Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное" ( "Планета знаний")
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Пешкова Надежда Михайловна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное" (2 урок по теме "Планета знаний"). Дети знакомятся с понятием коверт, адресат, адресант, индекс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс.

Разработал: учитель начальных классов Пешкова Н. М.

УМК «Планета знаний»

Цель урока: закрепить имеющиеся знания о собственных именах существительных

Задачи урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

через применение ИКТ повышать учебную мотивацию;

развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию речи учащихся;

воспитывать любовь к родному языку, краю, прививать интерес к познанию, воспитание самостоятельности. 

Планируемые результаты:

Предметные: Закреплять знания о собственных именах существительных, повторить орфограммы связанные с именем существительным, научиться подписывать конверты, применять правила правописания.

Метапредметные: 

Познавательные УУД

Научатся выделять существенную информацию из небольших текстов.

Регулятивные УУД

умение удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;  оценивать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.

Коммуникативные УУД

использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;  умение  формулировать выводы; высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические нормы речи. 

Личностные; расширение познавательных интересов  и учебных мотивов;   владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; стремление к достижению положительных результатов в учебе.

Оборудование: проектор, ноутбук, конверты с заданием. Карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Надежда Михайловна.

Проверим готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

  1. Эмоциональный настрой. (1 мин)

Улыбнемся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и все вместе, с хорошим настроением,  начнем урок. (Запись в тетрадь ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА)

  1. Актуализация знаний. (5 мин)

ДОСКА

Число.

Классная работа.

У девочки (Р,р)озы растут красные (Р,р)озы.

-Подумайте, какую букву надо написать вместо скобок? Запишите это предложение в тетрадь без скобок.

(ВКЛЮЧИТЬ ПРЕКТОР)-Проверьте себя по образцу. (СЛАЙД 2)

Оцените себя. (Смайлик улыбается - у меня все правильно,                                              

                          Смайлик с прямым ротиком- 1 ошибка

                          Смайлик грустный - выполнил все не верно)

-Какое слово записали с заглавной буквы? (СЛАЙД 2-щелчок)Почему? (Имя собственное)

- Как пишутся имена собственные.

  1. Сообщение темы. (5 мин)

Предположите, исходя из данного задания тему нашего урока. (Имена собственные)

( СЛАЙД 3 – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ)

-Какие еще собственные имена существительные (кроме имен людей) вы знаете? (фамилии, отчества, клички животных, названия городов, рек и тд)

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы нашего урока? (ответы детей)

СЛАЙД 3 (щелчок)– (закреплять умения писать имена собственные с заглавной буквы)

-В каких ситуациях людям приходится писать имена, отчества, фамилии, названия населенных пунктов, улиц? (ответы детей, если затрудняются, то подсказка-загадка)

Что, скажите, за предмет

Маленький, но яркий.

Облетит весь белый свет,

Как наклеишь марки? (конверт)- на доску

-Поднимите руки кто умеет правильно оформлять конверт? (ответы детей)

-Эта и есть еще одна наша цель - научиться правильно оформлять конверт. СЛАЙД 3 (щелчок)– (научиться подписывать конверт)

  1. Работа по теме.(20 минут)

- Что обычно указывается в адресе на конверте?  (ответы детей: страна, край, город, улица, дом, фамилия, имя, отчество)- СЛАЙД 4 (после ответов детей)

-Подумайте и обсудите в группе какие данные, в какой последовательности надо располагать на конверте? (2 мин)

Обсуждение результатов.

Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.

СЛАЙД 5 .  КУДА: орел,ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

-А каких данных не достает?

Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе (на доску).

 Вам предстоит подписать конверт от учеников вашего класса. И помочь почтальону отправить это письмо.

  1. Выберите ответственного группы- он будет читать задания, которые нужно выполнить.
  2. Получаем пакеты с заданием. На всю работу 15 минут. Я буду следить за временем. Если нужна моя помощь, ответственный поднимает руку. Задания, помеченные снежинкой –помощь учителя.
  3. Выполняя каждый шаг инструкции, обводим цифру в кружок-значит этот шаг выполнен.

СЛАЙД 6. Инструкция.

  1. Достаньте из пакета все содержимое.      (Это шаг мы выполнили, обведем цифру один в кружок)
  2. Разложите содержимое пакета на стол.       (Это шаг мы выполнили, обведем цифру два в кружок).
  3. Возьмите карточку со словом АДРЕСАНТ.
  4. Выясните значение слова АДРЕСАНТ. (Обратитесь за помощью к учебнику).
  5. Запишите данные адресанта на конверт.*
  6. Возьмите карточку со словом АРЕСАТ.
  7. Выясните значение слова АДРЕСАТ. (Обратитесь за помощью к учебнику).
  8. Запишите данные адресата на конверт.*
  9. Возьмите зеленую карточку со словом ПОСТОВЫЙ ИНДЕКС. Прочитайте.
  10. Приклеить индекс адресата  на конверт. Запишите индекс, используя образец для записи цифр индекса.*

Группа, закончившая работу поднимает руки вверх, соединив ладони с рядом сидящим человеком. (Дети работают, учитель контролирует, оказывает помощь)

-Приглашаю всех организаторов групп для представления своих работ.

-Сравните все конверты. (идет анализ- 5 минут)

(ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ: А почему у нас разные ответы? ИЛИ Где проверить правильность наших работ?)

-Рассмотрим образец оформления конверта в упражнении 8 на стр 90.

- Какие имена собственные употреблены в адресах? Как они записаны?

-Сравните со своим конвертом. Оцените свою работу. По критерию –верно –не верно.

(Смайлик улыбается - у нас все правильно. Смайлик с прямым ротиком- 1-2 ошибки.                 Смайлик грустный - выполнили все не верно).

ФИЗМИНУТКА

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

  1. Продолжение работы над темой

Адресант

Адресат

Индекс

На доску       

-Объясните значение данных слов.

-Как называют отправителя письма?

-Как называют получателя письма?

-Для чего нужен индекс?

  1. Закрепление

Выполним упр 12.

СЛАЙД 7.  -Что лишнее и чего не хватает в каждой строчке? Свои наблюдения запишите в таблицу.

Лишнее

Недостающие данные

1.

2.

3.

Самопроверка с образцом

Лишнее

Недостающие данные

1.

Этаж 4

Край, город, фамилия, имя

2.

-

Дом, квартира, имя

3.

Жду ответа, как соловей лета

Край, город, улица, дом, квартира, фамилия, имя

Оцените себя. (смайлики)

  1. Итог.

СЛАЙД 8. - Какие цели мы ставили в начале урока?

                   -Достигли мы этих целей.

  1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

СЛАЙД 9.  Прочитайте то, что написано в карте, и определите, происходило ли это с каждым из вас. Вы можете  выбрать один из двух  вариантов ответа –Да или Нет – и обвести кружком соответствующий ответ.

Сегодня на уроке  я вспомнил  какие имена существительные называются собственными

Да

Нет

Сегодня на уроке я вспомнил как пишутся имена собственные

Да

Нет

Сегодня я узнал на уроке новые слова-определения (адресант, адресат, индекс)

Да

Нет

Сегодня я узнал на уроке как подписывать конверт и научился подписывать его

Да

Нет

10 . Дома. Творческое задание. Написать письмо девочке Соне.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Почтовый индекс. Слово означает "указатель".

"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.

В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами,

http://pochta.ru/documents/10231/0/indeks.png/96f654dc-1c56-4230-a277-809a8c1443b8?t=1442493700245

Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

У девочки Розы растут красные розы.

Слайд 3

Собственные имена существительные закреплять умения писать имена собственные с заглавной буквы научиться подписывать конверт

Слайд 4

Что обычно указывается на конверте? Страна Край (область, округ) Район Город (село, поселок) Улица, дом, квартира Фамилия, имя, отчество

Слайд 5

КУДА: орел , ул . зеленая, дом 5 КОМУ : мишкиной соне

Слайд 6

Инструкция. Достаньте из пакета все содержимое. Разложите содержимое пакета на стол. Возьмите карточку со словом АДРЕСАНТ. Выясните значение слова АДРЕСАНТ. (Обратитесь за помощью к учебнику). Запишите данные адресанта на конверт.* Возьмите карточку со словом АДРЕСАТ . Выясните значение слова АДРЕСАТ. (Обратитесь за помощью к учебнику). Запишите данные адресата на конверт.* Возьмите зеленую карточку со словом ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС. Прочитайте. Приклеить индекс адресата на конверт. Запишите индекс, используя образец для записи цифр индекса.*

Слайд 7

Лишнее Недостающие данные 1. 2. 3. Лишнее Недостающие данные 1. Этаж 4 Край, город, фамилия, имя, индекс 2. - Дом, квартира, имя, индекс 3. Жду ответа, как соловей лета Край, город, улица, дом, квартира, фамилия, имя, индекс

Слайд 8

Собственные имена существительные закреплять умения писать имена собственные с заглавной буквы научиться подписывать конверт

Слайд 9

Сегодня на уроке я вспомнил какие имена существительные называются собственными Да Нет Сегодня на уроке я вспомнил как пишутся имена собственные Да Нет Сегодня я узнал на уроке новые слова-определения (адресант, адресат, индекс) Да Нет Сегодня я узнал на уроке как подписывать конверт и научился подписывать его Да Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

урок русского языка: Спряжение глаголов. Паралимпийские игры.УМК "Планета знаний" 4 класс

Урок русского языка. Упражнение в определении спряжений, повторение падежных окончаний существительных.Паралимпийские игры. Спорт для мужественных. (Возможно проведение урока с ипользованием презентац...

Урок русского языка 2 класс Планета знаний.

В данной папке располагается разработка урока  исследования (русский язык)по программе Планета знаний(2 класс)....

Урок русского языка 2 класс Планета знаний.

В данной папке располагается разработка урока  исследования (русский язык)по программе Планета знаний(2 класс)....

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».

Урок русского языка  3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».Дидактическая цель: создать условия для расширения ...

Урок русского языка 3 класс "Глагол. Обобщение" УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока по русскому язык  4 класс УМК "Планента знаний" по теме "Глагол. Обобщение" с использованием ЭФУ...