План-конспект урока русского языка по теме "Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Данный материал содержит подробное описание работы над сочинением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_razvitiyu_rechi.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине                    

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели урока:

  • обучающая: подготовить учащихся к восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна художника;

научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий материал для написания сочинения;

научить передавать свои впечатления об увиденном

  • развивающая: развивать пространственное мышление и творческое воображение;

обогащать литературную речь учащихся;

развивать навык использования в речи средств художественной выразительности;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины

  • деятельностная: сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия

Планируемые результаты:

  • личностные: выражение положительного осознанного отношения к учению;

оценка собственной учебной деятельности

  • предметные: создание связного высказывания;

использование изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение орфографических и пунктуационных норм при письме

  • регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения с учетом причинно-следственных связей, пространственных отношений, цветописи
  • познавательные: обогащения словарного запаса, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии
  • коммуникативные: формирование коммуникативных умений сотрудничать в группе;

учет различных мнений, сравнение разных точек зрения

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  1. Чтение наизусть стихотворения Г. А. Вяземского «Первый снег».

Лазурью светлою горят небес вершины,

Блестящей скатертью подернулись долины,

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля.

     Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральской лазурью, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом.

  1. Работа с текстом К. Паустовского (упражнение 375).

Художественное описание зимней природы, снега на страницах нашего учебника дают К. Паустовский, И. Грабарь и другие мастера слова. Они делают это с большой любовью к нашей русской природе.

  1. Выполнение заданий творческого характера.

- Вспомните и назовите сказки, героями которых являются снег, холод, лед, метель и другие.

(«Госпожа метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского).

     В сказке «Снежная королева» Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы-снежинки сопровождают ее во всех путешествиях и становятся соучастниками ее злых волшебных дел.

- Послушайте отрывок из сказки и выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют снежинок и их царство.

     Запись на доске: походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду; целый поток снежных хлопьев; большие хлопья напоминали собой безобразных ежей, стоглавых змей, толстых медвежат с взъерошенной шерстью; сверкали белизной.

  1. Целеполагание. Сообщение учителя о теме и задачах урока.

     Нам предстоит сегодня необычная работа, мы должны подготовиться к описанию прекрасной поэтической картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

  1. Знакомство с иллюстрацией картины.
  2. Рассказ учителя о художнике.

     И. Э. Грабарь (1871-1960 гг.) – русский живописец и искусствовед, народный художник. Учился живописи в Петербурге и Мюнхене, занимался преподавательской деятельностью. Его кисти принадлежат натюрморты – картины с изображением красоты окружающих предметов. Натюрморт мало поддается словестному описанию, в него нужно внимательно всматриваться.

     Показ иллюстраций-натюрмортов: «Яблоки астры», «Утренний чай с подснежниками», «Неприбранный стол» и др.

     Художник любил путешествовать по свету, посетил много красивых мест, но всегда восхищался русской зимней природой. Я назову лишь некоторые его работы: «Белая зима», «Сентябрьский снег», «Мартовский снег» и др. Эти картины относятся к пейзажной живописи.

  1. Работа со словарем.

Картина –

     Репродукция –

     Иллюстрация –

     Натюрморт –

     Пейзаж –

     Пейзажист –

  1. Описание картины.

     В пейзаже художнику особенно удавалось передать зиму, сверкание снега, розоватого на солнце и с голубыми тенями.

- Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого они цвета вверху и на горизонте? Как бы вы его описали?

Ответы детей.

- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? Охарактеризуйте его по цвету:

Фиолетово – синий;

Ослепительно – белый;

Золотисто – розовый;

Переливающийся;

Искрящийся.

Охарактеризуйте снежный покров на взгляд и на ощупь:

Воздушный;

Пышный;

Глубокий;

Осевший;

Хрупкий;

Колючий;

Ноздреватый;

Рыхлый.

Охарактеризуйте снежный покров по звуку:

Хрустит;

Поет;

Звенит;

Сыплется как стеклянный дождь;

- Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, о прошлогодней листве на верхушке?

- Вы наверняка можете теперь сказать, почему так названа картина?

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?

-  Почувствовали ли вы ликование природы?

  1. Составление плана описания картины на основе записанных опорных слов и выражений.

План

  1. Картина И. Э. Грабаря – гимн красоте природы.
  2. Праздник зимы на картине «Февральская лазурь»:

а) лазурное небо;

б) февральский снег;

в) золотисто –белые стволы берез.

  1. Необыкновенное чудо, подаренное художником.
  1. Обобщение.

     Послушайте, как сам автор описывает один из февральских дней (чтение текста упражнение 348).

     Художник изобразил морозный солнечный февральский день. Синее огромное небо над головой, легкие пушистые облака. Все засыпано переливающимся на солнце всеми цветами радуги снегом. Стволы берез, пронизанные лучами солнечного света с несколькими листьями на ветвях. Художник не просто рисует снег на картине – он передает с помощью красок свое отношение к увиденному, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость от общения с прекрасным.

  1. Работа детей над сочинением – описанием с предложенным началом.

Трудно бывает начать текст сочинения, поэтому я предлагаю первую фразу:

«Когда я увидел(а) картину И. Э. Грабаря, я как будто попал(а)…»

или

«Пришла зима, раскинула пушистые снега, засверкало, заискрилось все вокруг, удивился художник и взялся за кисть…»

  1. Редактирование текста.

  1. Итог урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с манерой художника – импрессиониста: полное разрушение штампа в изображении привычных сюжетов, но при этом создание новой формы, рожденной воображением. Человек равнодушный, посмотрев на картину «Февральская лазурь», скажет, что  эта старая береза годна лишь на дрова, а художник – другое: «Она великолепна!»

  1. Домашнее задание.

Нарисуйте зимний пейзаж. Вспомните и прочтите стихи о зиме русских поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект урока по русскому языку по теме: "Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" 4 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...

Методическая разработка «Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»,4 класс

Индивидуальный рабочий лист для учащихся, помогает собрать и структурировать материал для написания сочинения. Использовать двустороннюю печать, сложить книжкой....