Сочинение по картине Заморские гости
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_zamorskie_gosti.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости».

Цели урока: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепят умение составлять план текста;

- научаться формулировать свою точку зрения, делиться впечатлениями, аргументировать.

Личностные:

- закрепят умение поиска и выделения необходимой информации;

- проявлять уважение к истории и традициям своей страны;

- расширят кругозор.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник - Русский язык 4 класс, 2 часть, В. П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- Сегодня, ребята, мы будем писать сочинение.

-Какова будет тема текста, мы сможем предположить, выполнив это задание:

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка и решение  учебной задачи

Практический: работа с учебником
Словесный: ответы на вопросы.

Подобрать имена прилагательные в форме множественного числа к данным именам существительным, назвать словосочетания.

Флаги, паруса, шлемы, гости, лодки, товары, волны, чайки, холмы.

-Какие у вас получились словосочетания? (несколько человек)

-Предположите, о чем будет текст?

-Сочинение мы будем писать по репродукции картины.

- Значит, какой у нас получится тип текста? (описание)

-Верно, и это значит, каких частей речи будет больше всего? (прилагательных)

 - Откройте стр.112

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений.

Перед нами   репродукция   картины   Н.К.Рериха «Заморские гости». 
- Она была написана во Франции в 1899г. и входит в серию картин Рериха «Начало  Руси.  Славяне».

 Сейчас  вы  можете увидеть её  в  Москве  в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно. 

 - Что на ней изображено? (люди, природа: вода, чайки, холмы, город, небо)

- Какое настроение создаёт картина? (какая погода у них? Устали от долгой дороги? )

-Какие чувства, мысли пробудила у вас картина? (нравиться или нет картина? Почему?)

Выскажите свои впечатления.

- Почему картина названа «Заморские гости»?  

Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по торговому пути «из варяг в греки». Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев.

Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги, целью которых было   попасть   в   крупнейший мировой   торговый   центр Константинополь - столицу   Византии.  . 

  На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами. Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени. 
Понятно   ли   вам   теперь,   что   это   за   заморские   гости   изображены художником? 

- Предлагаю, немного узнать о художнике, написавшем эту чудесную картину.

 Рассказ учителя о Н.К. Рерихе

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге.

 Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.

В 1883 г. Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая.

В 1893 г. Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств.

Одновременно с этим, Николай Константинович, поступил на юридический факультет в университет (окончил в 1898 г.), прослушал курс историко-филологического факультета.

С весны 1918г. художник жил за рубежом, побывал во многих странах.

Н.К. Рерих - автор более 7000 картин, объединённых в тематические циклы и серии.

-Давайте вернемся к картине.

- Как вы думаете, с чего можно начать писать сочинение? (о художнике и о создании его картины (дата написания, где писалась где она сейчас находиться.)

- После этого? (О самой картине, ее описание; сначала о гостях, плывущих на расписных ладьях,   потом об окружающей природе) обращая внимание на оттенки красок

- Как мы можем закончить сочинение? (Выразим свое отношение/мнение к картине)

- Отлично. Давайте составим план:

1. Художник и его картина

2. Описание картины:

- гости, плывущие на расписных ладьях;

- окружающая природа.

3. Мое отношение к картине

Работа по учебнику

-Откройте стр. 40

- В записи сочинения вам могут помочь текст упр. 84,85.

Орфографическая работа

 - Как оформляется каждая часть сочинения? 
- Если нужна помощь, поднимите руку. 
- Прежде чем записать предложение, подумайте.

Слова –помощники на доске.

Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар. Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. 
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. 

Можете работать в парах. Сочинение пишите в черновике.

Приступайте к написанию сочинения.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Усваивать новую информацию

Анализировать

Анализировать

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Домашнее задание

Написать сочинение в тетрадь.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Чтение нескольких работ. Обсуждение.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»"

Данная методическая разработка поможет педагогу организовать работу над картиной, познакомит детей с творчеством художника, затронет исторические моменты развития Древней Руси. Разработка сопровождает...

Сценарий новогоднего утренника "Заморский гость"

Замечательный сценарий новогоднего праздника, который можно провести как по параллелям, так и на всю начальную школу....

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

Конспект сочинения для урока разработан по УМК "Школа России"...

сочинение "Заморские гости"

Презентация у року по русскому языку на тему: сочинение по картине "Заморские гости"...