План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речи

Задачи: предметные – содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль и тему текста ; представлять текст в подробном виде.

Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);

в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение, работать в паре и группе.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, ав. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока развития речи во 2-м классе

Тема урока: «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Тип урока: урок развития речи.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речи

Задачи: предметные – содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль и тему текста ; представлять текст в подробном виде.

Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);

в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение, работать в паре и группе.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, ав. В.П. Канакина, презентация.

Ход урока:

1.Проверяет готовность к уроку.

2.Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.

Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку.

2. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

Предлагает послушать, о чём идёт речь: «Сегодня у нас урок развития речи. Какую работу мы выполняем на таких уроках? Что такое изложение? Изложение – пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания.

Просмотр слайда

 - Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

формулировайте учебную задачу урока.

Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, по вопросам последовательно излагать содержание текста, т.е. подробно излагать текст.

Внимательно слушают учителя.
«Об изложении». Отвечают на вопросы.

Формулируют УЗ урока: «Мы будем готовиться писать изложение».

Фронтальный опрос

(Слайд 2)

Изложение – пересказ текста (устный или письменный)

3. Анализ содержания текста

Предлагает послушать текст и ответить на вопросы.

Какое впечатление произвел на вас текст? Каким вы представили кота? Ворону?

Просит определить прочитать текст и определить тему : «О ком и о чем текст?».

- Какой был Мурзик? Подберите синонимы к слову озорной.

- Как еще по-другому называют Мурзика в тексте? Почему он котик, а не кот?

Ворону ?Почему»

- Что сделал Мурзик? Что значит «вцепился когтями в перья и замер»?

- Что значит однажды, рядом. Можем ли мы заменить их другими словами?

- Могла ли эта история закончиться по-другому? Как?

- Определите главную мысль текста. «Какие уроки для себя можно извлечь из этого рассказа?»

Подобрать заголовок

-Запишите заголовок в тетрадь.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Открывают учебник.

Определяют тему текста.

Подбирают синонимы.(веселый, проказливый, шумный , озороватый , хулиганистый , шаловливый, заводной)

Работают с текстом.

Дети отвечают. (озорник, ему, он, она)

Придумывают окончание истории.

Определяют главную мысль текста и определяют заголовок.

Записывают заголовок в тетрадь.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником. (Слайд 3.)

4. Анализ структуры текста

5.Физминутка

Просит детей разделиться на группы. «Вспомним правила работы в группе»

Просит определить количество частей в тексте:

«Сейчас каждая группа разделит текст на части.

К каким из них даны рисунки. Какой рисунок еще можно сделать?» «На сколькоо основных частей мы делим текст? А может быть больше частей

Подводит итог.

1.«Котик Мурзик был озорной»- Это первая часть. Вступление.»

2. «Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер» -Это вторая часть.(основная) Рисунок 1

3. «Ворона испугалась. Она полетела над деревней..» -Это третья часть(основная) Рисунок 2.

4. «Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег»

-Это концовка. Рисунок 3.

«То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:,

Когти, шерсть и аппетит.»

Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группе.

Определяют количество частей в тексте.

Отчет групп.

Делают зарядку.

(Слайд 4)

Правила:

-Не шуми, говори спокойно.

-Уважай своего товарища.

-Умей каждого выслушать.

-Не согласен – предлагай!

Работа в группах.

Работа с текстом.

(Слайд 5)

1.Начало

2.Основная часть.

3.Концовка.

(Слайд 6)

1 часть текста

(Слайд 7)

2 часть текста

(Слайд 8)

3 часть текста

(Слайд 9)

4 часть текста

(Слайд 10.)

6. Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения

Проводит работу над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями:

«Кто был озорной? -1 часть

Где сидел Мурзик?-2 часть

Какая птица села рядом?

Куда прыгнул котик?

Что сделала ворона? -3 часть

Что случилось с Мурзиком?» -4 часть

Отвечают на вопросы:

«Котик Мурзик был озорной.

Однажды Мурзик сидел на дереве.

Рядом сидела ворона.

Мурзик прыгнул вороне на спину.

Ворона полетела над деревней.

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег».

7.Орфографическая подготовка

«Работаем в парах. Нужно вставить буквы в словах»

На слайде слова с пустыми окошками. Предлагает вставить правильные буквы (слайд №9).

Вставляют правильные буквы.

Работа в парах.

Слайд №11

_днажды; не уд_ржался; с_дел; пов_зло; на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней.

8. Пересказ текста, самостоятельная работа

Предлагает самостоятельно пересказать изложение, с закрытым учебником.

Вопросы на слайде и слова-подсказки:

1часть. Кто был озорной?

2 часть Где сидел Мурзик? однажды

Какая птица села рядом?

Куда прыгнул котик?

3 часть. Что сделала ворона?

4 часть. Что случилось с Мурзиком? - 3 предложения

не удержался, провалился.

Работают самостоятельно, с закрытым учебником.

Самостоятельная работа. Пересказ текста по вопросам.

(Слайд №12)

10.Домашнее задание.

-  Ребята, вам дома нужно будет написать текст. Закройте текст и письменно ответьте на вопросы. Кому будет трудно, можете воспользоваться текстом.

Слушают учителя. Записывают домашнее задание.

Самостоятельный контроль.

11. Итог урока

-Чему научились на уроке? Вспомните нашу главную учебную задачу.

- Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись?

- За что можете похвалить себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Пишем изложение. Текст-описание. Морж.

Метод наглядности помогает лучшему запоминанию текста, словарно-орфографическая работа поможет меньше допустить ошибки. Таблица- схема текста-описания поможет научить детей описывать предметы....

Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

Урок развития речи в 4 классе по теме: "Обучающее изложение-рассуждение".

Организационная форма: урок развития речи.Класс: 4.Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.Цель: учить детей приёмам работы над подр...

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи во 2 классе. УМК "Школа России". Изложение "Этажи в лесу."

Презентация поможет учителю поэтапно выстроить работу над текстом. Презентация содержит познавательный материал, который способствует расширению кругозора и воспитанию любви к природе....

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Весенняя сказка»

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группена тему «Весенняя сказка»...