корень слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slovo.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол урока.

УМК: Школа России.

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема: корень слова.

Тип урока: открытия нового понятия.

Цель: создать условия для открытия нового понятия; формировать умения находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые предметные результаты:

- познакомятся с понятием «однокоренные слова».

- научатся выполнять разбор слова по составу.

- подбирать однокоренные слова.

- писать сложные слова.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: развивать логические действия сравнения, анализа 
  • Регулятивные: формировать умение формировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.
  • Коммуникативные: учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности.

Личностные результаты:

-создать условие для развития коммуникативных навыков сотрудничества со возрастными и сверстниками.

-работать над развитием эмоционально-чувствительной сфере учащихся и освоением начального формирования познавательной и личностной рефлексии

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Результат

Организационный момент

Здравствуйте!

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу.

Пожелай хорошее настроение!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

Проверьте свою готовность к уроку.

Здравствуйте!

Фронтальная работа.

Приветствие. готовность к уроку

Постановка учебной задачи.

Создание «ситуации успеха».

Я предлагаю прочитать пословицу на доске:

Корень учения горек, а плод сладок.

О чём это пословица?

Эта пословица будет нашим девизом.

Сегодня урок-исследование.  А кто такой исследователь?

Как доказать, что вы правы?

 

Давайте обратимся к словарю, который лежит у меня на столе.

Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

Чтобы правильно и красиво писать, мы должны соблюдать правила.

Что это за правила?

Мы для пальчиков гимнастику начнём

Упражнения для пальчиков проведём

Упражняем мышцы пальцев, мышцы рук,

Чтобы каждый пальчик стал нам верный друг!

Выслушиваются мнения детей. Учитель подводит итог смысла этой пословицы:

Учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Нужно посмотреть в толковом словаре, в электронной энциклопедии.

Вызванный ученик открывает словарь там, где заложена закладка, находит нужное слово и читает его определение.

Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению.

Правильная осанка, положение тетради, ручки.

Фронтальная работа.

Создание на уроке условий для активной учебно-познавательно деятельности обучающихся, готовности саморазвитию.

создание ситуации «разрыва».

Запишем букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква?

Какие звуки обозначает данная буква?

Найдите в словаре в конце учебника словарное слово на эту букву.

(Подберите родственные слова к слову морковь.)

На доске: морковь морковный морковка. Как вы думаете? Похожи ли слова? А чем?

Давайте мы назавем эти слова родственными…

Выделите корень в словах морковь морковный морковка.

Почему вы не можете выполнить это задание?

Кто назовёт тему урока?

Давайте вернёмся к нашей пословице: Корень учения горек, а плод сладок. смысл которой заключается в следующем: Учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Действительно, корень учения – это основа знаний. Что же мы видим: что у всех значений данного слова есть общее: и это общее мы назавем корень – это важная, главная часть чего-либо.

Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка?

Тогда Какова цель нашего урока?

Чему будем учиться на уроке?

Вспомним цель урока. Что называют корнем слова?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, продолжим наше небольшое исследование со словами: морковь морковный морковка.

Молодцы!

Это главная часть слова, без которой эти слова не смогли бы появиться. Так же как и у растений есть общая главная часть- корень, без которого они не смогли бы вырасти.

Так как же мы назовем эту общую главную часть слова?

Какие слова мы будем называть однокоренными?

А теперь сравним наш вывод с выводом автора учебника.

Оказывается из нас получились хорошие исследователи.

Теперь мы можем выделить корень в словах?

морковь морковный морковка.

Как называются эти слова?

Очень хорошо. Оцените свою работу.

Буква эм.

Согласный твёрдый и согласный мягкий звук, звонки и парные.

Морковь. Один ученик записывает у доски, остальные в тетради.

Морковка, морковный, морковочка. Ученики записывают в тетради, один ученик у доски.

потому что они близки по смыслу и есть общая одинаковая часть морковь.

Дети затрудняются.

Потому что нам не хватает знаний.

Корень слова. Однокоренные слова.

Корень – часть слова.

узнать, что называют корнем слова, однокоренные слова.

Уметь находить и выделять корень слова. Учиться подбирать однокоренные слова.

Мы сказали, что это родственные слова, потому что у них есть общая одинаковая часть морковь.

Корень слова.

близкие по смыслу.

Да.

Однокоренные.

Учитель комментирует у доски дети пишу одну строчку в тетради.

Дети открывают учебник и читают правило. Один хорошо читающий ученик читает вслух.

Учитель выделяет корень в словах на доске, а дети в тетради.

Совместная формулировка учебной задачи.

Сейчас мы будем исследовать группы слов и подумать, какая группа слов относится к однокоренным слова. Запишите эти слова, выделите корень.

Дедушка, отец, сын, внук.

Молодцы.

Дедушка, дед, дедуля.

Вторая группа слов относится к однокоренным слова, потому что они имеют близкое значение и общую одинаковую часть –корень.

Фронтальная работа.

Решение учебной задачи.

Поиск решения учебной задачи.

Теперь откроем книгу и выполняем заданию.

Упражнение 15.

Выполните, работая в парах, первую часть задания, а именно:  «Найдите и зачеркните в каждой строке лишнее слово». Обоснуйте ответ.

Лист, листочек, стебель, листва.

Глаз, глазки, глазной, лицо.

Зима, зимний, весна, зимушка.

Проверяем. Назовите слова, которые вы вычеркнули. Приведите доказательства. Что помогло вам справиться с заданием?

Недаром народ придумал такую пословицу: Одна голова – хорошо, …

Молодцы ребята.

Работали вместе, сообща.

а две лучше.

Работа в парах.

Применение открытого понятие.

Собери «семейки» однокоренные слова. Запиши их, обозначь корни.

Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и выполните взаимопроверку. Кто хочет выступить?

Молодец. Еще кто хочет?

Замечательно.

Я-я.

Дождь, дождливый, дождевой, дождик.

Я-я. Кормить, корм, кормушка, кормовые

Рефлексия.

В оценочном листе отметьте + если вы научились находить и выделять корень слова и подбирать однокоренные слова, - если испытывали затруднение. Подсчитайте количество +.

Если вам всё на уроке понравилось и вы не испытывали затруднений, смайлик радостный. Если вы испытывали затруднение –смайлик задумчивый, если вам было трудно и непонятно, плачущий смайлик

Ребята оценивают свою работу.

Фронтальная работа.

Самопроверка.

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...