Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trr.docx24.75 КБ
Файл usekaemye_osnovy_infinitiva.pptx92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

  Русский язык

                                                                                                                                     Выполнила студент(ка): 43 гр.  

                                                                                                                                     Ткалич К.Д.

                                                                                                                                     Проверил:

                                                                     Отметка:

                                                                             Дата: 07.03.17

                                                                                            Челябинск 2017

Класс: 3 «А»

Кабинет: 101

Тема: « (Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.)

Цель:    Продолжают   представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива;

 Планируемые результаты:

  -личностные: развивать мышление через решение логических задач и проблемно-поисковую деятельность;

     -предметные: вспомнить таблицу спряжений, научиться распознавать усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Я вас всех очень рада видеть.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Хорошо, тогда начинаем!

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Вспомним тему прошлого урока.

Определять спряжение специально нам нужно только у слов, в которых есть слабая позиция гласного в окончании (т. е. безударный гласный). У слов с ударным окончанием тип спряжения понятен по гласному -е -1 спр., -и - 2 спр.).
Чтобы определить, какой вид основы у каждого конкретного слова, надо к инфинитиву подобрать форму настоящего времени. В инфинитиве выделить суффикс и посмотреть, если в личной форме этот
суффикс сохранился, значит, это не усекаемая основа, а если выпал, то - усекаемая.

Как определить, усекаемая или не усекаемая основа у слова?

  1. Поставить слово в инфинитив
  2. 2. Выделить значимые части
  3. Посмотреть на суффикс

выпадает                 не выпадает

усекаемая                неусекаемая

     У                            НУ

Хорошо, молодцы!

Характериховать тему прошлого урока.

Вспомнинать как определить усекаем. Неусекаем. Основу слова.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, практич:выполнение теста.

На столах у вас лежат листочки.

Сейчас вы напишите небольшой тест.

1 .Слова, называющие действия предметов, отвечают на вопросы:

А) какой ?какая ?какое ?какие?

В) кто ?что?

С) что делает? Что сделаешь? Что сделают? и т.д.

2. Слова ,называющие действия:

А) склоняются

В) спрягаются

3. Что называется спряжением:

А) изменения по падежам

В) Изменения по лицам и числам

4. У слов, называющих действия, при спряжении изменяется:

А) окончание

В) основа

5. Окончания слов, называющих действия, выполняют работу:

А) Р,Ч,П

В) В,Ч,Р

С) В,Л,Ч,Р( в прошедшем времени)

Р -род

Ч-число

В-время

Л-лицо

Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с доской.

- У кого были ошибки?

-Что надо сделать, чтобы ошибок больше не было?

Выполнять тест о данной теме.

Сверять свою сделанную работу с доской.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение, Практич: письменное выполение заданий

Ребята, скажите , Можно ли определить спряжение у глаголов по усекаемой или неусекаемой основе?

Давайте проверим.

Возьмем слово с суффиксом- о-,- у-,- а-,- я-. Проверим основу глагола.

Рассказа / ть – расскаж/ешь Проверка по ходу разбора.

Коло / ть – кол / ешь

Засну / ть – засн / ешь

Лая / ть – ла / ешь

  Итак, что вы можете сказать о глаголах I спряжения? У них усекаемая или неусекаемая основа глагола?

Запомните, что все глаголы с суффиксом –а- и глаголы, у которых суффикс оканчивается на –а – это глаголы I спряжения.

 А какие особенности у II спряжения?

  1. только усекаем основа - суффиксы - и, - е, - а.
  2. наличие шипящих перед суффиксом - а (дышать)

Маша считает, что 4 глагола с суффиксом- а-, 7 глаголов с суффиксом –е- и глаголы с суффиксом -и-.

гнать зависеть

держать видеть

дышать обидеть

слышать смотреть

вертеть

ненавидеть

терпеть

  • Вы согласны с Машей?
  • Какой словарик поможет нам найти все эти глаголы?
  • На какую букву откроем Обратный словарь? (ь)
  • Дальше предлагайте сами. ( Работа с Обратным словарём.)
  • Какой мы сделаем вывод о глаголах II спряжения? (у них всегда усекаемая основа).
  • Можно ли определить спряжение по усекаемой и не усекаемой основе глагола?

 

Определять спр у усекаемой и неусекаемой основе глагола.

Выполнять задание усекаеммая и неусекаемая основа гл. в 1,2, спр.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.: самостоятельное выполнение упр.

Определите усекаемою и неусекаемою форму у глаголах.

Усек)

видеть — вижу, видишь, видят; стоять — стою, стоит; махнуть — махнёт, махнём.

Неусекаемыми  —

читаю, читают; гулять — гуляешь, гуляет; белеть — белеет, белеют; гнить — гниёт, гниют

Самостоятельно работать.

 Определять какая основа у данных глаголов.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

Дополните фразу;

Усекаемыми являются основы глаголов, в которых….

Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых…..


У 1 спр….. (какая неусекам. Или усекаем.)

У 2 спр. …. какая неусекам. Или усекаем.)

Вы сегодня все очень хорошо поработали, молодцы!

До свидания!

Характеризовать урок

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Усекаемые основы инфинитива….? Неусекаемые основы инфинитива….?

Слайд 3

-Поставить слово в инфинитив -Выделить значимые части -Посмотреть на суффикс выпадает не выпадает усекаемая неусекаемая У НУ

Слайд 4

усекаемая основа обозначается буквой У Основа, у которой суффикс не исчезает - неусекаемая основа, обозначается буквами НУ.

Слайд 5

Прыг а ть - прыг а ю –? Вид е ть - вид ишь -…….?

Слайд 6

определите усекаемость основ следующих слов: играть, лететь,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в установлении связи слов в предложении.Урок.3 класс

На уроке отрабатывается установление связи слов  в предложении...

Упражнения в установлении связи слов в предложении.Урок.3 класс

На уроке отрабатывается установление связи слов  в предложении...

Упражнения в установлении связи слов в предложении.Урок.3 класс

На уроке отрабатывается установление связи слов  в предложении...

Конспект урока «Сравнение как средство выразительности художественной речи (упр.237) Понятие об усекаемом и неусекаемом инфинитиве.», 3 класс.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока «Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Усекаемая и неусекаемая основа глагола

Усекаемая и неусекаемая основа глагола...