Урок литературы в 11-м классе по теме "Серебряный век русской поэзии. Октябрьская революция глазами поэтов".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Кравчук Любовь Викторовна

 День Октябрьской революции 1917 года, является памятной датой России и отмечается в соответствии с Федеральным законом N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года.

 Урок - пролог к изучению большой темы “Поэзия Серебряного века”.  Он знакомит учащихся  с восприятием  Октябрьской революции поэтами Серебряного века. Историческое событие  предстанет  в произведениях разных поэтов: уже знакомых, узнаваемых;  поэтов-эмигрантов, представителей русского зарубежья,  и малоизвестных, чьи произведения не  изучаются в школе. Цель урока в эмоциональном воздействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11.docx68.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11-м классе

по теме

 "Серебряный век русской поэзии.

 Октябрьская революция глазами поэтов".

2017 год  - юбилейный год русской истории. Февральская, а затем Октябрьская революции изменили привычный уклад жизни.

 День Октябрьской революции 1917 года, является памятной датой России и отмечается в соответствии с Федеральным законом N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года.

 Урок - пролог к изучению большой темы “Поэзия Серебряного века”.  Он знакомит учащихся  с восприятием  Октябрьской революции поэтами Серебряного века. Историческое событие  предстанет  в произведениях разных поэтов: уже знакомых, узнаваемых;  поэтов-эмигрантов, представителей русского зарубежья,  и малоизвестных, чьи произведения не  изучаются в школе. Цель урока в эмоциональном воздействии.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, групповая, метод проектов

Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Октябрьской революции; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма.

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация “Октябрьская революция глазами поэтов Серебряного века»”; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”, ноутбуки с возможностью доступа к сети Интернет.

В ходе урока малые группы получают задание и, используя  материалы  сети Интернет, готовят выступление-анализ  стихотворения. Тема мини-проектов « Приметы времени в стихотворениях поэтов. Октябрьская революция».

Ход урока

Наши внуки будут удивляться,
Перелистывая страницы учебника:
"Четырнадцатый... семнадцатый... девятнадцатый...
Как они жили!.. Бедные!.. Бедные!.."
                                     Илья Эренбург

1. Организационный момент. Цели и задачи

2. Сообщение учащегося «Две русских революции 1917 года» (историческая справка).

3. Лекция учителя (презентация). 

Столетие революции. 1917 - дата  далекая и, кажется, что все, что происходило в России  в те дни,-  просто игра,  мираж, миф.Слайд-1-2

Нет сомнений в том, что  готовилась русская революция политическими партиями, их членами, в ссылках и эмиграции. Велика роль светских салонов, поэтических кафе,  редакций эстетских журналов.  Все мечтали о революции, призывали ее. Люди жаждали свободы, равенства, братства, социальной справедливости – всего этого действительно не хватало. Революция казалась (а может быть, и была) единственным выходом. И Серебряный век перьями своих лучших поэтов готовил для нее психологическое (и идеологическое) обеспечение.      

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай ОцупСергей Маковский.

 «Жить в обществе  и быть свободным от общества нельзя»,- утверждал в одной из статей В.И. Ленин, творец Октябрьской революции.

Нормы бытия и нормы литературы тесно связываются друг с другом. Революция была «первым» и «ярчайшим» днем в их жизни и жизни всего народа, страны. Нерасторжимость этих связей получала выражение в широкой трактовке темы, которая часто развертывалась как рассказ о поколении, окрепшем, сформировавшемся в огне революционных боев.

 Жажда свободы, обновления  проявилась даже у  утонченного  Бальмонта: Слайд-3

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,

 Наш царь – кровавое пятно,

 Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму темно.

 … Он трус, он чувствует с запинкой,

Но будет, час расплаты ждет.

 Кто начал царствовать – Ходынкой,

Тот кончит – встав на эшафот. 

Стихи были так себе, но искренние, но пророческие.

Революцию ждали, революцию хотели. И даже странно, что один только Маяковский почти угадал в 1915-м:

Где глаз людей обрывается куцо

Главой голодных орд

 в терновом венке революций

грядет шестнадцатый год.

В октябрьские дни вопроса принимать или не принимать революцию у Маяковского не было: « Моя революция»,- признается он в автобиографии. В подтверждение сказанному отрывок из поэмы « Владимир Ильич Ленин»: Слайд-4

Когда я
            итожу
                        то, что прожил,
и роюсь в днях —
                        ярчайший где,
я вспоминаю
                        одно и то же —
двадцать пятое,
                        первый день.

Из больших поэтов партийцами были Маяковский, ставший членом РСДРП(б) в 1908-м, и Брюсов, получивший партбилет уже в 1919-м.

На фоне определенной грани отчетливей вырисовывались различия в индивидуальных судьбах поэтов, неравноценность сделанного ими за эти годы. Общий итог мог заметно отличаться не только при очевидной разнице масштаба дарований.

Жажду свободы, перемен, лихого разгула мы находим у футуриста Василия Каменского: Слайд-5

 

Сарынь на кичку!

Ядреный лапоть!

Чеши затылок у перса-пса.

 Зачнем с низовья

Хватать царапать

И шкуру драть

Парчу с купца.

Сарынь на кичку!

Кистень за пояс.

 В башке зудит

Разгул до дна.

Свисти – глуши,

Зевай — раздайся!

 Слепая стерва — не попадайся!

Вввва!

Это удалое «Вввва!» - красочный уголовный фермент в психологии нации.

Что до эксцессов, то о них сказал тоже Блок: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ — паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит?..»   

Февральскую революцию  сам Блок  принял с воодушевлением. Накануне октябрьских событий в ответ на предложение  поэтессы Зинаиды Гиппиус принять участие в работе антибольшевисткой газеты ответил: « Да, если хотите, я скорее с большевиками». Когда в начале  ноября новые хозяева России собрали представителей литературно-художественной интеллигенции, Блок был  одним из первых, кто откликнулся  на предложение о сотрудничестве. Он был полон надежд на великое преображение России. В статье  «Интеллигенция и революция» звучит призыв поэта:  « Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию».  Эта « музыка» революции врывается очищающим вихрем в поэме   « Двенадцать»,  с которой нам еще предстоит познакомиться на следующих уроках. Блок был всегда предельно честен в каждом своем слове. 13 мая 1918 года он пророчествует: « Художнику надлежит знать. Что  той России, которая была, нет  и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так что жить станет нестерпимо. Но того рода ужаса, который был,  уже не будет». Революция для Блока – это стихия, равная по силе стихии страсти: Слайд-6

Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

«Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую немного равных себе по величию», - писал Блок в январе 1918 года в статье «Интеллигенция и революция». - «Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное...» И далее, восхищаясь размахом русской революции, «желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может...)», Блок утверждал, что современность учит «предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего...», или, как говорил он в докладе «Крушение гуманизма» (1919), - «жадно жить и действоватьв открывшейся эпохе вихрей и бурь...»

Как и большинство писателей Максим  Горький с восторгом встретил Февральскую революцию и крайне настороженно отнесся к  Октябрьской. В 1917 году он демонстративно покидает ряды партии большевиков. В одном из стихотворений 1914 года «буревестник революции» писал: Слайд-7

 Как же мы потом жить будем?

Что нам этот ужас принесет?

Что теперь от ненависти к людям

Душу мою спасет?

Для  Горького революция – страшный рев разбуженной  народной стихии, вырвавшейся наружу через все социальные запреты и грозящий затопить жалкие островки культуры.

  Борис Пастернак сравнивал две революции не в пользу Октябрьской: Слайд-8

Теперь ты — бунт. Теперь ты — топки полыханье.

И чад в котельной, где на головы котлов

Пред взрывом плещет ад Балтийскою лоханью

Людскую кровь, мозги и пьяный флотский блев.

В 1920 году уезжает из России известная поэтесса Зинаида Гиппиус. Она привнесла в эмиграцию петербургскую атмосферу, воздух Серебряного века. Для Гиппиус Октябрь был «предательством и святотатством». О «грязных» словах, вошедших в поэзию, Гиппиус говорит тоном барыни, возмущенной, что ее прислуга «перестала бояться» и «смеет обо всем рассуждать» наравне с господами. Демократизация стиха - и это верно уловлено - поставлена в прямую связь с общественно-историческим фактом: с пробудившимся самосознанием трудового люда, с готовностью «уличной рати» идти на штурм буржуазно-помещичьего государства. Потому такая ненависть сквозит в стихотворении Гиппиус: спор здесь идет не просто о словах и нормах стихосложения, а о таких жизненных и языковых явлениях, которые несла с собой пролетарская революция

Это не значит, конечно, что общенациональный язык, поэтическая речь раскололись на обособленные «классовые языки». Напротив, любое ограничение словесного ряда «сословными» рамками свидетельствовало тогда об отставании поэзии от современности, и в лексической узости сказалась их «недостаточность»! - бессилие отобразить революцию в ее полноте и конкретности, отсутствие подлинного контакта с массовой аудиторией. Для наиболее же ярких, жизнеспособных явлений поэзии характерны в этот период словесная широта и раскованность, обогащение литературного языка народным «многоголосием». Слайд-9

 Как скользки улицы отвратные,

Какая стыдь!

 Как в эти дни невероятные

Позорно — жить!

Лежим, заплёваны и связаны

По всем углам.

Плевки матросские размазаны

 У нас по лбам.

В  конечном счете стояла задача взаимодействия новой поэзии с новым читателем, с революционной действительностью, и потому процесс демократизации языка сопровождался напряженной борьбой, носившей зачастую весьма определенную социально-политическую направленность.

Касаясь изменений в языке современной поэзии, Маяковский в статье «Как делать стихи?» (1926) писал:

«...Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через центральные проспекты; расслабленный интеллигентский язычишко с его выхолощенными словами: „идеал“, „принципы справедливости“, „божественное начало“, „трансцендентальный лик Христа и Антихриста“ - все эти речи, шепотком произносимые в ресторанах, - смяты. Это - новая стихия языка».

Это Леонид Каннегисер. В ночь с 25 на 26 октября 1917-го он, вместе с другими юнкерами, защищал в Зимнем дворце Временное правительство. А в августе 1918-го убил председателя петроградской ЧК Урицкого.

Между Февралем и Октябрём, летом 1917-го, Каннегисер пишет свой «Смотр»: Слайд-10

На битву! — и бесы отпрянут,
И сквозь потемневшую твердь
Архангелы с завистью глянут
На нашу весёлую смерть.
………………………………..
Когда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне
Я вспомню – Россия, Свобода
Керенский на белом коне.

Весёлая смерть настигла его в подвалах ЧК.

Любить Родину, но жить вдали от нее и умирать вдали от неё – всегда трагедия. Оставшиеся  же на Родине готовились или умереть с “обугленной” Россией, или с ней же, “как Лазарь, встать из гроба”.

Никогда не стоял вопрос о том, покидать родину или нет, перед Анной Ахматовой. В 1917 году она пишет стихотворение “Мне голос был...”, направленное против тех, кто в годину суровых испытаний собрался уезжать. А. Ахматова, как и многие её современники, прошла через все муки ада тоталитарного государства: примерно с середины 20-ых годов ее стихи замалчивались, в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре будет арестован, а затем расстрелян её муж Николай Гумилев; в 30-ые годы под колесо сталинских репрессий попадет единственный сын-студент Лев Гумилев. “Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне”, - так скажет о своей трагической судьбе сама поэтесса. Слайд-11 Октябрьский переворот Анна Ахматова принять не могла. Первые месяцы советской власти показали, что прежние преследуемые сами стали гонителями. В 1921 году на долю поэтессы выпали страшные потрясения, когда погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и брат А. Горенко.

В годы революции А. Ахматова уже осознавала себя национальным поэтом и говорила от имени тех, кто представлял Россию. Высоким торжественным слогом пишет поэтесса в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно... » («Когда в тоске смертоубийства... ») (1917) о предложении покинуть Родину: 

...Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда... »

 « Февральская метель»  не застала Сергея  Есенина врасплох: «Революция будет завтра или через четыре месяца»,- сообщил он  еще в 1916 году одной из своих питерских знакомых. Первый отклик на революционные события прозвучал в поэтическом манифесте, написанном  от лица  группы ( «купницы»)     крестьянских писателей (Клюева, Чапыгина, Клычкова): Слайд-12

О Русь, взмахни крылами,

 Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает  иная степь.

С воодушевлением Есенин принял Октябрьскую революцию, хотя и не  стал членом большевистской партии ВКП (б). В одной из своих биографий он писал:  « В годы революции был всецело на стороне  Октября, но принимал все  по-своему, с крестьянским уклоном».

Тема революционного обновления страны раскрывается в образах, носящих чаще всего космический, планетарный характер. Отсюда пророческий смысл этих стихотворений, их ораторски-полемическая ритмическая структура. Для Есенина революция была чем-то великим и религиозным. Революция, восстание рабов виделись поэту и на земле, и на небе:

Земля моя златая!

Осенний светлый храм!

Несется к облакам.

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик

В октябре 1917 года  Иван Бунин переехал в Москву и здесь пережил революцию. С 1918 года  он сначала в Москве, а затем в Одессе  стал очевидцем расстрелов, насилия, грабежей. С 1918 по 1920 годы вел дневник, который назвал « Окаянные дни» в нашей стране (опубликованы  лишь в 80-ых годах  прошлого столетия). Рефреном  в этом произведении звучат слова: « Опозорен русский человек!» В революции 1917 года  он увидел кровавую игру, которая ведет к разрушению вековых устоев, сеет ненависть к интеллигенции, уничтожает культуру: Слайд-13

Презренного, дикого века

Свидетелем быть мне дано,

 И в сердце моем так могильно,

Ак мерзлое это окно.

Вскоpе свершилась Октябрьская революция, которую Маpина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правил революции, ее цели и задачи, но она должна была по меньшей мере ощутить ее как могучую и безграничную стихию. Слайд-14

Февральскую революцию  Осип Мандельштам приветствовал, а к Октябрьской сначала отнесся довольно настороженно. Тем не менее уже в мае 1918 г. он написал «Сумерки свободы», где призывал: Слайд-15


Прославим, братья, сумерки свободы, 
Великий сумеречный год! 
В кипящие ночные воды 
Опущен грозный лес тенет. 
Восходишь ты в глухие годы, 
О, солнце, судия, народ

Поэту казалось, что революция несет с собой коренное изменение жизни подавляющего большинства народа в лучшую сторону, и ради подобного обновления бытия можно временно пожертвовать демократическими свободами: 

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, 
Скрипучий поворот руля

Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Как вы думаете, какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении?

Максимилиан Волошин, "Россия распятая": «Если для лирического произведения поэту достаточно одной силы чувства и яркости впечатления, то для стихотворения, написанного на темы текущей современности, этого отнюдь не достаточно. Слайд-16


   Необходимо осознание совершающегося. Каждый жест современности должен быть почувствован и понят в связи с действием переживаемого акта, а каждый акт -- в связи с развитием всей трагедии.
   И актер, и зритель могут быть участниками политического действа, ничего не зная о содержании последующего акта и не предчувствуя финала трагедии, поэт же должен быть участником замыслов самого драматурга. Важнее отдельных лиц для него общий план развертывающегося действия, архитектурные соотношения групп и характеров и очистительное таинство, скрытое Творцом в замысле трагедии.И тут внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская      Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени.Началось разложение Черноморского флота. Когда я в первый раз при большевиках подъезжал из Коктебеля к Феодосии, под самым городом меня встретил мальчишка, посмотрел на меня, свистнул и радостно сообщил: "А сегодня буржуев резать будут!"
   Положение было у нас настолько парадоксальное, что советская власть в городе была крайне правой партией порядка. Во главе Совета стоял портовый рабочий -- зверь зверем,-- но когда пьяные матросы с "Фидониси" потребовали устройства немедленной резни буржуев, он нашел для них слово, исполненное неожиданной государственной мудрости: "Здесь буржуи мои и никому чужим их резать не позволю", установив на этот вопрос совершенно правильную хозяйственно-экономическую точку зрения. И едва ли не благодаря этой удачной формуле Феодосия избегла своей Варфоломеевский ночи.

Мы вправе рассматривать совершающуюся революцию, как одно из глубочайших указаний о судьбе России и об ее всемирном служении.
   Особая предназначенность России подтверждается также той охраняющей силой, которая бдит над нею в самые тяжелые эпохи ее истории и спасает ее, вопреки ее собственным намерениям и устремлениям.
   Лишь только чужеземная рука касается ее жизненных средоточий, немедленно рождается неожиданный ответный удар, который редко исходит из сознательной воли самого народа, а является разрядом каких-то стихийных, охраняющих ее сил».

Для Хлебникова, как и для Маяковского, Каменского, Асеева, даже не возникал вопрос о том, “принимать” или “не принимать” революцию. Уже самое отрицание господствующего общества, его культуры и искусства определило их позицию на стороне Октябрьской революции.

Первые дни Октябрьской революции застали ВелимираХлебникова в Москве, куда он приехал из Петербурга. В очерке «Октябрь на Неве» Хлебников писал об этом времени: «Первая заглавная буква новых дней свободы так часто пишется чернилами смерти». Революция приблизила Хлебникова к исторической действительности. Его произведения порой даже приобретают агитационную интонацию, более непосредственное “человеческое” звучание. Творчество Хлебникова прониклось ощущением реального движения истории, пафосом революции. В Октябрьской революции Хлебников увидел, прежде всего, перестройку всего мирового порядка, торжество народных чаяний, возмездие старому миру и открывающиеся безбрежные возможности для будущего человечества, для осуществления нового справедливого и гармонического строя. Он не испугался ни беспощадности самой борьбы, ни выстраданных суровых будней революции, разрухи, голода, кровавых событий гражданской войны. Слайд-17 

Все за свободой — туда.
Люди с крылом лебединым
Знамя проносят труда.
Жгучи свободы глаза,
Пламя в сравнении — холод,
Пусть на земле образа!
Новых напишет их голод…
Двинемся вместе к огненным песням,
Все за свободу — вперед!
Если погибнем — воскреснем!
Каждый потом оживет.
Двинемся в путь очарованный,
Гулким внимая шагам.
Если же боги закованы,
Волю дадим и богам…

Что сближает всех этих очень непохожих один на другого поэтов? - По-видимому, не только приятие  революции, к которой все они пришли разными путями и по-разному приняли. Бросается в глаза и близкая эмоциональная настроенность, сходная эстетическая трактовка темы, выразившаяся в той безмерности желаний и требований, о которой говорил Блок, в какой-то повышенной жизненной энергии (и соответственно - в поэтической экспрессии), ломающей все преграды, в радостной, буйной, не знающей удержу силе, празднично устремленной навстречу настоящему и будущему.

Не говоря уже о том, что никакое произведение искусства никогда в точности не соответствует факту, следует помнить, что указанные стихи и поэмы отражали не фактическую сторону революции, а были связаны с нею иными каналами, воплощая в общих чертах разрушительный и созидательный дух революции, ее всемирный размах, пафос коллективизма.

4.Беседа .

  • Каковы, по-вашему, особенности лирики революционного времени?
  • Почему так по-разному отнеслись поэты Серебряного века к Октябрьской революции?
  • В чем значимость поэзии периода Октябрьской революции?
  •  Кто, по-вашему, главный герой поэзии этого периода?

В ходе  выясняем, что

  • присутствовало деление на поэтов, принявших и не принявших Октябрьскую революцию;
  • основные группы жанров:

лирические (элегия, ода, песня),

сатирические (высмеивающие врага),

  • употребление  сниженной лексики,
  • открытость суждений, эмоциональность,
  • пророческая составляющая каждого стиха.

5. Выступления групп по плану

  • О жизни писателя и его творчестве  в период Октябрьской революции.
  • Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно. Приметы революции.
  • Попробуйте составить синквейн, передающий отношение лирического героя к Октябрьской революции.

1-я группа работает со стихотворением Игоря Северянина «Гимн Российской Республики…»,

2-я – группа работает со стихотворением Рюрика Ивнева «Смольный»,

3-я – группа работает со стихотворением Зинаиды Гиппиус «Блевотина войны — октябрьское веселье!»

4-я - группа работает со стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова «Революция»,

5-я - группа работает со стихотворением Максимилиана  Волошина «Русская революция»,

6-я – группа работает со стихотворением Владимира Маяковского «Ода революции».

6. Выводы:

Краткий обзор поэзии периода Октябрьской революции показал, что поэты, как и русское общество в целом,   по-разному относились к происходившим событиям. Особенностью  лирики  времени Октябрьской революции можно назвать  использование сниженной лексики, откровенность суждений, физиологичность в изображении происходящих перемен, пророческие суждения. Слайд-18

7. Домашнее задание (по выбору): Слайд-19

  • Выучите наизусть стихотворение  современного поэта об Октябрьской революции проанализируйте его.
  • Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика периода Октябрьской революции?”
  • Подготовить проект “Две революции в стихотворениях поэтов Серебряного века”.

8. Рефлексия

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
  • Оцените свою работу на уроке и работу групп.

Использованные материалы

Приложение

Русская революция (Максимилиан Александрович Волошин)

Во имя грозного закона

Братоубийственной войны,

И воспаленны и красны

Пылают гневные знамена.

Но жизнь и русская судьба

Смешали клички, стерли грани:

Наш пролетарий — голытьба,

А наши «буржуа» — мещане.

А грозный демон — «Капитал» —

Властитель фабрик, Князь заботы,

Сущность отстоенной работы,

Преображенная в кристалл, —

Был нам неведом:

                              нерадивы

И нищи средь богатств земли,

Мы чрез столетья пронесли,

Сохою ковыряя нивы,

К земле нежадную любовь...

России душу омрачая,

Враждуют призраки, но кровь

Из ран ее течет живая.

Не нам ли суждено изжить

Последние судьбы Европы,

Чтобы собой предотвратить

Ее погибельные тропы.

Пусть бунт наш — бред, пусть дом наш пуст,

Пусть боль от наших ран не наша.

Но да не минет эта чаша

Чужих страданий наших уст.

И если встали между нами

Все бреды будущих времен —

Мы все же грезим русский сон

Под чуждыми нам именами.

Тончайшей изо всех зараз,

Мечтой врачует мир Россия —

Ты, погибавшая не раз

И воскресавшая стихия.

Как некогда святой Франциск

Видал: разверзся солнца диск

И пясти рук и ног Распятый

Ему лучом пронзил трикраты —

Так ты в молитвах приняла

Чужих страстей, чужого зла

Кровоточащие стигматы.

12 июня 1919

Революция (Валерий Яковлевич Брюсов)

Что такое революция? - Буря,

Ураган, вырывающий с корнем

Столетние кедры,

Освежающий недра

Воздухом горним, -

Оживляющий все ураган,

Крушащая многое буря!

Бог. Саваоф,

Что, брови нахмуря,

Просторы лесов

Для новых семян,

Для посевов грядущих

Расчищает дыханием уст всемогущих!

Революция - буря. Она

Над океаном

Летит ураганом,

Разметая воды до дна,

И горе

Судам,

Застигнутым в море!

Там

Огромный дреднот и ничтожная шлюпка

Одинаково хрупки,

Там

Для тысяч раскрыты могилы,

Там никто

Не предвидит судьбы: все - слепые!

Что

Наши ничтожные силы

Пред волей стихии!

Революция - буря...


       Блевотина войны — октябрьское веселье! (Зинаида Гиппиус )

Блевотина войны — октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье,

О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил — засек кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.

Смеются пушки, разевая рты…

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

29 октября 1917

ТЛИ

Припав к моему изголовью,

ворчит, будто выстрелы, тишина;

запекшейся черной кровью

ночная дыра полна.

Мысли капают, капают скупо;

нет никаких людей…

Но не страшно… И только скука,

что кругом — все рыла тлей.

Тли по мартовским алым зорям

прошли в гвоздевых сапогах.

Душа на ключе, на тяжком запоре,

Отврат… тошнота… но не страх.

26-29 октября 1917, ночью

СЕЙЧАС

Как скользки улицы отвратные,

Какая стыдь!

Как в эти дни невероятные

Позорно — жить!

Лежим, заплеваны и связаны

По всем углам.

Плевки матросские размазаны

У нас по лбам.

Столпы, радетели, водители

Давно в бегах.

И только вьются согласители

В своих Цеках.

Мы стали псами подзаборными,

Не уползти!

Уж разобрал руками черными

Викжель — пути…

9 ноября 1917

У. С.

Наших дедов мечта невозможная,

Наших героев жертва острожная,

Наша молитва устами несмелыми,

Наша надежда и воздыхание,-

Учредительное Собрание,-

Что мы с ним сделали…?

12 ноября 1917

Ода революции (Владимир Владимирович Маяковский)

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

"О"!

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой,

грудой развалин?

Машинисту,

пылью угля овеянному,

шахтеру, пробивающему толщи руд,

кадишь,

кадишь благоговейно,

славишь человечий труд.

А завтра

Блаженный

стропила соборовы

тщетно возносит, пощаду моля,-

твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

"Слава".

Хрипит в предсмертном рейсе.

Визг сирен придушенно тонок.

Ты шлешь моряков

на тонущий крейсер,

туда,

где забытый

мяукал котенок.

А после!

Пьяной толпой орала.

Ус залихватский закручен в форсе.

Прикладами гонишь седых адмиралов

вниз головой

с моста в Гельсингфорсе.

Вчерашние раны лижет и лижет,

и снова вижу вскрытые вены я.

Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды!-

и мое,

поэтово

- о, четырежды славься, благословенная!

Рыдай, буревая стихия (Андрей Белый)

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия,-

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,-

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени

Туда — в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез —

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,-

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия,-

Мессия грядущего дня!

Август 1917, Поворовка

Смольный(Рюрик Ивнев)

Довольно! Довольно! Довольно

Истошно кликушами выть!

Весь твой я, клокочущий Смольный,

С другими — постыдно мне быть.

Пусть ветер холодный и резкий

Ревет и не хочет стихать.

Меня научил Достоевский

Россию мою понимать.

Не я ли стихами молился,

Чтоб умер жестокий палач,

И вот этот круг завершился,

Россия, Россия, не плачь!

Не я ль призывал эти бури,

Не я ль ненавидел застой?

Дождемся и блеска лазури

Над скованной льдами Невой.

Чтоб счастье стране улыбнулось,

Она заслужила его.

И чтобы в одно обернулось

Твое и мое торжество.

Довольно! Довольно! Довольно!

Кликушам нет места в бою.

Весь твой я, клокочущий Смольный,

Всю жизнь я тебе отдаю!

Октябрь 1917, Петроград

Русская революция (Борис Пастернак)
Как было хорошо дышать тобою в марте
И слышать на дворе, со снегом и хвоей
На солнце, поутру, вне лиц, имен и партий
Ломающее лед дыхание твое!
Казалось, облака несут, плывя на запад,
Народам со дворов, со снегом и хвоей
Журчащий, как ручьи, как солнце, сонный запах,
Все здешнее, всю грусть, все русское твое.
И теплая капель, буравя спозаранку
Песок у желобов, грачи и звон тепла
Гремели о тебе, о том, что, иностранка,
Ты по сердцу себе прием у нас нашла.
Что эта, изо всех великих революций
Светлейшая, не станет крови лить; что ей
И кремль люб, и то, что чай тут пьют из блюдца.
Как было хорошо дышать красой твоей!
Казалось, ночъ свята, как копоть в катакомбах,
В глубокой тишине последних дней поста.
Был слышен дерн и дром, но не был слышен Зомбарт
И грудью всей дышал Социализм Христа.
Смеркалось тут... Меж тем, свинец к вагонным дверцам
(Сиял апрельский день) — вдали, в чужих краях
Навешивался вспех ганноверцем, ландверцем.
Дышал локомотив. День пел, пчелой роясь.
А здесь стояла тишь, как в сердце катакомбы.
Был слышен бой сердец. И в этой тишине
Почудилось: вдали курьерский несся, пломбы
Тряслись, и взвод курков мерещился стране.
Он.— «С Богом,— кинул, сев; и стал горланить,—
                                                       к черту -
Отчизну увидав,— черт с ней, чего Глядеть!
Мы у себя, эй жги, здесь Русь, да будет стерта!
Еще не все сплылось, лей рельсы из людей!
Лети на всех парах! Дыми, дави и мимо!
Покуда целы мы, покуда держит ось.
Здесь не чужбина нам, дави, здесь край родимый.
Здесь так знакомо все, дави, стесненья брось!»
Теперь ты — бунт. Теперь ты — топки полыханье.
И чад в котельной, где на головы котлов
Пред взрывом плещет ад Балтийскою лоханью
Людскую кровь, мозги и пьяный флотский блев.

Гимн Российской Республики

(Игорь Северянин )

Гимн Российской Республики

Свобода! Свобода! Свобода!

Свобода везде и во всем!

Свобода на благо народа!

Да радуемся! да живем!

Мы русские республиканцы,—

Отсталым народам пример!

Пусть флагов пылают румянцы!

Сверкает в руках револьвер!

Победа! Победа! Победа!

Над каждым в России царем!

Победа — расплата за деда!

Да радуемся, да живем!

Столетья царями теснимы,

Прозрели в предвешние дни:

Во имя России любимой

Царь свергнут — и вот мы одни!

Труд, равенство, мир и свобода,

И песня, и кисть со стихом —

Отныне для счастья народа!

Да радуемся! да живем!

1917, Гатчина-Петроград

   Петроград (Максимилиан Волошин)

 

   Как злой шаман, гася сознанье

   Под бубна мертвое бряцанье,

   И опоражнивая дух,

   Распахивает дверь разрух,--

   И духи мерзости и блуда

   Стремглав кидаются на зов,

   Вопя на сотни голосов,

   Творя бессмысленные чуда,--

   И враг что друг и друг что враг --

   Меречат и двоятся...--

   так,

   Сквозь пустоту державной воли

   Когда-то собранной Петром,

   Вся нежить хлынула в сей дом

   И на зияющем престоле,

   Над зыбким мороком болот

   Бесовский правит хоровод.

   Народ, безумием объятый,

   О камни бьется головой

   И узы рвет, как бесноватый...

   Да не смутится сей игрой

   Строитель внутреннего Града --

   Те бесы шумны и быстры:

   Они вошли в свиное стадо

   И в бездну ринутся с горы.


Красный бант в волосах!… (Марина Цветаева)
Красный бант в волосах! 
Красный бант в волосах! 
А мой друг дорогой - 
Часовой на часах. 

Он под ветром холодным, 
Под холодной луной, - 
У палатки походной -
Как столб соляной. 

Подкрадусь к нему тихо - 
Зычно крикнет: - Пароль! 
- Это я! - Проходи-ка, 
Здесь спит мой король!

- Это я, мое сердце, 
Это - сердце твое! 
- Здесь для шуток не место, 
Я возьму под ружье. 

- Не проспать бы обедни 
Твоему королю! 
- В третий раз - и в последний: 
Проходи, говорю! 

Грянет выстрел. На вереск 
Упаду - хоть бы звук. 
Поглядит он на Север, 
Поглядит он на Юг, 

На Восток и на Запад, 
- Не зевай на часах! - 
Красный бант в волосах, 
Красный бант в волосах! 

10 ноября 1918 

В Политехническом «Вечер новой поэзии»: Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом. 1917-1923. Статьи. Манифесты. Воспоминания / Сост. Вл. Муравьев. – М.: Моск. Рабочий, 1987. – (Московский Парнас).
  

 Русская Революция(Максимилиан Волошин)
   Во имя грозного закона
   Братоубийственной войны,
   И воспаленны и красны
   Пылают гневные знамена.
  
   Но жизнь и русская судьба
   Смешали клички, стерли грани:
   Наш "пролетарий" -- голытьба,
   А наши "буржуа" -- мещане.
   А грозный демон -- Капитал --
   Властитель фабрик, Князь заботы,
   Сущность отстоенной работы,
   Преображенная в кристалл,--
   Был нам неведом:
   нерадивы
   И нищи средь богатств земли,
   Мы чрез столетья пронесли,
   Сохою ковыряя нивы,
   К земле нежадную любовь...
   России душу омрачая,
   Враждуют призраки, но кровь
   Из ран ее течет, живая.
   Не нам ли суждено изжить
   Последние судьбы Европы,
   Чтобы собой предотвратить
   Ее погибельные тропы.
   Пусть бунт наш -- бред, пусть дом наш -- пуст.
   Пусть боль от наших ран -- не наша.
   Но да не минет эта чаша
   Чужих страданий наших уст!
   И если встали между нами
   Все гневы будущих времен --
   Мы все же грезим русский сон
   Под чуждыми нам именами.
   Тончайшей изо всех зараз,--
   Мечтой врачует мир Россия,--
   Ты, погибавшая не раз
   И воскресавшая стихия!
  
   Как некогда святой Франциск
   Видал: разверзся солнца диск,
   И пясти рук и ног -- Распятый
   Ему лучом пронзил трикраты --
   Так ты в молитвах приняла
   Чужих страстей, чужого зла
   Кровоточащие стигматы

К анархии (Юрiй Хованскiй)
Моя душа в священном пламени,
Святой восторг сдержать нѣт сил -
На распростертом черном знамени
Народ надежды начертил:

От старых дней — одни пожарища
Остались в смрадѣ и золѣ...
Вперед друзья! вперед товарищи!
К свободѣ! - К раю на землѣ!


Побѣда воли, радость разума. - 
Какое счастье впереди!
Мы, побѣдивши будем праздновать,
С весенней радостью в груди!

Крестьяне, воины, рабочiе,
Сбирайтесь всѣ под черный стяг!
За вами слово, ваша очередь, -
Пал на колѣни старый враг!


Рабочее знамя. Орган петроградских анархистов-коммунистов. №1. Вторник, 30 января 1918 г. С. 3. Орфография и пунктуация сохранены. Следом в том же номере опубликовано стихотворение "У грани"

У ГРАНИ
Мы у грани послѣдних дерзанiй
Грозный факел во мракѣ зажгли...
И из царства великих исканiй
Пѣсню вѣчной борьбы принесли.

Ярко пламится факел багряный,
Смѣло борется с мрачною мглою,
И танцует трепещущiй рдяно
Отблеск пламени пляскою злой.


Разрушенья свѣтильник прекрасный
Мы зажгли средь ночей мiровых -
В пѣснопѣньях горячих и страстных
Пьем из кубка дерзанiй святых.

Рабочее знамя. Орган петроградских анархистов-коммунистов. №1. Вторник, 30 января 1918 г. С. 3. Орфография и пунктуация сохранены. Перед этим стихотворением в том же номере опубликовано стихотворение "К анархии"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

Урок литературы в 4 классе по теме: Серебрянное копытце Бажова

На этом уроке использованы разнообразные методы работы, а так же инсценировка одного эпизода ( встречи главного героя с девочкой Даренкой). Глубокий анализ текста, РАБОТА С КАРТОЧКАМИ, ТЕСТАМИ...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

Конспект урока по математике в 3 классепо теме "Уравнение. Обобщение и закрепление знаний"

Урок  учитывает требования ФГОС 2 поколения: самоконтроль учащихся (самопроверка, взаимопрвера), работа в группах, самостоятельная постановка цели и задачи урока самими учащимися. Прилагается пре...

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок Ветхая избушка. С. Есенин . Береза."

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С Есенин. Береза.  Цели урока:Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка»  и С.Есени...

Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...