Правописание сложных слов.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Цель урока: организовать деятельность уч-ся для обобщения и систематизации знаний по данной теме; создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (образование слов – черт характера человека).

Задачи урока:

Образовательные:

 - закрепить понятие «сложные слова», знакомство со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных с одновременной суффиксацией);

- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

- повторить значимые части слова.

Воспитательные: - воспитывать интерес к языку, слову;

    – формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать письменную и устную речь учащихся;

- формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

 

Планируемые результаты:

§  личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

§  предметные

Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.

§  метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия ;

§  Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

§  Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

§  Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slozhnyh_slov_3_klass.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема:  Правописание сложных слов.

Цель урока: организовать деятельность уч-ся для обобщения и систематизации знаний по данной теме; создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (образование слов – черт характера человека).

Задачи урока:

Образовательные:

 - закрепить понятие «сложные слова», знакомство со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных с одновременной суффиксацией);

- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

- повторить значимые части слова.

Воспитательные: - воспитывать интерес к языку, слову;

    – формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать письменную и устную речь учащихся;

- формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

  • личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • предметные

Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.

  • метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия ;

  • Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

  • Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Оборудование: презентация Power Point, карточки для парной  и групповой работы, учебник «Русский язык» 3 класс, Полякова А.В..

Ход урока:

I. Организованное  начало  урока.

- -Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы отличные оценки получать?

-А что нужно для того, чтобы на уроке всё получалось? Чтобы хорошие оценки были?

(Активно работать в ходе урока, использовать ранее изученные знания, давать правильные, полные ответы)

-Еще нужно активизировать работу головного мозга, для этого выполним несколько упражнений:

А) массирующими движениями проводим по бровям от переносицы до края бровей,

Б) массируем точки у основания ноздрей,

В) массаж ушных раковин (от мочек ушей вверх),

Г) активизируем центры на кончиках пальцев(начинаем с мизинцев).

II. Актуализация опорных знаний.

1) Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Пропишите слова и буквы для минутки чистописания.

Кк

костюм

-Поставьте ударение. Где в этом слове можно допустить ошибку? Почему? Букву О и сочетание СТ. Запишите это слово в свои словарики. Придумайте предложение с данным словом.

2) Словарный диктант, вам нужно будет вставить пропущенные буквы, а потом проверить по образцу.

Ба…ейн, меб…ль, м…две…ь, ра…каз, м…рко…ь, пыл…сос.

-Какие орфограммы в данных словах? Написание каких букв можно проверить? Почему в слове «пылесос» пишется буква Е?

-Еще какая соединительная гласная встречается в сложных словах?

III Сообщение темы и цели урока. Планирование учебной деятельности .

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Правописание сложных слов).

-Какие знания и умения нам потребуются для работы по данной теме? (Знать какие слова называются сложными, уметь разбирать слова по составу, знать, когда пишутся соединительные гласные О, Е, закрепить все знания на практике, во время выполнения упражнений.)

IV.Работа по теме урока.

  • –Кто напомнит, какие слова называются сложными? (правило)
  • 2) Работа в группах.

1 группа  Найти среди данных определений, определение корня слов. Выделить в словах корни.

2 группа  Найти определение приставки. Выделить в словах приставки.

3 группа  Найти определение суффикса. Выделить в словах суффиксы.

4 группа  Найти определение окончания. Выделить в словах окончания.

(Проверка у доски).

-А сейчас, скажите, что мы называем основой. Кто пойдёт и выделит в словах основу?

  • 3) -А кто скажет, когда пишется в сложных словах  соединительная гласная О, а когда Е?
  • -Всегда ли пишутся соединительные гласные в сложных словах? Приведите примеры таких слов. (Новгород, Белгород, стенгазета, полметра).

--Теперь вы без труда сможете составлять и записывать сложные слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • 4) Тренировочные задания и упражнения.

1) Стр. 96. Упр. 183. Взаимопроверка.

-Прочитайте задание.

Алгоритм:

  1. Прочти слово.
  2. Убедись, что оно сложное.
  3. Посмотри, на какой согласный оканчивается первый корень. Если на твёрдый согласный — пиши О, если на мягкий, шипящий или ц — пиши Е.

-Назовите слова с соединительной гласной Е. Разберём их по составу у доски.

Мышеловка, птицеферма, земледелие.

2) Работа в парах. Запишите сложные слова, подчеркните соединительные гласные.

Сад, водить.

Пешком, ходить.

Сталь, варить.

Любящий, знания.

Проверка.

-Какое слово отличается от других? Чем?(Какой частью речи является?)

-Как вы считаете, это хорошая черта человека? Кто из вас может сказать про себя «любознательный»?

Дополнительно:

-Прочитайте  предложения. Запишите  их в таком порядке, чтобы получился рассказ.

 Вдруг начался сильный снегопад.

 На реке сидели рыболовы.

Два дня не прекращался снегопад.

На помощь рыболовам пришли  вертолёты.

-Найти сложные слова, обозначить корни и соединительные гласные.

V. Итог урока: -Какова была тема нашего урока?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VI. Рефлексия «Плюс-минус-интересно»

  1. Отметьте знак в таблице, который вы выбрали.

«+» - вы всё поняли на уроке, задания выполнены без ошибок или 1-2 ошибки

«-» - вы поняли не весь материал, допустили 3 и более ошибок

«?» - вы хотели бы больше узнать по данной теме.

VI . Оценивание.

-Кого бы вы отметили сегодня на уроке? Кто активно работал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание сложных слов

Конспект урока по русскому языку "Правописание сложных слов" и обеспечение к нему....

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....