Урок русского языка по теме " Части речи. Глагол."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мягченкова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа". Цели: закрепить умение различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения, умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями, развивать связную речь обучающихся при устных ответах в работе с предложениями, фразеологическими оборотами, пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass._chasti_rechi._glagol.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Части речи. Глагол.

Цель:- закреплять умение различать окончания глаголов I и II спряжения;

-закреплять умение в формулировке алгоритма и схемы для определения             спряжения;

     -закреплять  умение спрягать глаголы с ударными  и безударными окончаниями;

         -развивать связную речь обучающихся при устных ответах, в работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память. 

Личностные УУД

        -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

        -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        -осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей;

        -соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Регулятивные УУД

-управление познавательной и учебной деятельностью на основе  постановки целей, планирования, контроля;

        -оценка успешности усвоения;

        -самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Познавательные УУД

-исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование;

        -осмысление текстов, заданий;

-умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста.

Коммуникативные УУД

        -умение слышать, слушать и понимать партнёра;

        -планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя;

        -умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Технологии:

         -информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);

        -исследовательские и проектные методы в обучении;

        -технология обучения в сотрудничестве;

        -технологии разноуровневой дифференциации;

        -технология развивающего обучения.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах, группах.

Применение оборудования и инструментария: компьютер, корзина, карточки(кластер), карточки для работы в группе, толковые словари, , презентация, памятка « синквейн», карточки с алгоритмом, конверты, маркеры.

Пособия: учебник «Русский язык» 4 класс М.Л. Каленчук,  Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, рабочая тетрадь.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

Для чего нужно изучать русский язык?

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

Приветствие, оформление тетрадей .    

    2. Актуализация знаний. Определение целей урока.                                                                                                          

1. Сценка- миниатюра

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы? Лишь названия.

  А я приду - все в действие придет.

Учитель: -О какой части речи идёт речь? Как вы догадались?

- Может кто-то сформулирует тему урока? ( слайд 1)

                                                                                                                     

          2.- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока.

Не забывайте, что цель должна быть такой , чтобы вам захотелось достичь этой цели. (Вспомнить всё, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола; составить и  отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов.)

3.Проблемный вопрос: Почему глагол называют «необыкновенной и движущей» частью речи? 

Выбор руководителей групп, экспертов

4. Включение в систему знаний и повторения.

1.Чистописание:

Учитель:  Эпиграфом нашего урока послужит пословица, в которой скрывается и главный герой  нашего урока.                           

Кто много видит и слышит, тот много знает. ( Запись на доске)

-Как вы её понимаете?  Что можете сказать о глаголах видит, слышит?

- Открываем тетради, записываем : Одиннадцатое января. Классная работа.

-Назовите все орфограммы, которые  вы увидели в числа . Обратите внимание на правильное соединение букв , высоту и ширину. Красиво запишите пословицу в тетради. Следим за посадкой при письме.

 ( повторение правила о глаголах-исключения)

2. Словарная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

 От имён существительных образуйте глаголы неопределённой формы. Запишите только глаголы.

Обед-обедать, мороз-морозить, завтрак-завтракать, беседа-беседовать, адрес-адресовать, ужин-ужинать, победа- победить , праздник-праздновать, работа- работать.

- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.

-Нам сегодня придётся на уроке много работать. Что вы можете сказать о глаголе праздновать?      

  3.Приём «Корзина идей»: 

        -Что называется глаголом? Итак, расскажите , пожалуйста, все, что вам известно о   глаголе.

(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) (Слайд № 2)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает? 

4.Работа с толковым словарём, выход в интернет .

«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...») Внимание на экран:   глаголить    разглагольствовать

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.  Где мы можем узнать значение этих слов?( в Толковом словаре) ( слайд № 3) Глаголить – говорить. 

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи).   В.Даль

Разглагольствовать - говорить многословно, бессодержательно.

- Что объединяет эти слова? Чем они отличаются?

         5. Физминутка для глаз ( Тренажёр В.Ф. Базарного)

         6. « Мозговой штурм»

-Какое время года за окном? Скажите, какую ассоциацию у вас вызывает слово  « зима»?

( Сказка,  очарование, красота, снег, праздник…..)

-Вы назвали много ассоциаций. Молодцы! Подберите глаголы к слову зима.

     7.Работа в группах . Составление кластера « Орфограммы глагола»

            Повторение правила работы в группе. Внимательно читайте инструкцию к заданию. Составление кластера по теме: Орфограммы глаголов»

Учитель: Чтобы связать в логическую цепочку все ваши мнения, мы попробуем составить кластер( Кластер-это  « пучок, созвездие, гроздья)

В классе 6 групп по 4 человека.  Ученики из каждой группы  берут  конверт   с разным уровнем сложности.  По окончанию работы нужно составить кластер по теме

« Орфограммы глаголов»

1 группа. Раскройте скобки. Запишите слова в два столбика. ( 1 и 2 спряжение). Какая орфограмма глагола встретилась?

 (не)бывает, (не)хочет, (не)принесёт, (не)прибежит, (не)выучил, (не)останется, (не)заговорит, (не)нарисует, (не)плакать.

2 группа. Запишите  глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Что можете сказать о глаголах бежать, хотеть? (разноспрягаемые) А глагол печь? (сущ., глагол) Какая орфограмма глагола встретилась?

Сверкать, бежать, хотеть, гнать, держать, знать, брить, дышать, печь, помнить.

3 группа. Вставьте пропущенные буквы. Спиши. Объясните орфограммы. Какая орфограмма глагола встретилась?

Наступил… ясн.. утро. Со…нце ярко сиял… в голубом неб.. . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на трав…, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.

4 группа. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите только глаголы. Объясните смысл пословицы. Какая орфограмма глагола встретилась?

Береч…,товарищ…,отреж…,вериш…,леч…,камыш…,открываш…,напишеш…,

леч...,жеч…, прибежиш…,потеряеш…,печ…

За двумя зайцами погониш…ся, ни одного не поймаеш…

5 группа . Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки. Какая орфограмма глагола встретилась?

Умница, близица, нездоровица, красавица, куница, останеца, кружица, девица, дивица, одеваеца, прячеца, садица, курица, боица, лестница. 6 группа

6 группа.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в 2 столбика ( 1 и 2 спряжение).

говор…т, стро…л,крич…ть, брос…т, начн…т, упад…шь , слыш…т, вид…т, закрыва…т, суш…шь, топч…т, сто…т, заплач…шь, подежур…м, помога…т,охраня…т

 - Вспомним особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются общим правилам спряжения, глаголы-исключения.  Что о них вы можете сказать ?

Проверка работы групп  ( слайд 3). Составление кластера ( на доске).

8.Работа по учебнику  ( самостоятельная работа)

  - Открываем учебники.( с. 24 Упр. 18). Внимательно читаем инструкцию к заданию.

Инструкция: Выписать из текста по одному глаголу прошедшего времени в таких формах:

  1. ед.ч. м.р.    2) ед.ч. ж.р.    3) ед.ч. ср.р.     4) мн.ч.

Выдели окончания и суффикс прошедшего времени.

Гремел гром, и шёл дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распустилась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели.

  9.Подведение итогов. Самооценка. Слово экспертам.

- Над какой темой работали на уроке? Вернёмся к проблеме, которая звучала в начале урока. Что вы можете сказать? Был ли вам полезен урок?  Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? ( слово экспертам)

10. Рефлексия.

Оцените свои ощущения после данного урока, используя фразеологические обороты: светлая голова, ловить ворон, каша в голове.

11 января отмечается ДЕНЬ СПАСИБО. Я хочу всем вам сказать большое спасибо за работу на уроке.

Составление синквейна « Урок»

11. Домашнее задание. Творческая работа.

Составить синквейн на тему « Зима», сделать морфологический разбор глагола, который использовали в синквейне.