Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для  формирования умения составлять устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с элементами биографии И.Э. Грабаря;
  • учить рассматривать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» и выражать свои мысли;
  • помочь освоить алгоритм составления устного сообщения по картине.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: лексическое упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.
  • Вспомните правила посадки за партой, положение тетради, ручки.

3.Организует минутку чистописания.

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа (представлены на слайде).
  • Начнём мы с минутки чистописания. Запишите слово «Лазурный» каллиграфически правильно с начала строки с большой буквы, обратите внимание на орфограмму в корне.
  • Что обозначает «лазурный»?
  • Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову?

  • Чем отличаются эти синонимы?
  • Верно, запишите синонимы себе в тетрадь.
  • А что может иметь лазурный цвет?

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

3.Проводят работу над словом.

Записывают

- Это цвет

-Синий, голубой, небесный, бирюзовый

- Оттенками значением

- Берег, небо

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Парная работа

Словесный: учебный диалог

Словесный: повторение грамматических сведений

Практический: упражнение

1.Проверяет знания учеников по теме «Имя прилагательное».

  • Ребята, какой частью речи является слово «лазурный»

  • Что обозначает имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется имя прилагательное?

  • Какова роль имени прилагательного в речи?

  • Верно, сейчас я вам раздам карточки, поработайте в паре со своим соседом. Вам необходимо определить род, число и падеж имён прилагательных. На совместную работу у вас есть 3 минуты. Приступайте.

Слова: сапфировым теням, коралловые ветки, о жемчужной березе.

  • Давайте проверим. Посмотрите на экран и сверьте свои ответы.
    (Сапфировым теням (ср.р, Д.п, мн.ч.), коралловые ветки (ср.р, Им.п, мн.ч.), о жемчужной берёзе (ж.р, П.п,ед.ч.).
  • Умницы, поднимите руки те, кто справился.
  • Молодцы! Вы уже сказали, что имена прилагательные помогают нам более точно и детально описывать предметы. Сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею, взгляните на экран, знакомы ли вы с этой картиной?
  • Это картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
  • Мы с ней обязательно познакомимся, а имена прилагательные помогут нам её описать.

1.Отвечают на вопросы

 

- Имя прилагательное

- Признак предмета

-Какой? Какая? Какие? Какое?

-По падежам, по числам, по родам

- Делать нашу речь красочной, помогают более точно и детально описывать предметы.

-Нет

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: работа с деформированным планом

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
  • Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Какие цели мы перед собой поставим?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

  • Давайте составим план нашего сегодняшнего урока. Взгляните на экран, вы видите план, но он перепутан. Помогите восстановить верную последовательность.

План

  1. Составим устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
  2. Познакомимся с личностью художника и его творчеством.
  3. Проведём анализ картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

  • Отлично, молодцы.

1.Формулируют тему урока.

- Описание картины

- Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

2.Формулируют цель урока.

- Познакомиться с личностью художника И.Э.Грабаря, составить устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

3. Составляют план урока.

План

1. Познакомимся с личностью художника и его творчеством.

2. Проведём анализ картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

3. Составим устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: беседа, рассказ

Объясняет новый материал.

  • Ребята, на ваших столах лежат карточки, куда вы сможете записывать основные сведения об авторе и картине. Слушайте внимательно, чтобы ничего не пропустить.
  • Игорь Эммануилович Грабарь - известный русский художник, искусствовед.
  • Игорь Эммануилович почти 150 лет назад в Будапеште.  Стремление стать профессиональным художником приводит Грабаря к поступлению в 1894 году в Петербургскую Академию художеств, его учителем был великий Репин. На всю жизнь Грабарь сохранил глубокую признательность своему учителю, которого особенно ценил за свободную манеру письма, изящный мазок.
  • После путешествия в 1895 году в Западную и Южную Европу, где был покорен совершенством и жизненностью картин и росписей великих мастеров, он и создаёт неповторимый живописный шедевр: "Февральская лазурь".
  • Взгляните на экран, рассмотрите эту картину. Эту картину он написал в 1904 году.
  • Почему автор назвал картину именно так?
  • В начале урока мы уже подобрали синонимы к слову «лазурный». Лазурь – это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком.
  • Сейчас я прочитаю вам, как родился замысел написать эту картину. Прочитаю воспоминания художника. Послушайте, какие необычные слова или словосочетания использует художник.
  • «Я стоял, - повествует Грабарь, - около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»
  • Каждому ли человеку, который поднимает свой взор на верхушки придет мысль написать об этом или изобразить на холсте?

Отвечают на вопросы.

-Много оттенков синего, лазурного

Предполагаемые ответы детей

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Все встаём. Повторяйте движения.

Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)

Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.(Присели.)

Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: составление плана для устного ответа

Составляет план устного ответа, анализирует картину.

  • Ребята, у вас на партах лежать листочки. Сейчас мы с вами составим план описания картины именно в том порядке, в каком вы будете составлять свой ответ. Поэтому в левой колонке бы попробуете записать пункты плана, а в правой колонке вы видите слова, которые нам помогут при устном ответе.
  • Давайте обратим внимание на краски данной картины, какие цвета вы увидели?

  • Ребята, прочитайте на сайде слова, которыми описывал тот день художник.

  • Что это за цвета? Мы с вами один цвет уже разобрали, лазоревый – это лазурный, т.е синий, голубоватый.
  • А жемчужный это какой цвет?

  • Коралловый?

  • А сапфировый?

  • С какими существительными на этой картине будут сочетаться наши слова, на слайде вы видите опоры.

  • Итак, что мы только что проанализировали?
  • Как будет называться первый пункт плана?
  • Что на самом переднем плане?
  • Можно ли назвать березу главной героиней?
  • Художник описывал берёзу так: «редкостная по красоте и ритмичным строением ветвей».
  • Какими словами можно заменить слово редкостная?

  • Какими словами можно заменить слово ритмичное?
  • Какой ствол у березы?

  • А теперь взглянем на ветви? Какие они?
  • Автор описывал их так: «..коралловые ветви с ритмичным строением».
  • Почему коралловые?

  • Ребята, а вы заметили что-нибудь необычное на верхушке березы?

  • Мы лишь можем предположить, почему ее нет. Возможно береза просто очень давняя и старая.
  • Как будет называться второй пункт нашего плана?
  • Рассмотрим небо, какое оно? Какие цвета изображены на картине?

  • Верно, как будет называться третий пункт нашего плана?
  • Посмотрите на снег. Какой он?

  • Как будет называться четвёртый пункт нашего плана?
  • И в заключение нашего сообщения нужно написать свои впечатления. Какие чувства у вас вызвала картина? Понравилась ли?
  • Это будет 5 пункт нашего плана.

Анализируют картину, составляют план устного ответа.

- Голубой, белый, коричневый, фиолетовый, синий

- Лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый

- Серебристый, белый

-Красный, рыжий

- Синий, тёмно-синий.

- Лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени.

- Краски картины.

-Краски картины

-Берёза

-Да

- Удивительная, сказочная, необычная

- Правильное, гармоничное

-  Коричневый внизу, белый с коричневыми пятнами вверху, толстый и мощный

-Извилистые, коричневые

- Потому что их освещает солнце, они с красным отливом

- Автор её не нарисовал

- Описание берёзы

- В верхней части небо сиреневое, примерно в середине синее, вдали становится лазоревым, светло-голубым.

- Небо


-
 Синий, белый, голубой, на нем тени от молодых и старых берез

- Снег

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Групповая работа

Словесный: объяснение

Практический: упражнения

Организует работу в группах.

  • Итак, ребята, план нашего ответа готов:

1.Краски картины.

2.Берёза.

3. Небо.

4. Снег.

5. Мои впечатления от картины.

  • Для того, чтобы составить полный ответ и достичь цели нашего сегодняшнего урока, мы поработаем в группах.
  • Давайте повторим правила работы в группах.

  • У нас 5 пунктов плана, каждая группа будет работать со своим пунктом.
  • 1 группа описывает краски картины. 2 группа – берёзу, 3 группа – небо, 4 группа – снег, 5 группа – впечатления от картины.
  • Приступайте к обсуждению.

Работают в группах.

1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Организует работу по составлению устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

  • Итак, первая группа, что у вас получилось?
  • Вы большие молодцы, вторая группа, что вы можете сказать про красавицу-берёзу?
  • Умнички, третья группа, какое же небо на картине «Февральская лазурь»?
  • Четвёртая группа, а какой снег?
  • Ну и пятая группа, каковы ваши впечатления от картины?
  • Вы все большие молодцы, ребята, а кто сможет сам полностью рассказать про картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»?
  • Отлично, ребята, вы все огромные молодцы. Вашим домашним заданием будет – написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Вы можете использовать этот же план и опорные слова.

Составляют устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Предполагаемые ответы детей

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
2.Проводит работу по самооценке.

  • Подведём итог нашего урока.

  • Какая тема у нас сегодня была?

 

  • Какая цель сегодняшнего урока?

  •   Мы достигли цели?
  • Какие возникали трудности?

  • Ребята, вы сегодня отлично поработали. На экране вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то поднимите руку те, у кого человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то поднимите руку те, у кого  человечек на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

- Познакомиться с личностью художника И.Э.Грабаря, составить устное сообщение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Да

Предполагаемые ответы детей

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка «Составление рассказа по серии сюжетных картин» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Составление рассказа по серии сюжетных картин»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока   Дидактические: 1)  актуализировать знания о тексте – опис...

Технологическая карта урока русский язык. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: ознакомление с отличительными признаками сложного предл...