:Учебник: Русский  язык.  2  класс,сигнальные  карточки,  карточки  с  текстом  для  индивидуальной  работы,  мультимедиа  проектор,  компьютер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 41 группы

                                                                                                                                                    Ф.И. Кузнецова Е.В.

                                                                                                                                         Проверил: Гафиятова О.А

                                                                                                                                              Отметка: ________________

Дата: 22. 02. 17

Челябинск, 2017

Тема:  «Единственное  и  множественное  число  имён  существительных.  Имена  существительные,  неизменяемые  по  числам».                                                                                                                              

  Класс: 2 «б»                                                                                                                                                                          

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.

Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  формы  единственного  и  множественного  числа,  определять  число  имён  существительных, дать  понятие  об  именах  существительных,  не  изменяющихся  по  числам,  развивать  творческие  способности, воспитывать  любовь  к  Родине,  интерес  к  истории  своего  народа.                                                                                                             Личностные  : умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей.                                

 Предметные: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    Метабретметные: умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  урока  и  условиями  коммуникации,  взаимодействовать  в  паре.  

Оборудование:Учебник: Русский  язык.  2  класс,сигнальные  карточки,  карточки  с  текстом  для  индивидуальной  работы,  мультимедиа  проектор,  компьютер.

                                                                       

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Универсальные  действия

  1. Организационный  момент.

Приветствие,  проверка  подготовленности  к  учебному  занятию,  организация  внимания  детей.                                                   Я  рада  всех  вас  видеть. Давайте  улыбнёмся  друг  другу, пожелаем  успеха в  работе.                    Вспомним  наш  девиз:                 Вместе  не  трудно,                         Вместе  не  тесно,                          Вместе  легко  и  всегда  интересно!                                     Правила  посадки.                       Гимнастика  для  пальчиков.                  Солнце  стало  пригревать,                     Стали  капельки  стучать,                          Капля  раз,  капля  два,                   Капли  медленно  сперва,                                 А  потом  быстрей,  быстрей                    Побежали  ручейки,                            Их  попробуй,  догони!                              Чтение  и  запись  числа.

Подготовка  класса  к  работе,  настрой  на  доброжелательное  сотрудничество.  Создание  комфортной  обстановки.

Личностные:  самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками.

2.Актуализация  знаний.

Актуализирует  учебное  содержание, необходимое  и  достаточное  для  восприятия  нового  материала. Создаёт  условия  для  активной  деятельности  учащихся  на  уроке  при  изучении  нового  материала.          Словарная  работа (СЛАЙД 2) Прочитайте  слова  на экране:                         …зык,  Р…ссия, н…род,  род…на, М…сква,  к…никулы.                         – Что общего  у  этих  слов?  Почему  мы называем  их  словарными?                               Запишем  их  в  тетрадь, вставив  пропущенную  букву.      Посмотрите  на экран  и  проверьте  свою  работу. (СЛАЙД 3).                                      Что посоветуем  тем ученикам, кто допустил ошибки в словарных словах?                                            Какой  частью  речи  являются  все  слова?  Что  такое  имя существительное?  Назовите  собственные  имена  существительные?  Какое  слово  лишнее? Что  вы знаете о числе имён существительных?

Отвечают  на  вопросы. Записывают   словарные  слова  в  тетрадь.  Сравнивают  с  эталоном. Самооценка.

Предметные:   создание  условий  для  активной  работы  учеников  при  изучении  нового  материала. Регулятивные: осознание  учащимися  того, что  уже  освоено, осознание  уровня  усвоения. Коммуникативные: умение  точно  и  полно  выражать свои  мысли.

3.Поста новка  учебной  задачи.                         Цель: выявле ние  причины  затруднения. Постановка  цели  урока.

Создание  проблемной ситуации.                                       Назовите, в каком  числе  стоят данные  имена  существительные? Измените число у выделенных  слов. (СЛАЙД 4).                                Язык – языки,                                      народ – народы,                               Москва -?                                         каникулы - ?                                          Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке  такие слова? Давайте проверим.                  Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?                    Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?

Отвечают  на  вопросы. В ходе  работы  выясняют, что не все существительные  изменяются по числам.               Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать  как другие предметы   (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам.                           Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам».                        Цели урока: узнать какие имена существительные не изменяются по числам, научиться находить имена существительные, не изменяемые по числам.                  (СЛАЙД 5-6)

Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы.

4.Объяснение нового материала.

Кто знает, какой праздник отмечает русский народ в конце зимы?  Масленица - великий праздник на Руси. Народ её отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Люди катались на лошадях « по солнышку» - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. (СЛАЙД 7).               Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».  (СЛАЙД 8).  Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника – Масленица. (СЛАЙД 9).                                    К нам сюда скорее просим, Подходи, честной  народ. Веселиться  начинайте.                   Всех нас ярмарка зовёт! Подходите, граждане,                    Угодим каждому!                        Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,-               Коль предмет всего один – его  в сани поместим.                                      А коль в количестве большом – На прилавок отнесём.                    Задание 1.                                         Слова в ед. ч. кладём в сани. Слова во мн. ч. на прилавок.  Работа в парах.                        Вспомним правила работы в паре.  Задание 2.                                 Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч.              Проверка (СЛАЙД 10).                    Какой мы можем сделать вывод? Проверим наше предположение по учебнику стр.64.

Масленица. Проводы русской зимы. Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука, соль, санки, брюки, торты, банты, картина, книга, грибы, сахар, ножницы, стол, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко).             Остальные  ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек. Дети вспоминают правила работы в паре:                                   1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело.                          2. Чётко высказывай своё мнение.                    3. Умей слушать других.                                4. Не смейся над чужими ошибками.

Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Физкультми нутка.                      Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!                                         Гори, гори ясно, чтобы не погасло!                                               (Идут по кругу).                             Побежал в саду ручей.                      (Бегут по кругу).                          Прилетели сто грачей,                   (Машут руками).                                  А сугробы тают, тают, (Приседают).                                             А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх).

Коммуникативные: сотрудничество в выполнении  упражнений. Личностные:                  какое значение  имеет для меня физкультминутка.

6. Закрепление. Включение в систему знаний.

Работа с текстом. (Приложение 1) В каком предложении выражена главная мысль текста?                          Как вы понимаете выражения: «Без блинов нет Масленицы», «Блин хорош  не один». Выпишите предложение, в котором встречаются не изменяемые имена существительные, подчеркните эти слова, напишите над ними в форме какого числа они употребляются.                              Найдите в тексте однокоренные слова, спишите, выделите корень.

Выполняют задание.

7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

(СЛАЙД 11)                                       Тема:                                                 Знал:                                                  Узнал:                                      Продолжите высказывание.  Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме  множественного числа.                                        (СЛАЙД12)                                Предлагаю вам закончить предложения:                                      На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то …                                              После урока мне захотелось…

Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам.

Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка.

8. Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание: выписать из орфографического словарика существительные, не изменяемые по числам.

Записывают домашнее задание.

1.Прочитайте.                                                                                                                       Без  блинов  нет  и  Масленицы.  Хозяйки  пекли  блины  каждый  день.            В  первый  день – блинища,  во  второй – блины,  в  третий – блинцы,  в  четвёртый – блинчики,  в  пятый -  блинки,  в  шестой -  блиночки,                   в  седьмой – царские  блины.                                                                                                    К  блинам  подавались  сметана,  варенье,   мёд,  рыбья  икра.                Блин  хорош  не  один.                                                                                                     2.Выпишите  предложение, в  котором  встречаются  неизменяемые  имена  существительные.                                                                                        3. Найдите  в  тексте  однокоренные  слова,   выделите  корень.                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...