Образовательная программа "Юный затейник"
рабочая программа по теме

На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_zateynik.docx44.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Юный затейник»

Возрастная группа: 5-7 лет

Срок реализации программы:1 год

Пояснительная записка

        В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

        На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

        За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения.

        Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо  не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях.

        Предшкольная подготовка нами задумывается в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. Программа занятий предшкольной подготовки основано на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

        Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

Предшкольная подготовка поможет учителю, детям и их родителям лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые дни пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить и сгладить всегда сложный адаптационный период.

Цели и задачи  предшкольной подготовки

        Работа с детьми в подготовительном классе основывается на ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности

        Программа предшкольной подготовки направлена на формирование личностных качеств, которые позволяют детям быть успешными при обучении в современной школе. Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира.

        Для достижения целей предшкольного обучения необходимо формирование у детей умений необходимых для успешного обучения на начальной ступени общего обучения:

- самостоятельность;

- инициативность;

- ответственность;

- творчество;

- предметную компетентность;

- коммуникативность.

        Адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если у него:

-Развиты познавательные интересы;

-Развито умение произвольно управлять своим поведением;

-Развита способность широко использовать основные мыслительные процессы;

-Развиты коммуникативные компетенции;

-Хорошо развиты внимание, память, фонематическое восприятие;

-Развито умение контролировать свои действия.

Особенности программы

        Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (2014г.).

        Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды. Программа включает 2 блока, тесно взаимосвязанных:

  • Учебная программа;

Учебная программа рассчитана на 56 часов обучения.  Учебная программа опирается на принципы личностно-коммуникативного обучения:

  • Принцип непрерывного общего развития и саморазвития каждого ребенка (эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуально и т.д.)
  • Принцип целостности картины мира
  • Принцип практической направленности
  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка (обучения ребенка в зоне ближайшего развития)
  • Принцип прочности через осознанное и пошаговое введение всех понятий и представлений
  • Принцип наглядности
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка
  • Программа ведения наблюдения за развитием ребенка

Программа включает мониторинг развития личностного, психологического и педагогического развития ребенка, что позволит определить уровень его готовности к школьному обучения, определить содержание индивидуального образовательного маршрута на этапе начального обучения.

  • Программа работы с семьей

В период работы группы предшкольной подготовки для родителей будут предложены родительские лектории по темам:

1. Готов ли ваш ребенок к школе?

2. Режим первоклассника.

3. Адаптационный период в 1 классе.

Родители смогут получить индивидуальную консультацию логопеда, психолога, педагога.

Учебная программа занятий

        Программа предшкольной подготовки решает задачи по формированию речевых, организационных, познавательных, коммуникативных компетенций.

        Учитывая особенность детей 5-6 летнего возраста, весь образовательный процесс объединен игровой формой занятий.

Организация и проведение занятий

        Предшкольная подготовка организуется с октября по апрель. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 2 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.

Учебный план

Название учебного занятия

Кол-во занятий в неделю

Всего часов

По дороге к азбуке

1

28

Мои волшебные пальчики

1

28

Расписание учебных занятий

Время занятий

Четверг

16.30 – 17.00

Мои волшебные пальчики

17.10 – 17.40

По дороге к азбуке

Календарный план

Учебный период

01.10.16 – 28.04.17

Программа «По дороге к азбуке»

(развитие фонематического восприятия, речи)

Пояснительная записка

Для успешного обучения чтению и письму в 1 классе в предшкольный период необходимо  развивать речь, учить слышать, правильно произносить и различать звуки, тренировать мелкую моторику,  воспитывать аккуратность в работе. Так же необходимо развивать умение слушать, слышать, запоминать, понимать смысл сказанного и прочитанного, уметь выражать свои мысли, грамотно строить своё высказывание. Уметь ориентироваться на листе и планировать свою работу. К тому же систематические упражнения со звуками играет роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

 Проведения речевых занятий данного курса рассчитано на 28 занятий. Каждое занятие построено таким образом, чтобы ребёнок одновременно учился и играл, так как игровые моменты в дошкольном возрасте поддерживают работоспособность детей.

 Все занятия направлены на развитие фонематического восприятия, что является основой для успешного обучения чтению и письму. Развитие фонематического восприятия поможет предупредить дисграфию и дислексию. Это очень важно на этапе подготовке к школе, так как в последние годы речевые ошибки всё чаще наблюдаются у младших школьников. Содержание занятий ориентированно на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении друг с другом и педагогом. Основное отличие этой системы состоит на том, что все занятие  курса подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Межпредметная связь сюжетно-тематической организации занятий способствуют спонтанному развитию лексико-грамматического строя и связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Учитывая специфику детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. Дети играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Не навязчиво происходит закрепление правильного произношения и употребления звуков в речи, идёт развитие лексико-грамматичского строя и связной речи во время участия ребёнка в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

 Занятия , проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

 - развитию всех компонентов речи;

 - формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

 - развитию познавательных процессов;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Содержание программы

Занятия являются подготовительными к этапу школьного курса обучения грамоте. Педагог решает задачи:

- познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- ввести понятия, связанные со звуковым анализом слова, фонематическим моделированием и делением на слоги;

- научить определять ударение в разных словах ;

- составлять новые слова из слогов;

- учить выделять слова в предложениях;

Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Научить понимать и определять порядок следования звуков в слове, устанавливать различительную роль звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нём. Формированию представления о звуковом составе помогает иллюстративный материал и модель-схема. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Самое пристальное внимание необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове, что является основой будущего грамотного, без пропусков письма. При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Они знакомятся с гласными звуками, узнают, что при произношении этих звуков воздух не встречает преграды. Воздух при произношении гласных звуков легко «выходит» изо рта.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произношению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык и воздух не всегда выходит через рот. Сравнение звуков по их произношению, проводимое в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.

Планируемые результаты:

  • подготовиться к механизму слогового чтения;
  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
  • знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
  • артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
  • обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
  • сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
  • правильно произносить все звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • научиться составлять звуковые схемы слов;
  • уметь ставить ударение в словах;
  • соблюдать элементарные гигиенические правила;
  • ориентироваться на странице тетради.

Календарно - тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Урок знакомства. Речь устная и письменная

1

2

Формирование представлений о звуках

Знакомство со словом

1

3-4

Слог. Гласные звуки. Ударение.

Предложение. Гласные звуки

2

5-6

Звуки   [а], [у],  [и],  [ы],  [э], [о]

2

7-8

Звуки [н] – [н]’

Звуки [м] – [м]’

2

9-10

Звуки [с] – [с]’

Звуки [з] – [з]’

2

11-12

Дифференциация звуков [с] – [з], [с]’- [з]’

2

13

Звук  [ц]

1

14-15

Звуки  [с] – [ш]

Звуки  [з] – [ж]

2

16-17

Звуки  [ш] – [ж]

Звук  [щ]

2

18-19

Звуки  [б] – [б]’

Звуки  [п] – [п]’

2

20-21

Звуки  [д] – [д]’

Звуки  [т] – [т]’

2

22

Звук  [ч]

1

23-24

Звуки  [в] – [в]’

Звуки  [ф] – [ф]’

2

25-26

Звуки  [л] – [л]’

Звуки  [р] – [р]’

2

27

Гласные и согласные звуки

1

28

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

Используемая литература

1. Т.А. Воробьёва. «85 уроков для обучения письму»,2016г.

2.В.С. Володина «Альбом по развитию речи», изд. ЗАО  «РОСМЭН _ ПРЕСС», 2005 г.

3.Л.А. Костарева «35 занятий по подготовке детей к школе», изд. «Аквариум ЛТД», 2002 г.

4.Т.М. Землянухина. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009

Программа «Мои волшебные пальчики»

Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на 28 занятий.

 Подготовка  к письму – один  из самых  сложных  этапов  подготовки  ребенка  к систематическому  обучению. Это связано с психофизиологическими  особенностями  5-6 л. ребенка, с одной стороны, и с сами процессом  письма, с другой стороны. Поэтому в дошкольном  возрасте  важна  именно подготовка к письму, а не обучение ему.

 Согласно  данным  психологов и  физиологов  у детей  данного  возраста слабо развиты  мелкие  мышцы  руки, несовершенна  координация  движений, не  закончено  окостенение  запястий  и  фаланг  пальцев. Зрительные  и двигательные  анализаторы, которые  непосредственно  участвуют в восприятии  и  воспроизведении  букв  и  их элементов, находятся на разной стадии  развития, на самых начальных ступенях обучения письму  дети  не видят в  буквах  элементов. Кроме того, дети с трудом ориентируются  в пространственных  характеристиках:  правая  и левая сторона, верх – низ  и  т.д.  Сам процесс  письма является  чрезвычайно  трудоемким, требующим  от  ребенка  непрерывного  напряжения  и  контроля.  

 Известно, что  формирование  речевых  областей  совершается  под  влиянием кинестетических  импульсов  от  пальцев. Необходимо  стимулировать  речевое  развитие  детей  путем  тренировки  движений  пальцев  рук. Выполняя  пальчиками  различные  упражнения, ребенок  достигает  хорошего развития  мелкой  моторики  рук, которая  не только  оказывает  благоприятное  влияние  на  развитие  речи, но и подготавливает  ребенка  к письму.          

  Цель  курса  занятий  по обучению  письму:

создание  условий  для  накопления  ребенком  двигательного  и  практического  опыта, развитие  навыков  ручной  умелости.

 Формирование:

технических  навыков: 

1.правильное  обращение  с  письменными  принадлежностями;

2.координация  движений  руки  при  письме;

3.соблюдение  гигиенических  правил  письма;

графических и орфографических навыков: 

1.обозначение  звуков  соответствующими  буквами;

2.верное  графическое изображение  букв;

3.соблюдение  при  письме  единого  размера  букв;  

4.верное  расположение  графических  элементов  на  рабочей строке.

Программа по подготовке к обучению письму включает  в  себя комплекс мер, способствующих  развитию  рук и  ручной  умелости:

1.пальчиковая  гимнастика;

2.игры с крупой, пуговицами, бусинками;

3.штриховка, графические упражнения;

4.вырезание, оригами;

5.мозаика,  составление  узоров  по образцу;

6.рисование  различными  материалами:  ручкой, простым,  цветным  карандашами, мелом;

7.письмо элементов  букв.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка  физкультминуток, сказок  при  помощи  пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность  детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Игры с крупой, бусинами, пуговицами – оказывают  оздоравливающее  действие.

Рисование, раскрашивание – вводится  для  усвоения  детьми  необходимых  для  письма гигиенических  правил  и  остается  средством  развития  согласованных  действий зрительного  и  двигательного  анализаторов  и  укрепления  двигательного  аппарата пишущей  руки. Рисование  различными  материалами (ручкой, пр.карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной  степени  нажима  для  того, чтобы на бумаге остался  след  от  пишущего  предмета. Это  тоже  способствует  развитию  ручной  умелости.

Графические упражнения. Штриховка  (выполняются  на нелинованной  бумаге) –  способствуют  подготовке  руки  к письму, развитию  мелкой  моторики. Соблюдать  графические  пропорции, писать  плавно  и симметрично,  с наклоном  сверху  вниз  и снизу вверх,  не отрывать  ручку  от  бумаги  и  не прерывать  линии  важно  для  выработки  красивого почерка

         Планируемые результаты.

Дети должны знать и уметь:

1.правильно держать ручку при письме;

2.ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

3.фиксировать границу и величину элементов;

4.запоминать конфигурацию букв;

5.писать буквенные и слоговые диктанты;

6.знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

7.при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

8.уметь по фрагментам продолжить узор.  

Календарно - тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание рисунка «Петушок» .

1

2

Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных палочек и линий с закруглением внизу. Раскрашивание рисунков «Слон», «Кит».

1

3

Письмо прямых линий. Схема слова. Штриховка рисунков «Снеговик», «Цветок».

1

4

Прямая наклонная линия. Деление слов на слоги. Рисование и раскрашивание рисунков «Мишка», «Машинка».

1

5

Наклонная линия с закруглением внизу или вверху. Ударение. Узоры "Флажок", "Листик", "Яблоко".

1

6

Длинная линия с закруглением внизу или вверху. Узоры «Птичка», "Груша", "Вишенки".

1

7

Узоры «Юла», "Пирамидка", "Ракета."Овал.

1

       8

Линия с закруглением вверху и внизу. Узоры "Бантик","Кружка". Раскрашивание рисунка "Зайчик".

1

9

Узоры "Клубника", "Рыбка", "Цыпленок".Рисование и штриховка рисунка "Дубовый лист".

1

10

Узоры "Колокольчик", "Ромашка".Линия с закруглением внизу и с петлей.

1

11

Полуовалы. Линии с закруглением внизу и вверху.Раскрашивание дымковской игрушки.

1

12

Узор "Уточка". Письмо прямых линий с петелькой в середине и с закруглением внизу. Штриховка рисунка "Чайник".

1

13

Узоры "Поплавок на волнах", "Репка", "Сливы". Длинная и короткая наклонные линии. Раскрашивание  рисунка "Матрешка".

1

14

Узоры "Бабочка", "Стрекоза". Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением сверху и снизу».

1

15

Копирование узоров «Забор», «Скамейка», «Ели». Штриховка рисунка «Листок»

1

16

Рисование и раскрашивание узора «Грибы», «Шишки». Письмо изученных элементов. Обведение рисунка «Цветок» по точкам и раскрашивание.

1

17

Письмо прямых линий и плавно изогнутой линии. Копирование и штриховка узора  «Уточка».

1

18

Копирование узора «Божья коровка». Письмо плавно изогнутой линии. Штриховка рисунка «Бабочка»

1

19

Узоры «Зонтик», «Ананас». Письмо полуовала. Рисование и штриховка рисунка «Груша»..

1

20

Конструирование письменных букв с помощью элементов-шаблонов Рисование и штриховка узоров «Кораблик»,  «Домик».

1

21

Письмо полуовалов и овалов Узоры «Ландыш», «Желудь». Рисование и штриховка  узора « Кит».

1

22

Рисование и штриховка узоров «Вертолет», «Самолет». Конструирование письменных букв с помощью элементов-шаблонов.

1

23

Копирование и раскрашивание узоров «Ели», «Шары». Плавно наклонная линия с закруглением вниз».

1

24

Рисование и штриховка узора «Ваза». Письмо изученных элементов.

1

25-26

Копирование и штриховка рисунка «Кораблик». Письмо изученных элементов.

2

27-28

Узоры «Месяц», «Птичка», «Цветок». Штриховка  рисунка «Роза». Письмо изученных элементов.

2

Используемая литература

1. Т.А. Воробьёва. «85 уроков для обучения письму»,2016г.

2.В.С. Володина «Альбом по развитию речи», изд. ЗАО  «РОСМЭН _ ПРЕСС», 2005 г.

3.Л.А. Костарева «35 занятий по подготовке детей к школе», изд. «Аквариум ЛТД», 2002 г.

4.Н.А. Федосова. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.: Просвещение, 2013.

5.Т.М. Землянухина. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009

6.Е.И. Синицына. Умные пальчики //м. Лист, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по УУД: "Н.Н. Носов "Затейники" 2 класс

Урок литературного чтения по УУД («Школа России») Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники». 2 класс...

Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"

Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физическо...

Н.Носов "Затейники" Урок с презентацией.

-познакомить учащихся с жизнью и      творчеством Н. Носова;-развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное...

Проект«Организация работы cо школьниками на основе деятельности музыкального театра- «ЗАТЕЙНИК»

Основной целью программы “Затейник” является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзыв...

Н. Носов "Затейники"

задания к уроку литературного чтения в 1 классе по теме Н. Носов "Затейники" по программе "Школа 21 века": деформированный план,  фразеологизмы....

Фантазёры и затейники - герои произведения Н.Носова "Затейники"

Урок, посвящённый теме фантазёры, на основе произведения Николая Носова "Затейники". Проводился с обучающимися 2 класса. Цель урока: познакомить детей с автором и его произведением....