Урок русского языка по теме " Части речи. Глагол."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мягченкова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа". Цели: закрепить умение различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения, умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями, развивать связную речь обучающихся при устных ответах в работе с предложениями, фразеологическими оборотами, пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass._chasti_rechi._glagol.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Части речи. Глагол.

Цель:- закреплять умение различать окончания глаголов I и II спряжения;

-закреплять умение в формулировке алгоритма и схемы для определения             спряжения;

     -закреплять  умение спрягать глаголы с ударными  и безударными окончаниями;

         -развивать связную речь обучающихся при устных ответах, в работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память. 

Личностные УУД

        -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

        -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        -осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей;

        -соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Регулятивные УУД

-управление познавательной и учебной деятельностью на основе  постановки целей, планирования, контроля;

        -оценка успешности усвоения;

        -самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Познавательные УУД

-исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование;

        -осмысление текстов, заданий;

-умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста.

Коммуникативные УУД

        -умение слышать, слушать и понимать партнёра;

        -планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя;

        -умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Технологии:

         -информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);

        -исследовательские и проектные методы в обучении;

        -технология обучения в сотрудничестве;

        -технологии разноуровневой дифференциации;

        -технология развивающего обучения.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах, группах.

Применение оборудования и инструментария: компьютер, корзина, карточки(кластер), карточки для работы в группе, толковые словари, , презентация, памятка « синквейн», карточки с алгоритмом, конверты, маркеры.

Пособия: учебник «Русский язык» 4 класс М.Л. Каленчук,  Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, рабочая тетрадь.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

Для чего нужно изучать русский язык?

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

Приветствие, оформление тетрадей .    

    2. Актуализация знаний. Определение целей урока.                                                                                                          

1. Сценка- миниатюра

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы? Лишь названия.

  А я приду - все в действие придет.

Учитель: -О какой части речи идёт речь? Как вы догадались?

- Может кто-то сформулирует тему урока? ( слайд 1)

                                                                                                                     

          2.- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока.

Не забывайте, что цель должна быть такой , чтобы вам захотелось достичь этой цели. (Вспомнить всё, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола; составить и  отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов.)

3.Проблемный вопрос: Почему глагол называют «необыкновенной и движущей» частью речи? 

Выбор руководителей групп, экспертов

4. Включение в систему знаний и повторения.

1.Чистописание:

Учитель:  Эпиграфом нашего урока послужит пословица, в которой скрывается и главный герой  нашего урока.                           

Кто много видит и слышит, тот много знает. ( Запись на доске)

-Как вы её понимаете?  Что можете сказать о глаголах видит, слышит?

- Открываем тетради, записываем : Одиннадцатое января. Классная работа.

-Назовите все орфограммы, которые  вы увидели в числа . Обратите внимание на правильное соединение букв , высоту и ширину. Красиво запишите пословицу в тетради. Следим за посадкой при письме.

 ( повторение правила о глаголах-исключения)

2. Словарная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

 От имён существительных образуйте глаголы неопределённой формы. Запишите только глаголы.

Обед-обедать, мороз-морозить, завтрак-завтракать, беседа-беседовать, адрес-адресовать, ужин-ужинать, победа- победить , праздник-праздновать, работа- работать.

- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.

-Нам сегодня придётся на уроке много работать. Что вы можете сказать о глаголе праздновать?      

  3.Приём «Корзина идей»: 

        -Что называется глаголом? Итак, расскажите , пожалуйста, все, что вам известно о   глаголе.

(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) (Слайд № 2)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает? 

4.Работа с толковым словарём, выход в интернет .

«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...») Внимание на экран:   глаголить    разглагольствовать

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.  Где мы можем узнать значение этих слов?( в Толковом словаре) ( слайд № 3) Глаголить – говорить. 

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи).   В.Даль

Разглагольствовать - говорить многословно, бессодержательно.

- Что объединяет эти слова? Чем они отличаются?

         5. Физминутка для глаз ( Тренажёр В.Ф. Базарного)

         6. « Мозговой штурм»

-Какое время года за окном? Скажите, какую ассоциацию у вас вызывает слово  « зима»?

( Сказка,  очарование, красота, снег, праздник…..)

-Вы назвали много ассоциаций. Молодцы! Подберите глаголы к слову зима.

     7.Работа в группах . Составление кластера « Орфограммы глагола»

            Повторение правила работы в группе. Внимательно читайте инструкцию к заданию. Составление кластера по теме: Орфограммы глаголов»

Учитель: Чтобы связать в логическую цепочку все ваши мнения, мы попробуем составить кластер( Кластер-это  « пучок, созвездие, гроздья)

В классе 6 групп по 4 человека.  Ученики из каждой группы  берут  конверт   с разным уровнем сложности.  По окончанию работы нужно составить кластер по теме

« Орфограммы глаголов»

1 группа. Раскройте скобки. Запишите слова в два столбика. ( 1 и 2 спряжение). Какая орфограмма глагола встретилась?

 (не)бывает, (не)хочет, (не)принесёт, (не)прибежит, (не)выучил, (не)останется, (не)заговорит, (не)нарисует, (не)плакать.

2 группа. Запишите  глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Что можете сказать о глаголах бежать, хотеть? (разноспрягаемые) А глагол печь? (сущ., глагол) Какая орфограмма глагола встретилась?

Сверкать, бежать, хотеть, гнать, держать, знать, брить, дышать, печь, помнить.

3 группа. Вставьте пропущенные буквы. Спиши. Объясните орфограммы. Какая орфограмма глагола встретилась?

Наступил… ясн.. утро. Со…нце ярко сиял… в голубом неб.. . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на трав…, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.

4 группа. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите только глаголы. Объясните смысл пословицы. Какая орфограмма глагола встретилась?

Береч…,товарищ…,отреж…,вериш…,леч…,камыш…,открываш…,напишеш…,

леч...,жеч…, прибежиш…,потеряеш…,печ…

За двумя зайцами погониш…ся, ни одного не поймаеш…

5 группа . Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки. Какая орфограмма глагола встретилась?

Умница, близица, нездоровица, красавица, куница, останеца, кружица, девица, дивица, одеваеца, прячеца, садица, курица, боица, лестница. 6 группа

6 группа.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в 2 столбика ( 1 и 2 спряжение).

говор…т, стро…л,крич…ть, брос…т, начн…т, упад…шь , слыш…т, вид…т, закрыва…т, суш…шь, топч…т, сто…т, заплач…шь, подежур…м, помога…т,охраня…т

 - Вспомним особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются общим правилам спряжения, глаголы-исключения.  Что о них вы можете сказать ?

Проверка работы групп  ( слайд 3). Составление кластера ( на доске).

8.Работа по учебнику  ( самостоятельная работа)

  - Открываем учебники.( с. 24 Упр. 18). Внимательно читаем инструкцию к заданию.

Инструкция: Выписать из текста по одному глаголу прошедшего времени в таких формах:

  1. ед.ч. м.р.    2) ед.ч. ж.р.    3) ед.ч. ср.р.     4) мн.ч.

Выдели окончания и суффикс прошедшего времени.

Гремел гром, и шёл дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распустилась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели.

  9.Подведение итогов. Самооценка. Слово экспертам.

- Над какой темой работали на уроке? Вернёмся к проблеме, которая звучала в начале урока. Что вы можете сказать? Был ли вам полезен урок?  Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? ( слово экспертам)

10. Рефлексия.

Оцените свои ощущения после данного урока, используя фразеологические обороты: светлая голова, ловить ворон, каша в голове.

11 января отмечается ДЕНЬ СПАСИБО. Я хочу всем вам сказать большое спасибо за работу на уроке.

Составление синквейна « Урок»

11. Домашнее задание. Творческая работа.

Составить синквейн на тему « Зима», сделать морфологический разбор глагола, который использовали в синквейне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Урок русского языка по теме "Части речи"

Закрепление изученного материала по теме "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Части речи"

Закрепление изученного материала по теме "Части речи"...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....