Конспект и презентация урока русского языка по теме "Число имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Брагуца Анжелика Викторовна

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование электронной доски.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Перспектива»

Тема урока: Число имён существительных.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;
  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

УУД:

Личностные:

  • уважительное отношение к чужому мнению;
  • понимать практическую значимость знаний по русскому языку;
  • формировать коммуникативные и литературно творческие способности;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми.

Метапредметные:

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • решать проблемные вопросы и находить выход из проблемной ситуации;
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц;
  • развивать речь при анализе текстов и составлении собственных текстов;
  • делать самостоятельно выводы.

Предметные:

  • определение числа имён существительных;
  • верно употреблять в речи имена существительные
  • образовывать формы множественного и единственного числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина);
  • флипчарт к уроку «Число имени существительного»;
  • электронная доска SMART;
  • проектор.

Ход урока

Комментарии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, друзьям и садитесь по местам!

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы продолжим наше путешествие по разделу « Части речи».
А вот в какую часть мы отправимся – узнаете, когда выделите четвёртое лишнее.
(Дети удаляют лишнее слово -  остаются имена существительные)
Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы уже знаем про имя существительное?
Учитель показывает модель на доске.

Существительное.

http://festival.1september.ru/articles/519484/img.JPG

 Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?
А  зачем?
 Давайте сделаем вывод:  мы узнаем новое про существительное, для того чтобы…..
(обобщает ответы детей)

Актуализация знаний.

Выполнение упражнения №252 в учебнике на стр.144

Записать слова парами.

Птица – птицы, ромашка – ромашки, озеро – озёра, учитель- учителя, урожай – урожаи, песок – пески.

Что общего в парах слов? Что различного?

Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и множественном числе. Сколько предметов они называют?

Вопрос от умного совёнка.

Как вы думаете, имена существительные единственного числа могут стать именами существительными множественного числа? А наоборот?

Упражнение 254 на стр. 144

Измени число имен существительных, запиши по образцу. Выдели ту часть слова, которая изменилась.

Образец. 1. Листья – лист.

                 2. Сарай – сараи.

1. Листья, друзья, стулья, сыновья, кушанья,  соленья, карандаши, коровы.

2.. Сарай, герой, шофёр, край, пенал, ученик, корзина, девочка.

Ответим на вопрос умного совёнка?  (Имена существительные множественного числа могут стать именами существительными единственного числа и наоборот. )

Что при этом изменяется? (Окончание.)

 Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
 Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Проверим наш вывод по учебнику.

Чтение сообщения Ивана Ивановича Самоварова.

Обобщение.

  1. Как изменяются существительные?
  2. В каком  числе они употребляются?
  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?
  4. Как узнать существительное единственного числа?
  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?
  6. Как узнать существительное множественного  числа?

Попробуйте в группах  составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физкультминутка.

Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

Включение в систему знаний.

  1. Игра «Один – много»

       Ученики распределяют слова по группам..

  1. Исправьте ошибки в именах существительных. Обозначьте их число.

Лёд идёт.

       Наступила весна. Ребята бегут к речке.

   По реке идёт льды. Бурлит и шумит  тёмная воды. Льдина на льдину находят.

      На большой льдинах плывёт собаки. Быстро понесла вода льдину к нашему берегам. У берега были старые бревно. Собаки прыгнула на брёвна и спаслась от беды.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 262 стр.148. Юмористический тест «Проверь свой характер»

Попробуйте узнать, какие вы заботливые, щедрые, внимательные или ленивые и большие любители самих себя, чем других. Вставьте вместо точек слова из скобок в конце каждого предложения.

   Я беру себе …, …, а сестре отдаю …, …  (конфеты, кашу, игрушки, учебники). Я рву для себя …, …, а для подруги …, … ( одуванчик, розы, гладиолусы, крапиву). Я мою …, …, а маме оставляю мыть …, … ( чашку, кастрюли, сковородки, ложку).

   

Рефлексия и систематизация деятельности на уроке.

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей?

Какое задание было самым трудным?

Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?

Домашнее задание.

Упр. 261 стр.148.

1 слайд

Нажатием на экран появляется тема урока.

2 слайд

Нажатием на экран появляются заголовки.

Для проверки задания перетаскивается  прямоугольник.

Чтобы скрыть лишнее слово, перенести маленький  прямоугольник.

3 слайд

Нажатием на экран появляются заголовки.

Игра «Водоворот» если при перетаскивании слово в контейнер ответ верный, оно исчезает.

4 слайд

Дети отмечают окончания в словах, перетаскивая квадратик.

Нажатием на экран появляются модель для определения числа имени существительного, при повторном нажатии появляется вывод.

5 слайд

Перетаскивая карточки со словами ученики выполняют задание.

6 слайд

Дети передвигают слова и вставляют из в текст. Передвигая значки (Ед. ч. Мн.ч.) отмечают число имен существительных встретившихся в тексте.

7 слайд

Дети отвечают на вопросы по порядку, нажимают часть пазла, постепенно появляется картинка. При щелчке на экран появляется слово молодцы и звучат аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...